Новости

Мишустин применил ответные санкции к 31 организации в Европе, США и Сингапуре

 

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры. В него включена 31 компания в Германии, Великобритании, Франции, Чехии, Австрии, ряде других стран Европы, а также из США и Сингапура, осуществляющие поставки и реализацию российского газа. В частности, первой в списке значится Gazprom Germania GmbH, участие в которой и всех ее активах "Газпром" прекратил в начале апреля.

Напомним, Указ "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" президент Владимир Путин подписал 3 мая.

С постоянными членами Совбеза Владимир Путин обсудил вопросы безопасности в связи с ситуацией вокруг Афганистана. Фото: РИА Новости

Органам власти, организациям и гражданам теперь запрещено совершать сделки с "находящимися под санкциями" (такая формулировка в указе) компаниями, учреждениями и гражданами, в отношении которых применяются спецмеры. Также запрещено исполнять обязательства по таким сделкам, в том числе по уже заключенным внешнеторговым контрактам, и осуществлять финансовые операции, выгоду по которым получают те, кто находится под санкциями. То есть можно, например, не платить за оказанные услуги и не поставлять товары.

Еще один масштабный ответ недружественным странам и международным организациям - запрет на вывоз из России продукции и сырья, произведенных или добытых на территории РФ, при условии, что такого рода поставки осуществляляются в пользу тех, кто находится под санкциями.

Ранее Владимир Путин подписал другой указ - о дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности России. В органах власти и системообразующих организациях появятся подразделения по ИТ-безопасности. А с 2025 года уже всем организациям будет запрещено использовать средства защиты информации из недружественных стран.

Киберотделы будут созданы в каждом федеральном и региональном ведомстве, государственном фонде, госкорпорации, стратегическом предприятии или системообразующей организации, а также в субъектах критической информационной инфраструктуры. Эти подразделения займутся обнаружением, предупреждением и ликвидацией компьютерных атак. Также они должны будут реагировать на компьютерные инциденты.

Руководители упомянутых структур будут нести личную ответственность за обеспечение информбезопасности своих организаций. А полномочия по этим вопросам будут возложены на их заместителей - такой вот высокий уровень контроля. При этом ФСБ получает беспрепятственный доступ, в том числе удаленный, к информационным ресурсам указанных выше структур для мониторинга. Если такой отдел в ведомстве уже существует, конечно, новый создавать не нужно, но повысить уровень руководства необходимо.

Из второй части указа следует, что уже с 2025 года антивирусы из недружественных стран покинут компьютеры всех без исключения организаций страны. Речь идет также о межсетевых экранах, системах мониторинга, защиты от утечек, средствах аутентификации. Персональных, "домашних" компьютеров граждан это предписание не касается.

Задачу президент поставил масштабную и сложную, но решить ее можно и нужно. Поле для импортозамещения открывается огромное. Тем более что время подготовиться есть. Так что российские разработчики и производители подобных продуктов смогут проявить себя на масштабном рынке средств защиты информации - без конкурентов из числа IT-гигантов, "подмявших" его под себя.

Для пользователей выгода будет как минимум в том, что иностранные недоброжелатели не смогут под видом защиты информации "сливать" их данные или внедрять вредоносный код, который превратит компьютер организации в кибероружие или принесет ей прямые финансовые убытки

Российская газета