Новости

Мнение: Президентский троллинг евромайдана

30 ноября, в годовщину «зверского избиения мирных протестующих на майдане», на официальных страницах Владимира Зеленского в соцсетях появился текст следующего содержания.

«Их было немного. Они остались ночевать на майдане не ради будущих портфелей или мандатов, не для того, чтобы заработать политические очки или дивиденды, а только ради одного — счастливого будущего для своей страны. Они и были теми же романтиками, которые делают революцию, плодами которой потом, как известно, пользуются негодяи.

Сегодня мы почти не вспоминаем имен непосредственных участников тех событий, которые фактически заставили Украину проснуться и стали отправной точкой больших преобразований. Где они сейчас? Остались в Украине? Получили после Революции Достоинства возможность управлять страной и воплощать изменения? На следующей неделе я очень хотел бы встретиться со студентами, которые были на майдане в ночь с 29-го на 30 ноября 2013».

Сразу скажу, что так «пиар-протокольные» мероприятия (использую такой термин) не готовятся и не проводятся. Соответствующие службы президентского офиса заранее их планируют, подбирают участников, ведь «хотя их было немного», всех формат «камерной» встречи вместить не может. К тому же подбирают участников таким образом, чтобы собрались люди, достаточно лояльные к президенту, само мероприятие приурочивают к соответствующей дате, а не вспоминают о ней только тогда, когда оно широко комментируется в СМИ.

Возникает впечатление, что об этой дате в Офисе президента попросту забыли, а заявление президента стало запоздалой и неподготовленной реакцией на публикации в СМИ. А ведь соответствующим службам никакой проблемы бы не составило собрать информацию о людях, в неведении о дальнейшей судьбе которых признался Зеленский.

Между тем спустя пару часов после заявления президента экс-министр юстиции Елена Лукаш опубликовала полный список пострадавших и задержанных в ночь на 30 ноября, среди которых студенты по возрасту и социальному статусу оказались в явном меньшинстве (что, впрочем, было известно и ранее). А уже утром следующего дня «Страна.ua» опубликовала материал «Что через шесть лет случилось с избитыми «Беркутом» студентами, с которыми хочет встретиться Зе», содержащий рассказ о дальнейшей судьбе и интервью с несколькими участниками тех событий.

Такая оперативность коллег должна была бы заставить заподозрить некую комбинацию, но склоняюсь к мнению, что все было гораздо проще. Пресс-секретарь президента Юлия Мендель рассказала: «Во многих случаях посты в Facebook пишет сам президент, но иногда мы предлагаем свои идеи... Пост о «сладеньком» написал он (речь идет о посте, в котором Владимир Зеленский приоткрыл завесу над предложениями, которые делала ему Юлия Тимошенко. — А.П.). Там же чувствуется стиль».

В посте о «студентах» также четко чувствуется его «стиль». Ведь это откровенный тролинг участников майдана на всех его этапах, особенно риторический (чтобы не сказать издевательский) вопрос о «возможности управлять страной».

Так что, судя по всему, это не хитроумная комбинация и не просчет президентских пиарщиков, это граничащий с самотроллингом крик души человека, который все больше чувствует себя таким вот «студентом», во многом в силу стечения обстоятельств поднятым на вершину политического Олимпа, а теперь вынужденного делать и говорить то, что в корне противоречит его взглядам и убеждениям. По сути он остался тем же актером, что и в «прошлой жизни», только возможностей импровизации у него еще меньше, чем на сцене «Квартала».

И двусмысленные посты в соцсетях, по контексту практически совпадающие с тем, что пишут своим оппонентам убежденные «антимайдановцы» (мол, ну и чего вы добились со своим майданом!), превращаются в единственный способ «самовыражения», возможность эзоповым языком высказать свое истинное отношение к тем или иным вещам.

Впрочем, стара как мир ситуация, когда политик, даже абсолютный правитель (а президент Украины к таковым, понятно, не относится) делает не то, что подсказывают ему его собственные взгляды, а то, что требует окружение и «группы влияния», сам политический дискурс. Выйти за «красные линии» удается немногим.

Александр ПРОХОРОВ