Новости

«Мова або смерть» как прогноз будущего Украины

Всего за две недели дней после введения в действие закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» случился ряд громких скандалов, связанных с этим документом. Некоторые из них затронули предпринимателей в разных украинских городах: пострадавшие либо потеряли бизнес, либо, как это показано на одесском примере, вынужденно его приостановили. Пострадали и представители других профессий.

В Одессе экстремисты стали угрожать расправой и поджогом владельцам доставки еврейской кухни «Артель «У Машковичей». Конфликт вызвало объявление заведения на странице в Facebook, в котором украинский текст был написан русскими буквами.

«Шалом люби друзи. Наступнойи недили, будемо готувати справжни хинкали з бараныною зи правыльного тиста. Так зийшлися зиркы, що до нас прыйыхав друг симьи, справжний грузынський повар, Гулади. Не прогавьтэ момент, встыгнить замовыты, лише мисяць в Одеси. Завжды ваша Артель у Машковичей», − гласило обращение к посетителям, составленное по традиции – с одесским юмором.

Большинство одесситов поняли иронию, но только не украинские националисты. Они и без того люди уныло-агрессивные, а тут, как говорится, аж очи почервонилы. Ненависть, как это всегда бывает, вылилась в привычные угрозы расправиться с предпринимателями.

Некоторые из них хозяева «У Машковичей» опубликовали в социальных сетях. Угрожал даже убийца Стерненко, по которому давно тюрьма плачет.

«Очень много прислали нацистских фото времен Второй мировой войны. Очень много угроз антисемитского толка», – сообщила владелица ресторана Ирина Машкович. Та вы шо, пани Ирина? Фашистов же на Украине нет, это ж с 14-го года не устают рассказывать. Вот так оно и повелось: фашистов нет, а угрозы, подкреплённые фото с нацистами, есть. И ненависть к евреям есть – она тут же проявилась, как только вопрос коснулся мовы. Евреи, правда, не одиноки – они в одной компании с русскими и венграми, которых тоже люто ненавидят националисты.

Ирина Машкович заявила о том, что она написала объявление «красивым украинским языком», но в телефоне нет украинской раскладки клавиатуры. Кроме того, она говорит на русском. И никак не ожидала вала угроз, вплоть до обещаний националистов физически расправиться с детьми. В итоге «Артель» приняла решение приостановить работу, поскольку «патриоты» пригрозили защитить мову, например, битым стеклом в блюдах еврейской кухни. Как вам такая «защита»?

При всём при этом Ирина Машкович проблем, связанных с драконовским законом, не видит – дескать, «ноу проблем», лишь бы не было давления и истерик. Но насильственная украинизация сферы обслуживания невозможна без таких вот «показательных выступлений» националистов: в этот раз зацепило «Артель», в другой – киевскую кофейню COFFEE Uncle Alex. 16 января хозяин заведения Андрей Тулов выложил в Instagram весёлый пост на суржике. И был атакован националистами – травля в социальных сетях, донос «шпрехенфюреру».

Не обошла лавина мовных скандалов и Мариуполь, подконтрольный ВСУ город Донбасса: здесь националисты набросились на хозяйку ветеринарного центра, которая рискнула выйти с предложением о 50-процентной скидке тем, кто захочет обслуживаться на русском (заметим, закон этого не запрещает). Тут же поднялся вой, посыпались угрозы.

«Простите, я не подозревала, что моя страна настолько больна. Я с ужасом осознала, какое звериное нутро у людей, с милыми добрыми лицами на фотографиях», − сделала вывод владелица ветеринарного центра.

Украинские власти равнодушно относятся к «наездам» националистов на предпринимателей, и это истинное отношение к бизнесу – ничего, как-то перепрыгают, ведь до сей поры жили. Вряд ли кто-то ответит за угрозы, если тот же Стерненко не ответил за убийство. Тем более в Европах и за океаном очень снисходительны к выходкам украинских национал-радикалов у себя дома, недовольны только тем, что они не ограничиваются Украиной, а предлагают дружить европейским и американским наци.

Впрочем, недовольны не все. В конце прошлого года стало известно, что Венский институт гуманитарных наук (Institut für die Wissenschaften vom Menschen, IWM) пригласил для проведения научных исследований сотрудницу из Украины Елену Семеняку. Бывшего пресс-секретаря «Правого сектора»* и международного секретаря радикальной партии «Национальный корпус». Об этом через свой блог на Facebook сообщил директор Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский.

Чтобы объективно охарактеризовать будущего европейского «научного сотрудника», он представил фото Семеняки – зигующей с флагом со свастикой. Удачный выбор, господа венские гуманитарии!

После разгоревшегося скандала IWM предпочёл убрать информацию о приглашении нацистки. «Институт разрывает сотрудничество с Еленой Семенякой. Мы решительно осуждаем её крайне правые заявления и сожалеем о том, что её политические взгляды ускользнули от внимания конкурсного жюри. Принято решение немедленно аннулировать её стипендию в размере 1800 евро за исследовательский проект», – заявили в институте. То есть, если бы не Долинский, махровая нацистка стала бы целым научным сотрудником IWM в рамках программы «Украина в европейском диалоге». Учила бы между делом австрийцев Гитлера любить.

Снисходительное отношение Европы к языковой дискриминации на Украине приведёт к ровно таким же ситуациям, что и с Семенякой, наивно думать, что европейцев не заденет украинский национализм, который по своей сути есть нацизм, его герои – это гитлеровские прислужники.

А на Украине мовный закон теперь будут использовать для сведения счётов, устранения конкурентов. В худших традициях доносительства. Именно так случилось в отношении русской школы Херсона  – «Школы гуманитарного труда», где обучаются и живут 486 детей с заболеваниями органов пищеварения. 16 января некий гражданин Попович направил жалобу уполномоченному по защите государственного языка о том, что директор школы Артём Кияновский даёт интервью о школе на (о ужас!) русском языке, а сайт учебного заведения тоже – на русском.  Креминь пообещал проверки с последствиями. Причём его приказы на мове изобиловали ошибками, Кияновский опубликовал эти образцы безграмотности чиновника, «защищающего» украинский.

«Моя позиция непреклонна: дети имеют право учиться на русском языке, на одном из языков ООН. Здесь человеку доплачивают за знание дополнительного языка… Украинец не тот, кто носит вышиванку и защищает язык, на котором безграмотно пишет, а тот, кто не обворовывает страну. Принудительная украинизация – лишь вершина айсберга. Под видом псевдореформ рушатся школы», – считает директор.

Коллектив херсонской школы заявил о беспрецедентном давлении со стороны надзорного органа с целью лишения горожан их законного права обучать своих детей на русском языке. Директор школы отослал обращения к депутатам Верховной Рады и в Конституционный суд Украины. Кияновский и педагоги уверены, что херсонскую русскую школу просто желают закрыть.

Заметим, что Херсон – город, практически все жители которого говорят на русском. Но это не мешает резвиться украинизаторам: буквально полгода назад они на все лады склоняли  коллектив херсонской детской музыкальной школы №3 за организацию конкурса русской музыки и песни при поддержке «Российского фонда мира», теперь им русская «Школа гуманитарного труда» мешает жить.

Вопрос: для чего мовные «активисты» при поддержке государства устраивают скандалы там, где люди в подавляющем большинстве говорят на русском? Чего хотят добиться от Херсона, Одессы, Мариуполя «шпрехенфюрер» и иже с ним? Некогда хлебосольная Украина стараниями националистов всё больше становится страной с расколотым обществом, причём трещины всё глубже, а лозунг «Єдина Країна» выглядит всё комичнее. Зато лозунг «Мова або смерть» стал всё более походить на прогноз будущего украинской государственности, замешанной на ненависти.

Анна Шершнева