Новости

«Мотор Сич» в обмен на селфи с Байденом

Ранее в материале «Заложник глобальной схватки» мы подробно разбирались в долгоиграющей истории со статусом украинского флагмана машиностроения корпорации «Мотор Сич», которая стала локальной точкой на карте глобальной торгово-экономической схватки США и КНР. В конце января в ситуации с отечественным авиастроительным предприятием произошел очередной виток судьбоносных событий.

Де-факто Украина наконец-то определилась с официальной позицией по данному вопросу.

Официальный Киев (весьма ожидаемо) полностью и безоговорочно выступил на стороне США в фарватере продолжения американской конфронтационной политики, направленной против Китая.

Воинственные директивы

По итогам 2020 г. своеобразным промежуточным итогом развития ситуации вокруг кейса «Мотор Сич» стало обращение китайских инвесторов корпорации в международный коммерческий арбитраж. Об этом мы подробно писали в статье «Мотор Сич» может стать «налогом» на десуверенизацию Украины» («2000», №43(965), 1—17.12.2020).

Угроза иска на сумму в 3,5 млрд. долл. — это результат проведения зависимой от внешних сил политики окончательной неопределенности, которую Киев проводил с 2016 г., т. е. с момента приобретения компанией из КНР пакета акций «Мотор Сич». Как и прогнозировали «2000», принятие того или иного решения относительно судьбы украинского предприятия во многом было обусловлено итогами президентских выборов в США и формированием новой или корректировкой «старой» политики Белого дома в отношении КНР. И мы оказались правы.

Вопреки определенным ожиданиям, что при администрации президента Джо Байдена будет предпринята некая попытка «откатить» или смягчить установившийся конфронтационный градус торгово-экономического противостояния, увы, условной политики «торговой разрядки» со стороны США ждать тщетно. Усердно проложенная президентом Дональдом Трампом «лыжня» внешнеэкономической политики, основанная на вводной принципиальной конфронтации с Поднебесной, закрепилась очень прочно. Трамповский задел стал трендом, определившим выстраивание в дальнейшем матрицы отношений с КНР сквозь фильтр «китайской геополитической угрозы».

Неизбежность сохранения новой американской администрацией тренда на противостояние с Китаем окончательно стала очевидной в декабре 2020 г. Тогда стало известно, что команда Байдена предлагает на пост торгового представителя США Кэтрин Тай. Ранее Тайпроработала 7 лет на позиции юриста в офисе торгового представителя США, занимаясь вопросами торговых соглашений с Китаем. Она также считается очень жестким переговорщиком и известна своими антикоммунистическими взглядами. Семья Тай бежала с материкового Китая на Тайвань после поражения Гоминьдана, а оттуда эмигрировала в США.

Крайне примечательным стало также присутствие на инаугурации Байдена дипломатического представителя Тайваня. США разорвали дипотношения с Тайванем еще в 1979 г., а двусторонние контакты были сведены только к плоскости торгово-экономических вопросов.

В отношении же интересов КНР в Украине последовала вполне четкая реакция Вашингтона. 14 января Бюро промышленности и безопасности (BIS) министерства торговли США ввело санкции против китайской компании-инвестора «Мотор Сич» Skyrizon Aircraft Holdings Limited.

«Skyrizon, китайская государственная компания, предпринимает усилия приобрести и освоить иностранные военные технологии, что представляет значительную угрозу национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США», — указано в официальном сообщении минторговли США.

Санкции предусматривают внесение Skyrizon в список MEU (Military End-User), фигуранты которого определены американцами как компании, действующие в интересах китайской армии. В отношении этих хозяйствующих субъектов США вводят ограничения на экспорт, реэкспорт и перемещение товаров внутри страны. Для проведения подобных операций компаниям требуется дополнительное лицензирование.

Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что данное решение торгового ведомства США — это точечный удар по китайским инвестиционным планам в отношении «Мотор Сич».

Как только официальный Вашингтон четко обозначил свою позицию по данному кейсу, на заокеанскую команду «фас!» незамедлительно отреагировали в Киеве. 28 января СНБО Украины принял решение о введении санкций в отношении четырех компаний и одного физического лица, которые участвовали в сделках по покупке акций компании «Мотор Сич».

После санкционного кульбита от СНБО за дело взялась Служба безопасности Украины. 31 января сотрудники СБУ фактически сорвали внеочередное собрание акционеров «Мотор Сич». В пресс-службе силового ведомства действия в стиле «маски-шоу» назвали проведением «следственно-оперативных действий» по фиксированию якобы незаконных деяний.

«Правоохранители фиксируют возможные противоправные действия представителей компаний DCH и Skyrizon Aircraft Holdings Limited, связанные с установлением контроля над акционерным обществом «Мотор Сич». В рамках начатого уголовного производства Служба документирует факты подготовки к уничтожению производственных мощностей акционерного общества, имеющего важное оборонное и народнохозяйственное значение», — указано в официальном сообщении СБУ.

В пресс-релизе группы DCH бизнесмена Александра Ярославского, которая выступает главным партнером китайских инвесторов по кейсу «Мотор Сич», сказано, что инициатором санкций СНБО была именно СБУ, а результатом собрания акционеров должно было стать «восстановление в правах» китайского инвестора Skyrizon.

«Санкции были введены непосредственно накануне собрания акционеров, назначенного на 31 января. Введение санкций стало для нас неожиданностью. Нам неизвестны мотивы такого решения», — заявили в пресс-службе DCH.

«Наше почтение и уважение» санкционному режиму США

В решении СНБО о введении санкций в отношении компаний из Поднебесной и очередном силовом демарше есть одна очень важная особенность. Если раньше официальный Киев блокировал сделку руками силовиков и Антимонопольного комитета, сохраняя при этом формальную отстраненность на уровне представителей высшего эшелона власти, то теперь все иначе.

Сейчас Украина де-факто официально взяла на себя обязательства перед США, гарантировав недопущение китайских инвесторов к управлению «Мотор Сич». Гарантом этих обязательств выступил лично президент Владимир Зеленский. Публичную «клятву» Зеленский принес в интервью программе Axios на американском канале HBO.

Гарант Конституции категорически заявил, что не позволит Китаю или любой другой стране приобрести контрольный пакет акций компании «Мотор Сич». «Никогда. Не при мне. Я здесь не на всю жизнь, но при моем президентстве точно нет», — сказал Зеленский.

При этом, комментируя замечание о том, что в США считают Китай геополитической угрозой №1, Зеленский сказал, что не может с этим согласиться, «поскольку в Украине мы этого не чувствуем».

«Между Китаем и США действительно идет своего рода «холодная война». Мы знаем, что бизнес США представлен в Украине, но в то же время китайский бизнес также представлен. Я считаю, что независимо от нации, национальности, если люди, бизнес, если определенная страна относятся к вам с уважением, уважая ваш народ и границы, они могут присутствовать в вашей стране», — отметил Владимир Александрович.

Представляется, что определение Зеленским формулы ведения бизнеса в Украине выглядит, мягко говоря, странно. Исходя из посыла президента, инвестиционный климат формируется не в рамках национального законодательства и национальных экономических интересов государства, а в соответствии с неким ощущением «уважения». Судя по всему, подразумевается уважение к соблюдению режима американских санкций.

После введения санкций СНБО в отношении китайских компаний министр иностранных дел Дмитрий Кулеба во время онлайн-брифинга 30 января поспешил успокоить: мол, ситуация с «Мотор Сич» никак не влияет на инвестиционный климат в Украине.

«Бизнес понимает, что это совершенно отдельный случай, требующий филигранного, с хирургической точностью, решения, чтобы сбалансировать все интересы, но главное — чтобы сохранить «Мотор Сич» как экономически эффективное и привлекательное украинское предприятие, которое обеспечивает работой десятки тысяч людей», — заявил Кулеба.

Безусловно, можно иронизировать, что, мол, утверждения главы МИД базируются не на его осведомленности относительно настроений некоего «бизнеса», а на понимании того факта, что невозможно испортить инвестиционный климат Украины, который и без того безнадежно бултыхается ниже ватерлинии. Как говорится, «что мертво, то умереть не может».

Однако в действительности условному бизнесу, которому теоретически интересен инвестиционный климат в Украине, кейс «Мотор Сич» — это вполне определенный сигнал. Данная ситуация демонстрирует стороннему наблюдателю, что политика украинского руководства непоследовательна, непредсказуема и зачастую формируется не в Киеве.

Новый поворот событий в ситуации с «Мотор Сич» в виде обозначения Украиной официальной позиции в данном кейсе создает ряд причинно-следственных цепочек на уровне экономического «базиса» во внутренней политике и на уровне внешнеэкономических связей и геополитических раскладов.

Логика экономического прагматизма

Блокируя заход китайских инвесторов на «Мотор Сич», украинская власть оставляет повисшей в смысловом вакууме дальнейшую судьбу предприятия. Выражаясь терминами главы МИД, в этой ситуации намертво зависает вопрос относительно возможностей «сохранить «Мотор Сич» как экономически эффективное и привлекательное украинское предприятие, которое обеспечивает работой десятки тысяч людей».

Традиционно производственные мощности запорожского машиностроительного гиганта были заточены под рынок сбыта в России. Украинские СМИ (например Bihus.Info) время от времени выдавали на-гора «разоблачительные» расследования относительно того, что продукция «Мотор Сич» продолжает поступать «на рынок агрессора» через зарегистрированные в третьих странах компании-прокладки.

Отсекая все легальные каналы доступа к традиционному и платежеспособному рынку, украинская власть не предложила и не создала под «Мотор Сич» альтернативной экономической площадки.

Власть не оказала содействия в поиске и продвижении продукции корпорации на другие рынки сбыта, не обозначила реальную перспективу предприятия в рамках производственных цепочек отечественного экономического контура. Остатки украинской отрасли самолетостроения продолжают безнадежно деградировать, без всякой реальной реинновационной госпрограммы.

В связи с этим и возникло «окно на восток» в лице китайского инвестиционного кейса. «2000» уже анализировали перспективы встраивания украинского предприятия в производственные цепочки развивающейся в КНР авиастроительной отрасли. Поднебесная осуществляет масштабные госпрограммы по обеспечению своих ВВС современными истребителями, тяжелыми транспортными, а также ударными и разведывательными вертолетами.

Это создает объективные экономические условия для формирования потенциального спроса на продукцию украинского предприятия вне зависимости от «идеологических» оценок такого формата сотрудничества. В качестве примера можно привести недавние новости о новом контракте с Китаем. 18 января ряд СМИ со ссылкой на портал Defense Express сообщили о том, что «Мотор Сич» подписала с Народно-освободительной армией Китая контракт на рекордную сумму в 800 млн. долл. на производство двухконтурных двигателей АИ-322 для китайских истребителей JL-10.

Но какую альтернативу для «Мотор Сич» видит украинская власть? Неловкая история с попыткой Украины встроить предприятие в семейный бизнес президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в виде производственных цепочек создания беспилотников компании Baykar Makina, похоже, полностью провалилась. Турция решила отказаться от кооперации с Украиной в производстве беспилотников в части комплектации дронов двигателями от «Мотор Сич». По информации Global Defense Corp, турки сделали выбор в пользу двигателей от отечественной компании Turkish Aerospace Industries.

Возможно, официальный Киев потребует от Вашингтона возмещения экономических издержек, полученных вследствие «санкционного послушания». Например, потребовав обеспечить за счет гарантий из федерального бюджета закупки американской корпорацией Boeing продукции украинской компании «Мотор Сич»? Конечно, такой сценарий выглядит как фрагмент фэнтезийного комикса, повествующего об украинской субъектности.

Последствия антикитайских «шалостей»

С точки зрения внешнеполитической ситуации, кейс «Мотор Сич» создает предпосылки для обострения отношений с официальным Пекином со всеми вытекающими последствиями.

Во-первых, в данных обстоятельствах нивелируется любая возможность урегулировать ситуацию с иском китайских инвесторов в международный коммерческий арбитраж. Напомним, что в случае неблагоприятного исхода арбитражного разбирательства Украине грозит выплата истцам компенсации в размере 3,5 млрд. долл.

31 января в официальном заявлении китайской компании Skyrizon указано, что действия Украины совпадают с целью Бюро промышленности и безопасности (BIS) министерства торговли США.

«Государство Украина отказалось от результатов предыдущих переговоров и полностью исключило любую возможность примирения между двумя сторонами... Стороны ведут переговоры и планируют участвовать в арбитражном процессе», — говорится в заявлении.

Украинское руководство стремительно перешло от теоретического этапа «Думайте» до практической позиции «Арбитраж — так арбитраж».

Во-вторых, обострение с КНР может отразиться на торгово-экономических отношениях двух стран, что чревато для Украины ощутимыми экономическими потерями, учитывая вес и значимость товарооборота с Китаем.

Согласно данным Государственной таможенной службы, по итогам 2020 г. Поднебесная второй год подряд возглавляет рейтинг крупнейших торговых партнеров Украины и главных импортеров украинских товаров.

Товарооборот Украины с Китаем в прошлом году вышел на показатель 15,4 млрд. долл. (в 2019 г. — 12,79 млрд.). Экспорт украинских товаров в Поднебесную составил 7,1 млрд. долл. (в 2019-м — 3,59 млрд.).

В-третьих, конфронтация с КНР на почве ситуации с «Мотор Сич» крайне усложняет, если вообще не исключает, какие-либо даже теоретические варианты выстраивания более тесного двустороннего сотрудничества, в т. ч. в торгово-экономической плоскости на базе глобального китайского проекта «Один пояс, один путь».

Но интереснее всего услышать аргументацию власти в отношении того, какие выгоды получает Украина от выполнения роли пешки в глобальной торгово-экономической партии США против КНР.

Роман ГУБРИЕНКО