Новости

«Мотор Сич» больше не нужен Китаю

История с продажей украинского двигателестроительного предприятия «Мотор Сич» получила неожиданный поворот. Её новые совладельцы из КНР — Beijing Xinwei Technology Group — заявили о том, что приобретённый актив больше не представляет ценности. Тем более, что сама китайская корпорация оказалась в шаге от банкротства. Однако утрата интереса компании к украинским двигателям и её финансовое положение могут быть выглядеть совсем иначе, чем кажется на первый взгляд.

Вызвавшая широкий резонанс сделка по продаже акций «Мотор Сичи» фактически свершилась еще в 2016 году. Именно четыре года назад совладелец и руководитель предприятия Вячеслав Богуслаев за 100 млн. долларов продал 56% акций в интересах Beijing Xinwei и ее главного акционера – китайского предпринимателя и миллиардера Ван Цзина. Кроме этой суммы, китайские инвесторы обещали вложить в развитие компании 150 млн. долларов, перечисление которых ожидалось в 2020 году, но теперь вряд ли состоится.

Сделка была осуществлена с использованием офшорных компаний, а пакет акций был раздроблен на доли по 10%. В 2017 году Ван Цзин решил консолидировать доли в офшорных компаниях, чтобы получить доступ к управлению «Сичью» на правах владельца контрольного пакета. Однако в украинском правительстве этот шаг вызвал настоящий переполох. Антимонопольный комитет вдруг начал серьезное разбирательство, а СБУ даже открыла уголовное дело, усмотрев в действиях китайских инвесторов признаки диверсии. После этого речь уже шла не об отказе в консолидации купленных акций, а о том, чтобы полностью аннулировать сделку. Летом 2019 года масла в огонь подлило вмешательство Белого дома. Тогда советник американского президента Джон Болтон в ходе своего визита в Киев предостерег украинское руководство от продажи «Мотор Сичи» Китаю.

Тем не менее, за прошедшие четыре года разбор полетов так ни к чему не привел. И даже вмешательство «свыше» в лице американских властей – никак не помогло. Да и едва ли это было возможно, потому что все претензии к сделке не имеют под собой юридических оснований. После развала СССР «Мотор Сич» был приватизирован и с тех пор является частной компанией. Между тем, в украинском законодательстве нет ограничений на продажу долей в акционерных обществах. Стало быть, аннулировать сделку невозможно. Но, с другой стороны, под большим вопросом оказалась затея с консолидацией акций в единый контрольный пакет под китайским флагом.

Впрочем, теперь эта манипуляция с долями может потерять всякий смысл. Как стало известно, 15 мая на Шанхайской бирже был остановлен листинг акций компании Beijing Xinwei Technology Group Co – конечного бенефициара проданных долей «Мотор Сичи». Причина столь неприятного решения кроется в больших финансовых проблемах. Фактически корпорация без пяти минут банкрот. Но это совсем не сенсация, ведь финансовые трудности преследуют ее уже не первый год. Летом 2019 года компания уже объявляла дефолт, потому что не смогла рассчитаться со своими кредиторами. По итогам минувшего года Xinwei получила убыток в размере 2,6 млрд долларов. Компании и ее собственнику Ван Цзину уже запрещено осуществлять какие-либо финансовыен операции. И это означает что все планы в отношении «Мотор Сичи», включая вторую часть сделки по инвестированию в предприятие 150 млн., - заморожены на неопределенный срок.

Однако это не худшее последствие. По данным СМИ акции «Мотор Сичи» были куплены компаниями из орбиты Ван Цзина за счет кредитных средств, взятых в China Development Bank. И в случае банкротства Beijing Xinwei акции «Сичи» перейдут в собственность банка, который может их продать – например, американцам или Москве, а может быть их захочет обратно выкупить украинское правительство, внезапно озаботившееся утечкой стратегического актива.

Впрочем, рано полагать, что китайский маневр с Запорожскими двигателестроителями потерпел крах. На фоне печальных новостей о проблемах китайских инвесторов, в Китае недавно сообщили об успешном продвижении работы над истребителем 5-го поколения J-20. В частности, Пекин уже близок к завершению двигателя новейшего поколения WS-15. Надо отметить, что авиационные двигатели – слабое место молодого китайского авиастроения. И чтобы продвинуться в этом направлении, КНР более двадцати лет охотится за различными советскими разработками, которые были взяты за основу развития собственной авиации. Покупка «Мотор Сичи» и ее технологических секретов должна была ускорить этот непростой процесс. И, судя по всему, дело движется. Возможно, что Китай за прошедшие несколько лет уже получил от «Сичи» недостающую документацию и теперь активно ее осваивает.

Поэтому не стоит исключать, что печальные финансовые итоги компании Beijing Xinwei – это не столько провальный бизнес-кейс, сколько рутинный эпизод в непростой работе китайских «охотников за технологиями». А все дело в загадочной фигуре главного владельца компании – миллиардера Ван Цзина. Подробности его биографии представляют большую загадку в деловом мире. Он возник из ниоткуда и в короткие сроки сколотил крупную и весьма разноплановую бизнес-империю, которая засветилась в серии масштабных проектов. В частности, в 2014 году именно компания Ван Цзина получила концессию на строительство нашумевшего трансокеанского канала в Никарагуа. Объем инвестиций оценивался в 40 млрд. долларов. Кстати, он же планировал строить глубоководный порт в Крыму еще в 2013 году. Параллельно со строительным бизнесом, предприниматель развивал телекоммуникационное направление. Здесь его конгломерат засветился в покупке израильского спутникового оператора Spacecom. И вот дело дошло до украинских двигателей.

Изучая коммерческую стратегию Ван Цзина, надо понимать, что, быть может, это не столько бизнес, сколько метод. Метод по выкачиванию технологий и ценной информации, которую порой не заполучить иначе, как через покупку актива. А судьба самого актива – вопрос вторичный. Равно как и финансовое здоровье «компаний-охотников», которые могут отражать объем расходов китайского правительства по освоению всевозможных зарубежных рынков и технологий. И если деятельность Китая по этой части отнюдь не однозначная, то все предельно однозначно для Украины, которая за небольшие деньги расстается с последними технологичными сегментами промышленности.

Дмитрий Заворотный