Новости

Мнение. После СССР: по образу и подобию США

...Именно ввиду поголовного господства архаического аграрного мышления  развал СССР стал возможным. Идеологи, оформляющие его, учли и активно использовали и используют такую ситуацию, ловко манипулируя легковерными. Так как такому мышлению присущи неспособность соединить многие взаимосвязанные факты, повышенная подозрительность (кругом враги, заговоры и т.п.), суеверные страхи и тяга к потустороннему: от экстрасенсов до НЛО. И, как писал еще Люсьен Леви-Брюль, характерно пралогическое мышление, элементы которого встречаются и в современной России на каждом шагу.

В позднем СССР большинство людей, ещё вчера даже не представляющие, что такое элементарные бытовые условия, получив базовые социалистические блага: бесплатные благоустроенные квартиры, бесплатную массовую медицину и образование, стали с 70-х годов ХХ века активнее требовать всё большего удовлетворения растущих потребностей: не хлебом единым. В этой связи бусами и консервными банками для советского народа стали американские джинсы, пепси-кола, «жвачка», виски, сигареты «Мальборо» и «Кемел» и т.д.

Через это, вначале дети советской элиты, а затем всё большие и большие массы начали свое приобщение к возвышенному миру ковбоя Мальборо. Так исподволь началось преобразование страны на манер США.

И именно аграрный психотип выдвинул на ключевые роли в этот период (хотя, конечно, формально всё происходило в рамках кадровой борьбы в верхах) потомков кулаков М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина. Второй был официально выбран на абсолютно открытых выборах 12 июня 1991 года как «настоящий мужик» и «хозяин, который наведёт порядок», получив голоса 57,3 % избирателей, при наличии порога явки и графы «против всех». 

Те, кто хотели американских шмоток и американской лайф, получили возможность преобразовать страну по американскому лекалу, а после развала советской цивилизации в 1991 году процессы пошли с галопирующей скоростью. 

Квинтэссенцией этого стремления «быть как в Америке» стал, как древний языческий обычай, облет Б. Ельциным три раза статуи Свободы, в результате чего, по его собственному утверждению, он стал в три раза свободнее.

Во все тяжкие

Началось полное копирование политических институтов США с добавками из Западной Европы.

В России появился президент и вице-президент. Институт, не имевший никаких исторических корней в России и не соизмеримый по властным полномочиям ни с правами генеральных секретарей, ни с полномочиями монархов-самодержцев, как известно, имеющих божественное происхождение. 

Верхняя палата Законодательного собрания была скопирована с сената США, недаром её членов именуют сенаторами. Палата представителей США, как и парламент Франции, стал образцом для российского парламента – Государственной Думы. Такое неудачное для законодательного органа название, а не Совет или Собор, возникло при Николае II неслучайно и было вполне объяснимо: при самодержце могли быть только думцы, которых, когда спросят, тогда и должны отвечать, но никак не способные законодательствовать или самочинно принимать решения.

Здание Верховного совета РСФСР, а затем и правительства России получило название Белый Дом, а вот для применения термина «гарлем» тогда подходящего объекта не нашлось.

Механизм же реальной власти, как и в США, был сосредоточен в структуре администрации президента. 

Главный финансовый институт страны, Центробанк, копировал американскую Федеральную резервную систему с элементами немецкого банковского регулирования. 
Наконец, были скопированы Верховный и Конституционный суды, имеющие органическое начало в истории США, но совершенно непонятные в России, особенно последний.

Проще, наверное, назвать сферы, куда не проникло влияние заокеанского «партнера».

Наконец, у нас появилась полиция, которая не перестаёт мечтать получить право стрелять во всё живое, как в США. Совершенно не учитывая ни историческую подоплёку этого права, ни этническую специфику США. Забывая, что еще каких-то 30 лет назад советский милиционер справлялся с преступностью, имея в кобуре, вместо пистолета огурец, как утверждали шутники.

Не прошла эта система и мимо армии. 

В 1988 году вся страна наблюдала, как «переносит тяготы и лишения» в армии США журналист Артем Боровик, живописуя армейский быт с шикарными американскими столовыми и кубриками на двоих. Так, в массовом сознании начался формироваться миф о высокоэффективной «профессиональной» армии наёмников. Как будто призывная армия, разбившая немецко-фашистскую военную машину, была армией любителей? 

Но копирование продолжается.

Школа

Совершенно стремительно по американскому образцу произошли изменения в школе. 

Из-за массовой деградации под воздействием того, что у нас называлось в 90-е годы «свободами», многие школы стали превращаться в «зоны общего режима», а преобразования сверху по американскому и, конечно, западноевропейскому образцу привели к деградации системы знаний уже в 2000-е. 

Несмотря на упорное сопротивление общества, стране была навязана система ЕГЭ, которая стала венцом среднего образования. А вот как оценивает в своей нашумевшей книге «Сдвиг» Джой Ито, знаменитый венчурный капиталист, их собственный американский ЕГЭ – «Единый комплекс государственных образовательных стандартов (Common Core Standards): 

«…проблема, судя по растущей реакции экспертов из самых разнообразных областей, состоит (если воспользоваться некой метафорой) в том, что пока мы чиним мотор своего старенького «доджа», весь мир легким движением руки регулирует двигатель на базе холодного ядерного синтеза на своем новом лэндспидере [Land Speeder]».

Если американцы чинят «додж», то, интересно, что чиним мы?

Культура

Не будет лишним вспомнить, что культура отражает суть народа, сохраняет его идентификационные, порою хрупкие коды.

Сказать, что американская «бездуховная» культура повлияла на нашу страну – ничего не сказать. В 90-х она одержала полную победу на территории экс-СССР, закрепилась на ней и существует по сей день, правда, уже особо не эпатируя. Достаточно посмотреть на структуру программ на ТВ – сплошные американские политические ток-шоу и мыльные (вперемешку с антисоветскими) сериалы с сенсационными новостными программами. 

А той культуре, которая была до этого, выделили резервацию на телеканале «Культура».

А наш кинематограф со времен перестройки активно стал осваивать съемки третьесортных боевиков и пошлых комедий, подражая фильмам 90-х из США, в которых играли Шварценеггер, Сталлоне и другие звезды кинокомпании Carolco Pictures. 

На манер премии «Оскар» американской киноакадемии было учреждено огромное количество кинопремий, вручаемых за жалкие копии американского кино категории Z. Зато российские актеры наперегонки стремились сняться хотя бы в трехсекундном эпизоде в Голливуде, изображая русских негодяев. 

Современные российские фильмы, в которых утверждается, что всё снято с учётом исторических деталей и особенностей, напоминают такую же идентичность как советская армия в фильме «Рэмбо II» или бондиане, или милиция в «Красной жаре».

То же можно сказать и о музыкальной «культуре». Любовь к хорошей популярной иностранной музыке ещё в 70-х годах у многих переросла в антисоветизм и преклонение, как говорили тогда, перед заграницей.

Советские рокеры, возникшие по образу и подобию музыкантов Англии и США, сыграли немалую роль при разложении нестойких умом конца 80-х. 

Но долгий, тридцатилетний путь подражания вывел музыкальную культуру на новый уровень (или пробил новое дно), когда лучшими на Национальной премии 2019–2020 гг. признаются рэперы-тиктокеры, копирующие маргинальные музыкальные направления даже для США.

Наконец, с американскими «ценностями» и институтами к нам пришли и все сопутствующие явления: массовая наркомания, бездомные, гетто, неконтролируемая миграция и прочие неотъемлемые части «американского чуда».

Ну а список подобных американских ценностей можно продолжать и продолжать.

Экономика

Экономика России имеет точную, но очень бледную копию экономики США. 

Так, основной институт экономики США, биржевая деятельность, практически отсутствует как механизм в России из-за слабости самой экономики.

В 90-е годы, по точным лекалам из США, были разгромлены промышленные гиганты, прямо как по алгоритму героя фильма Ричарда Гира «Красотка» (Pretty Woman), крайне популярного в 90-е. А вскоре в России появилось и множество Детройтов. 

Вот только сокращение американской промышленности в 80–90е годы было связано с переносом производственных мощностей в КНР, тогда страну дешевой рабочей силы. В то время как бывшие советские заводы закрывались в никуда. И это часто делалось совершенно сознательно и по плану.

Впрочем, экономически Россия не просто копировала иную схему, а прочно и настойчиво встраивалась в Pax Americana через систему МВФ, Бреттон-Вудскую систему, ВТО, потому что никакой иной модели в современном капиталистическом мире, кроме американской, не существовало. Сегодня капитализм и есть Америка, а Америка и есть капитализм. И тот, кто принимает эту модель, хочет он или не хочет, становится аналогом США, конечно, с национальной и исторической спецификой.

И триумф США в холодной войне стал победой не просто одной страны над другой, а преимуществом капиталистической Америки над социалистической Россией.

Потому что, когда на пространствах СССР произошёл переход к капитализму, подчеркну, при психологической готовности большинства народа к переменам, за основу естественным образом была взята модель ведущей страны капиталистического мира. Сохраняется она и сегодня.

Ващенко Э.