Новости

Московский замок на атомный сундук Пандоры

Решение открыть атомный сундук Пандоры было принято поздней осенью 1939 года. Вхожий к Франклину Рузвельту видный экономист и банкир Александр Сакс передал ему письмо, подписанное Альбертом Эйнштейном и Лео Силардом. В нём они выражали озабоченность по поводу «вероятной работы германских ученых над урановой атомной бомбой» и советовали США «незамедлительно озаботиться поиском источников урана и исследованиями в области ядерного оружия».

Альберт Эйнштейн (слева) и Лео Силард, склонившие Франклина Рузвельта к работе над американским ядерным проектом

Выслушав своего друга и прочитав аргументы, изложенные известными учёными, тогдашний президент США вызвал бригадного генерала Эдвина «Па» Уотсона, и сказал ему, указывая на документы, принесенные Саксом: «Па, это требует действий!»

Действия последовали в виде создания комитета по урану, на финансирование которого было выделено шесть тысяч долларов. К его работе были привлечены немногие учёные, работавшие в этой тогда отнюдь не приоритетной области науки: Эрнест Лоуренс, Энрико Ферми, Вэнивар Буш…

Однако вскоре этот «Комитет S-1» перерос в «Проект Манхэттен» – широкомасштабную программу США по разработке ядерного оружия. Её осуществление началось 13 августа 1942 года. Без самой малости через три года работа, к которой было привлечено уже более 130 тысяч человек и куда было вложено почти 2 миллиарда долларов (свыше 22 миллиардов в нынешнем исчислении), дала свои плоды в виде трёх бомб, названных «Штучка», «Малыш» и «Толстяк». Две первых были урановыми, более дешёвыми в производстве, третья – плутониевой. Отсюда становится понятным, почему полная программа их испытаний была названа «Тринити» («Троица»).

«Отец» американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер и военный руководитель программы по созданию ядерного оружия генерал-лейтенант Лесли Гровс

Первое испытание состоялось на полигоне Аламогордо, штат Нью-Мексико, 16 июля 1945 года. Для двух других были определены реальные цели: города Хиросима и Нагасаки. Их осуществили 6 и 9 августа 1945 года. Все цели тщательно оберегали от случайных обычных бомбардировок – эксперимент должен был проведён в исключительно «чистом виде». Тестировалось оружие массового поражения. В результате погибло около 214 тысяч человек.

Никакой военной необходимости производить эти бомбардировки не было. Япония и без того находилась на грани капитуляции, которая произошла 2 сентября, после того как последовательно сложили оружие Экспедиционная армия в Китае (15 августа) и Квантунская армия (16 августа), вследствие побед РККА, а отнюдь не взрывов каких-то «супербомб» на крайнем юге Японии, сведения о которых распространились в основном уже после войны (последними сдались Первое и Второе командование вооружённых сил центральной Японии, и случилось это лишь 28 августа).

Мечты американцев. Обложка журнала Collier`s за 27 октября 1051 г. Подпись: «Русское поражение и оккупация 1952 – 1960»

Наибольшее впечатление «Хиросима» и «Нагасаки» произвели на самих американцев. Руководство США впечатления от этих взрывов привели в состояние стойкой эйфории, продолжавшейся, с перерывами, целых 18 лет. Аналитики утверждали, что самое малое до второй половины 1950-х годов СССР своего ядерного оружия не создаст. Пользуясь мнимой безнаказанностью, Соединённые Штаты стремительно наращивали производство ядерных бомб и параллельно прытко плодили планы атомных бомбардировок Советского Союза, один другого страшнее: «Toталити» (конец 1945 года – 20-30 ядерных бомб на 20 советских городов, хотя в наличии их имелось всего 9 штук), «Пинчер» (1946), «Бройлер» (1947), «Бушвэкер» «Кранкшафт», «Хафмун», «Флитвуд», «Когвилл», «Оффтэк», «Чариотир» (все семь – 1948 год), «Дропшот» и «Троян» (1949)… В последних из названных счёт планово-применённых бомб шёл уже на сотни единиц. Убийству атомом подлежало не менее 100 миллионов советских людей. Ведь это было именно оружие массового уничтожения, оно для того и делалось!

«Отец» американской водородной бомбы Эдвард Теллер и взрыв такого устройства под кодовым наименованием «Джордж» на атолле Эниветок в Тихом океане 

Холодным душем на головы горячих американских парней из Пентагона стало известие о первом успешном испытании атомной бомбы в СССР в августе 1949 года. Скоротечную надежду на мировое господство им вновь подарило рождение новой, куда более мощной водородной бомбы, испытанной 1 ноября 1952 года на одном из малых островов атолла Эниветок. И обещания всё тех же аналитиков на монополию США по обладанию ею лет на десять. Эта иллюзия была развеяна всего через 9 месяцев взрывом подобной советской (РДС-6с) водородной бомбы, произведённым 12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне.

Руководитель советского атомного проекта Игорь Курчатов (справа) и «отец» отечественной водородной бомбы Андрей Сахаров

ТАСС счёл необходимым подчеркнуть: «В соответствии с неизменной политикой Советского Союза, направленной на укрепление мира и безопасности народов, Советское Правительство неоднократно предлагало правительствам других стран провести значительное сокращение вооружений и запретить применение атомного и других видов оружия массового уничтожения, установив в рамках Организации Объединённых Наций строгий международный контроль над этим запрещением» («Правда», 20 августа 1953 г., № 232 (12800).

Крепко запомним эту дату: август 1953 года. Ибо, ведя отсчёт именно от неё, Советскому Союзу потребовалось ещё ровно десять лет, чтобы убедить Соединённые Штаты отказаться от бессмысленного бряцания ядерным оружием и развязывания атомной войны, в которой по определению не может быть победителя. Для этого в полном соответствии с фразой Аль Капоне «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом» СССР пришлось создать «револьвер» и с барабаном потолще, и со стволом подлиннее: иные аргументы на Америку не действовали.

Панические сообщения американской прессы о проведенном в СССР первом успешном испытании ядерного оружия

Чем занималась Америка эту десятилетку и ещё восемь прежних лет? Наряду с вынашиванием агрессивных планов применения ядерного оружия в отношении СССР – многочисленными его испытаниями. Цель их была двоякой: совершенствовать ядерные взрывные устройства и параллельно запугать своего вероятного противника.

Вопреки распространённому убеждению, бомбы с лейблом «Made in USA» поначалу были очень далеки от совершенства. Во взорванной над Хиросимой, к примеру, в реакцию вступили лишь около 700 граммов (чуть больше 1 %) активного вещества – чем и объясняется сравнительно малая мощность этой бомбы по имени «Малыш». Не потому, что так было задумано – так вышло на практике.

Примерно так получалось и дальше: в испытаниях с кодовым названием «Операция „Перекрёсток“», проведённых США на атолле Бикини летом 1946 года, в бомбах «Эйбл» (прозвище Джильда) и «Бэйкер» «сгорело» лишь по килограмму высокоочищенного плутония, остальное (основная масса радиоактивного вещества) было поднято в стратосферу и рассеяно по огромной территории почти в тысячу миль в диаметре, сделав её непригодной для обитания и рыболовства. Гленн Сиборг, председатель Комиссии по атомной энергии США, назвал «Бэйкер» «первой в мире ядерной катастрофой». И такие катастрофы только умножались.

Но внешне выглядело всё действительно устрашающе эффектно. Чтобы «пугнуть» СССР, США пригласили на «Перекрёсток» советских представителей: специалистов М.Г. Мещерякова, С.П. Александрова и капитана 2-го ранга А.М. Хохлова, который числился журналистом «Красной звезды», с явным прицелом на то, что атомное величие США будет донесено до читателей популярной советской военной газеты СССР. Напугали больше самих себя, но об этом позже.

Начиная с испытаний «Майк» (термоядерного взрывного устройства; взорвано 1 ноября 1952 года), к работе учёных и военных подключили «Голливуд». Ведущим «секретного» фильма назначили звезду вестернов Рика Хадли. Гриф «top secret» был снят с данной киноленты уже в 1954-м, и она была показана широкой публике.

Взрыв «Иви Майк» и ведущий фильма об этом испытании Рик Хадли

Одновременно повсеместно на Западе нагонялся страх «советской ядерной угрозы»: всплески атомной истерии происходили синхронно вслед за каждым испытанием, проводимым в СССР, запусками первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 года), первого тяжёлого объекта (третий спутник, ‎15 мая 1958 года, масса ‎1327 кг, пробыл на орбите до ‎6 апреля‎ ‎1960 года), первого корабля с человеком на борту («Восток-1», 12 апреля 1961 года, вес ‎аппарата 4725 кг). Американцам тяжко было сознавать, что над их головами кружится, быть может, атомная бомба, которая в любой момент, может статься, обрушится вниз и… Ведь «советы» обладали всем, чем располагали до недавнего времени лишь Штаты: полным спектром атомного оружия, испытанного во всех средах, и средствами его доставки, включая дальнюю авиацию и даже космос.

Американцы пугали все страны Запада пресловутой советской ядерной угрозой, но по факту оказались более других напуганы сами: собственными фильмами о ядерных испытаниях, роликами вроде «Ляг и прикройся», рассказывающими о «правильном поведении» в условиях ядерного конфликта. Индивидуальные убежища раскупались со скоростью продажи масок во время нынешней эпидемии COVID-19. В обществе царило напряжение; сойдя с ума, выбросился из окна высотки бывший министр обороны Джеймс Форрестол (кстати, руководитель испытаний с кодовым названием «Перекрёсток»). Во время болезни он непрестанно повторял: «Русские идут, русские идут. Они везде. Я видел русских солдат».

Реклама частных бомбоубежищ в США времён холодной войны

Советский Союз последовательно и упорно склонял США и Англию (на то время, кроме СССР, только эти страны обладали ядерным оружием), к заключению договора, для начала, по запрещению испытаний ЯО в трёх средах: в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Многое предпринималось для этого со стороны СССР: объявление соответствующих мораториев в одностороннем порядке (к примеру, 31 марта 1958 года), использование трибуны ООН, СМИ коммунистических и рабочих партий по всему миру, созыв в Женеве совещания по запрещению испытаний ядерного оружия, на котором была достигнута принципиальная договоренность о возможном их прекращении, начиная с будущего, 1959 года…

«Партнёров» удалось убедить, но… акт подписания такого документа был в очередной раз сорван США, пославшего шпионить на Урал самолёт U-2, пилотируемый Гэри Пауэрсом. Он был сбит под Свердловском 1 мая 1960 года.

На вскоре состоявшемся в Париже саммите с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции советский лидер Хрущёв потребовал соответствующих извинений за провокацию от Эйзенхауэра, но американский президент отказался.

Паузу с подписанием упомянутого договора Советский Союз заполнил успешным испытанием «царь-бомбы» – самого мощного боезапаса из всех, которые когда-либо были взорваны на Земле. Они были проведены 30 октября 1961 года. Сила взрыва оказалась равной 57 мегатоннам (57 миллионам тонн обычной взрывчатки), что в два с лишним раза превосходило самую сильную американскую бомбу Mk-41/B-41, притом что мощность советского боеприпаса на испытаниях была искусственно занижена в два раза. «Эхо» взрыва трижды обошло планету. Было наглядно продемонстрировано: ещё чуть-чуть и в неуправляемую ядерную реакцию могут быть вовлечены воды океанов и воздух Земли.

Президент Джон Кеннеди 7 октября 1963 года подписывает Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой

«Срослось» с подписанием договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах лишь 5 августа 1963 года, в канун 18-й годовщины печально знаменитой бомбардировки Хиросимы. Уполномоченные представители США, Англии и СССР в Москве подписали текст этого договора, отчего он и именуется «Московским». Позже его завизировали лидеры трёх стран: президент Джон Кеннеди, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв. Два месяца спустя, 10 октября 1963 года, договор вступил в силу.

Важно также знать, что через два дня после упомянутого события, с 8 августа 1963 года, в канун варварской бомбардировки другого японского города  Нагасаки, договор был открыт для подписания другими государствами в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Благодаря этому в настоящее время участниками договора является 131 государство: более 2/3 всех стран Земли.

На заглавном фото: взрыв ядерной бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года, унесший жизни около 140 тысяч человек

Тихомир Павлов