Новости

«На случай различных конфликтов и кризисов…», которые НАТО сама и провоцирует

На прошедшем в Брюсселе саммите министров обороны стран НАТО его участники утвердили план общих действий и установили новые целевые показатели по наращиванию военного потенциала. «Министры утвердили план нашей общей защиты для повышения устойчивости на случай различных конфликтов и кризисов. Согласованы также новые целевые планы для усиления оборонных потенциалов всех союзников», – заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, уточнив, что НАТО пока не собирается размещать в Европе новые ракеты с ядерными боеголовками. Он также добавил, что между Евросоюзом и альянсом никакой конкуренции нет, напротив, военный блок приветствует стремление Брюсселя укрепить оборону: усилия ЕС и НАТО в этом направлении дополняют друг друга.

Проецируя итоги брюссельского саммита министров-силовиков НАТО на безопасность стран ЕАЭС и СНГ, можно отметить следующие моменты, относящиеся к Евразийскому региону. Й. Столтенберг подчеркнул, что НАТО не собирается отказываться от военных операций, подобных миссии в Афганистане, несмотря на риски. При этом Североатлантический альянс усиливает свои военные возможности в первую очередь для противодействия России. Это видно не только из материалов саммита, но и по действиям сил самого альянса, проводящего сейчас серию маневров в акватории Черного моря и в Южной Европе.

НАТО уже согласовала план отражения «атаки России» на нескольких фронтах, а конкретнее – на Балтике и Черном море. В этой связи как заявил Й. Столтенберг, страны блока изучают возможности для быстрой переброски войск в Черноморский регион. А министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр в свою очередь призвала НАТО к большей жесткости в отношениях с Москвой.

Военные министры стран НАТО также подписали в Брюсселе соглашение о намерениях в областях противовоздушной обороны (ПВО) и радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). Проще говоря, под предлогом «проведения оценки угроз от ракетного потенциала России» (заявления генсека НАТО звучали на фоне информации об успешном испытании российской баллистической ракеты «Булава») натовцы приняли решение существенно усилить свои ПВО и ВВС.

Этим аспектом весьма озабочены оборонные ведомства России и Белоруссии. Министр обороны РФ Сергей Шойгу напомнил, что в Румынии и Польше США размещают противоракетные комплексы Aegis Ashore. Универсальность их пусковых установок позволяет применять наряду с противоракетами крылатые ракеты Tomahawk и перспективные ударные средства, разрабатываемые Пентагоном.

В целом под предлогом «реагирования на угрозы со стороны Москвы» члены НАТО намерены усилить свои действия по следующим четырем направлениям:

  • модернизация противовоздушной и противоракетной обороны стран НАТО;
  • развитие авиации – акцент на боевые платформы пятого поколения;
  • совместные военные учения с увеличением их количества и адаптация разведслужб;
  • повышение готовности и эффективности средств ядерного сдерживания.

Генсек НАТО обосновывает все решения по «сдерживанию России» так: «Мы не будем зеркально отвечать на дестабилизирующее поведение России... Поэтому мы реализуем сбалансированный пакет политических и военных мер, чтобы реагировать на эти угрозы». Военные меры, по словам Столтенберга, включают значительное улучшение противоракетной обороны, укрепление потенциала обычных вооружений с помощью истребителей пятого поколения, адаптацию учений и разведки, а также «повышение готовности к ядерному сдерживанию». Генсек НАТО не без гордости сообщил и о том, что сейчас все 30 стран альянса существенно увеличивают военные расходы, поэтому, совершенствуя оборону совместно с США, «мы также активизируемся в таких новых областях, как кибернетика, гибридная война, а также космос».

В ходе саммита в Брюсселе министры обороны стран НАТО также попытались детализировать стратегию победы над Россией за счет технологического превосходства. С этой целью в рамках мероприятия подписано соглашение о создании в военных целях первого в истории Североатлантического альянса «международного фонда инноваций» объемом €1 млрд для развития военных технологий и технологий двойного назначения. Это весьма крупная сумма, которую ранее страны НАТО, за исключением Соединенных Штатов, никогда не вкладывали в подобные целевые проекты.

Сам фонд должен помочь обеспечить и упростить более тесное и доверительное сотрудничество с частными компаниями – разработчиками новейших технологий, которые могут в противном случае оказаться неспособными развивать новейшие технологические решения, необходимые для военно-промышленных комплексов НАТО.

Вдобавок этот фонд должен дополнить создаваемую НАТО трансатлантическую систему ускорения оборонных инноваций DIANA. Это сеть административных, испытательных и аналитических центров, которые будут развернуты по всей Европе и Америке с целью поиска и поддержки разработчиков гражданских технологий, которые могут получить применение в оборонном секторе. Альянс рассчитывает, что обе военные инновационные структуры, в которые, по сути, и планируется инвестировать миллиард евро, полноценно заработают к саммиту альянса в Мадриде в июне 2022 года.

В данном контексте следует отметить, что в «заокеанской части» НАТО серьезные военные инновации уже профинансированы Пентагоном: к примеру, почти 8 млрд долл. – в разработку новейших тактических ядерных боеприпасов В61-12. (Для сравнения: весь военный бюджет России на 2021 год составляет около 48 млрд долл., а на его ядерно-технический комплекс, включая все составляющие ядерной триады, планируется потратить всего 0,64 млрд долларов). Указанные В61-12 проходят в настоящее время «виртуальную» апробацию на развернутых в Италии учениях тактических ядерных сил НАТО Steadfast noon. Данные тактические виды вооружений опасны для РФ тем, что из-за близости границ НАТО к российским важным военно-промышленным объектам играют уже стратегическую роль и способны уничтожить целые города-миллионники. Вот и сейчас в Румынии и Болгарии буквально в 400 км от Крыма организованы летно-тактические маневры альянса Castle Forge. Судя по данным СМИ, в них принимают участие и самолеты F-15E ВВС США, способные нести именно эти новейшие ядерные боеприпасы В61-12 мощностью от 0,3 до 50 кт.

Примечателен и явный антироссийский контекст событий, предшествовавших саммиту глав минобороны НАТО в Брюсселе. 6 октября руководство альянса решило вдвое сократить миссию РФ при организации, в том числе выслав ряд российских дипломатов. 19 октября глава Пентагона Ллойд Остин прибыл на Украину для встречи в Киеве с президентом Владимиром Зеленским и министром обороны Андреем Тараном. Тема переговоров – реформы в военной сфере и украинском военно-промышленном комплексе, а также ситуация в Чёрном море. Те же задачи шеф Пентагона накануне доводил до властей Грузии. Смысл «реформ» не только в тренинге вооружённых сил антироссийски настроенных лимитрофов, но и в подготовке к внедрению стандартов НАТО с перспективой вступления в альянс. Все это говорит о явном стремлении США и НАТО сформировать в Черноморском регионе региональный союз из числа членов НАТО и партнеров организации из числа русофобских постсоветских режимов, достаточно мощный для противостояния России и дальнейшей инкорпорации Украины и Грузии в евроатлантические структуры.

Не менее примечательно и то, что синхронно с мероприятием НАТО в Брюсселе министры обороны ЕС провели 21 октября там же свой семинар по будущей оборонной концепции ЕС с целью определить цели, задачи и возможности совместного применения странами ЕС своих вооруженных сил без опоры на США и НАТО! Показательно, что главы оборонных ведомств европейских стран находились в Брюсселе именно в связи с проходившим там плановым заседанием Совета НАТО. Министерская встреча НАТО проходила в штаб-квартире альянса на северо-востоке бельгийской столицы, тогда как саммит лидеров ЕС и встреча министров обороны сообщества – в Европейском квартале, ближе к центру.

Все это говорит о том, что Североатлантический альянс подошел к рубежу больших трансформаций, готовя ответы на случай различных конфликтов с Россией и Китаем, которые сам же и провоцирует. Этого не скрывает и Столтенберг, заявивший в преддверии саммита в Брюсселе, что «мы находимся в самом разгаре трансформации НАТО». Часть такой трансформации массмедиа, в числе которых The Washington Post, связывают «с новыми угрозами со стороны Китая и сферы искусственного интеллекта», а также действиями со стороны России, которая «отозвала свою дипломатическую миссию в НАТО и планирует закрыть все представительства альянса в Москве».

При этом сама официальная Москва, несмотря на военно-политическое давление Запада, считает, что России и Китаю нет необходимости создавать собственный военный блок в противовес НАТО. Как заявил, выступая 21 октября на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Путин, «мы много раз говорили об этом. Мы дружим с Китаем не против кого-то, а в интересах друг друга. Первое. Второе: в отличие от НАТО, от стран НАТО, мы не создаем никакого замкнутого военного блока. Ну нет же военного блока Россия-Китай. И у нас нет такой цели сейчас его создавать. Поэтому разговор на этот счет не имеет под собой никаких оснований».

Сергей Николкин