Новости

На стороне больших батальонов

Практически каждая новая власть уверена, что пришла навечно. И считает, что это положение следует закрепить.

Неадекватная оценка собственных сил и обстановки в обществе практически неизбежно приводят к прямо противоположному исходу.

В условиях современной Украины то, что «король голый», выясняется достаточно быстро. За этим следует смена первых лиц при несменяемости состава ключевых игроков. Помимо вынужденного обновления, очень нестойким оказывается баланс сил — внешних и внутренних.

И это — одна из причин того, что в Украине продолжает сохраняться высокая конкурентность политической системы. Да, не единственная — но совокупному желанию сделать систему более управляемой для себя мешает невозможность и объективная неспособность кого-либо из ключевых игроков переломить объективную многополярность украинской политики.

В то же время такие попытки предпринимаются регулярно: если не привести систему к единообразию, то хотя бы сократить количество конкурентов.

Уже успело позабыться заметное сокращение количественного состава местных советов перед выборами 2015 г. Децентрализация (пусть даже зачастую становившаяся поводом для большей централизации) не могла не порождать у центральных властей опасения насчет того, что местные элиты станут менее послушными. А заметное урезание количества депутатов на местах позволяло сократить количество тех, с кем договариваться все же приходилось. Возраставшая в таких условиях цена мандата (расходов на избирательную кампанию) порождала уверенность в том, что случайные и непредсказуемые местные депутаты, не связанные с основными группами влияния, составят в советах меньшинство.

А теперь подобное ожидает и Верховную Раду. Сокращение конституционного состава Рады с 450 до 300 депутатов может стать реальностью через 20 лет после референдума 2000 года, на котором среди прочего одобрили и это предложение.

Но тогда Верховная Рада, хотя и со свежесформированным пропрезидентским большинством, оказала неявное, но достаточно жесткое сопротивление этим планам. Теперь же соответствующие поправки к Конституции проголосованы в первом чтении — и, вполне вероятно, будут одобрены и в дальнейшем (если, конечно, не произойдет каких-то глобальных подвижек). Уменьшение количества нардепов до 300 будет однозначно положительно воспринято общественностью.Ведь данное решение в первую очередь будет ассоциироваться с уменьшением бюджетных расходов. Поэтому не поддерживать данную реформу чревато даже с электоральной точки зрения. Это как со снятием неприкосновенности, которое имеет ряд отрицательных последствий для развития парламентаризма, но успело стать одним из ключевых лозунгов «изменений». Но главное — что подобное решение полностью укладывается в курс приведения олигархической системы к какому-то подобию равновесия. Сокращается количество случайных (с точки зрения ключевых игроков) депутатов.

У олигархических групп, равно как и у внешних сил, ресурсов на избирательную кампанию хватит — а вот другим с ними спорить будет еще тяжелее. К тому же сейчас перекладывание ответственности на случайных лиц и свадебных фотографов, которые якобы и виноваты в нестроениях политико-экономической жизни, — достаточно популярный тезис. И он может получить поддержку широких масс населения, которые как раз теряют теоретические шансы на то, что появится некий нардеп, чьи интересы совпадут с чаяниями избирателей.

В той же повестке — заявление главы Минюста Дениса Малюськи.«Министерство юстиции проанализировало соответствие требованиям Закона Украины «О политических партиях в Украине» всех зарегистрированных партий и подготовило пакет из 48 исковых заявлений в Окружной административный суд города Киева об аннулировании регистрационного свидетельства тех партий, которые нарушают Закон», — говорится в его заявлении, опубликованном на официальном сайте ведомства. Официальная мотивация, разумеется, — борьба с теневым рынком партий и уже традиционное «обеспечение равных условий».

«Их (партий-фантомов. — Авт.ликвидация защитит интересы избирателей, уничтожит теневой рынок политических партий, обеспечит соблюдение политическими партиями действующего законодательства Украины и создаст равные условия для всех реально функционирующих политических сил», — заявил глава Минюста.

Судебными исками не изменить политическую систему, в которой массовые партии с развитыми низовыми организациями отсутствуют как явление. На их место приходят политпроекты, сменяемые едва ли не под каждые выборы. И негласным, но общепризнанным порядком является покупка давно зарегистрированных партий с последующим их переименованием. Ведь процедура регистрации новой партии может затянуться на неопределенный срок. Собственно, и «Слуга народа» — это бывшая «Партия решительных перемен».

Однако теперь, по-видимому, наступает время закрытия такой возможности. Это не значит, что система поменяется. Под новые проекты будут и дальше покупаться «старые» партии. Однако ограниченное их количество приведет к тому же, что и сокращение количества нардепов: эта услуга станет доступной лишь для ограниченного круга лиц.

Однозначно на стороне крупных существующих партий выступает и новый избирательный кодекс, принятый Верховной Радой. В первую очередь — в свете резкого увеличения избирательных залогов. Для крупных партий, имеющих к тому же финансирование как из госбюджета, так и крупные пожертвования от заинтересованных центров силы, внести их не проблема — тем более высока вероятность, что после успешных выборов деньги вернутся. А вот для партий помельче и победнее это становится преградой — и уж тем более, если речь идет о новых низовыхдвижениях. Под лозунгами перемен олигархическая система упрочняется.

Проблема, однако, не только в стремлении «Слуги народа» (о которой пока не приходится говорить как о единой структурированной политсиле) обеспечить себе максимально благоприятные условия. Речь идет об очередном шаге на пути закрепления олигархического характера политической системы Украины. И этот путь неизменен, несмотря на смену внешних факторов.

Кирилл РЫЖАНОВ