Новости

На Западе холодно

Нужно отдать должное: информационные сообщения, приходящие с главного газового хаба на Европейском субконтиненте, а именно нидерландского TTF, всё больше и больше напоминают оперативные фронтовые сводки. С взрывным ростом цен, отбором газа из подземных хранилищ и, естественно, сокращением прокачки российского газа по польскому коридору, через газопровод Ямал — Европа и по украинской трубе.

Так, в частности, «Газпром» снова не забронировал мощности для транзита природного газа через Польшу. Российский газовый холдинг отказывается от бронирования прокачки по трубопроводу на следующие сутки уже четвёртый день подряд. И всё это на фоне того, что уже открыто называется «предновогоднее ралли цен». И тут даже не надо ничего выдумывать, цифры и сами по себе вполне, что называется, красноречивы.

Про $2 тыс. и выше за 1 тыс. кубометров на европейских спотах я бы ещё неделю-другую тому назад и сам бы, наверное, не поверил. А страны, чья энергетика не защищена длинными контрактами с российским поставщиком, типа, кстати, Польши и той же Украины, вынуждены ориентироваться на них уже прямо сейчас.

Смотрите сами.

Цена газа в Европе в ходе вчерашних торгов на лондонской бирже ICE (вот ведь какая ерунда получается: по странному стечению обстоятельств именно торги на этой уже «не европейской» с недавнего времени биржевой площадке и определяют те «спотовые» цены на газ в Европе, которыми мы с вами и оперируем) вновь поднималась выше психологически значимой отметки $2050 за 1 тыс. кубометров.

Более того, что называется, «в моменте» цена январского фьючерса на том самом хабе TTF в Нидерландах, о котором мы говорили чуть выше и который служит своего рода «индикатором» для европейских энергетических рынков, достигала €176,99 за МВт/ч (что примерно равнозначно $2068 за 1 тыс. кубов).

Потом эти цифры, конечно, были чуть скорректированы рынком, это абсолютно нормально (если кому интересно, до €174,2 за МВт/ч — ничуть не менее безумных, кстати). Но не в этом даже, собственно, дело. Цены «на моменте» ни нас с вами, ни даже сам российский «Газпром», честно говоря, не очень и интересуют.

Нам любопытен тренд.

И он, прямо скажем, выглядит достаточно впечатляюще.

Даже немного пугающе, я бы так, наверное, сказал.

И именно параллельно данному предновогоднему ценовому ралли, отражающемуся на всей Европе, но устроенному отнюдь не в Европе, а, как мы понимаем, прежде всего лондонскими биржевыми спекулянтами (ну тут, как говорится, жила-была девочка Европа, сама, в общем, дура, и виновата), — российский «Газпром» фактически обнулил поставки по польскому газопроводу Ямал — Европа. Со вполне, кстати, стандартной и соответствующей отчётности официальной формулировкой: «Из-за снижения заявок европейских потребителей». Что, кстати, есть чистая правда: хотя и немного лукавая, с правдой это тоже бывает.

В это можно верить, можно не верить, но в данном конкретном случае это больше чем цифры — вполне себе даже открытые и проверяемые любым желающим и имеющим соответствующую квалификацию наблюдателем.

По сути, довольно типовое движение энергетических и финансовых потоков, ну и возникающие внутри этих потоков весьма своеобразные, иногда даже волнительные флуктуации. Впрочем, несмотря на все эти достаточно внятные объяснения, и свои ПХГ пополнять через польский газовый коридор (как, кстати, и через украинский) российский газовый гигант тоже отнюдь не спешит.

И в этом также на самом деле нет ничего по-настоящему удивительного.

Словом, чтобы было всё просто и понятно нашему любознательному читателю, скажем предельно прямо: что бы ни писали об этом западные СМИ, нынешнее «ценовое ралли» происходит в Европе отнюдь не в интересах российского поставщика.

Который напрямую от этих цен, в общем-то, совсем даже и не выигрывает.

Нет, не будем кривить душой — со временем и «Газпрому» столь восхитительное «движение вверх», безусловно, станет по-настоящему выгодным. Не будем рисовать из наших газовщиков бескорыстных розовых пони.

Глупо было бы.

Но, что называется, на коротком плече «Газпрому» данные пики, извините, в общем-то, пополам. Так, какое-то мельтешение на рынке, рябь на глади пруда, текущая небольшая корректировка.

Тут всё просто.

И дело даже не в том, что (не по нашей инициативе, кстати, — слава всё тем же «британским экспертам», вырабатывавшим данные решения для Евросоюза, откуда сами англичане отчего-то чуть позже дали по тапкам через брексит) спотовые цены, пусть и с серьёзным временным лагом, но всё-таки будут отражены в том числе и в газпромовских «длинных» контрактах. Это-то как раз вполне нормально, тем более с точки зрения солидного и надёжного поставщика, который к тому же потребителей о последствиях их дурацких решений в своё время даже безукоризненно честно предупреждал.

Просто любые биржевые, будем говорить откровенно, спекуляции вне зависимости от направления движения цены — это «не бизнес» для таких серьёзных игроков, как российский «Газпром». Для них это просто несолидно. И не просто с точки зрения репутации: это просто другой сектор рынка, причём принципиально. И дело тут, разумеется, не в том, что в «Газпроме» служат исключительно светлые рыночные идеалисты, которым не нравится зарабатывать на текущих человеческих неприятностях.

Ещё как нравится.

Вполне себе капиталистическое предприятие, альтруизмом здесь никогда, в общем-то, и не пахло.

Просто такие большие конторы, как «Газпром», даже в прогнозах не имеют права ориентироваться на кратковременные рыночные флуктуации: их проекты живут в совершенно ином временном измерении.

И их прибыль не фиксируется в ежедневном режиме. Это просто противно самой их физической природе. Да и вообще данный бизнес «на пиках» — он не для реальных крупных поставщиков, а для брокеров, ну или, может, для части (для газовых рынков не самой значительной, кстати) «ловящих момент» газовых трейдеров.

Но никак не для формирующих энергетические рынки Европейского континента реальных, а не «биржевых» игроков, имеющих дело с реальными, а отнюдь не «бумажными» поставками. Не нужно всё-таки путать «движение фьючерса по рынку», выражаемое в красивых графиках на мониторах, и физические поставки товара.

Не надо народ смешить.

И если уж совсем честно — да, резкое снижение поставок по газопроводу Ямал — Европа, безусловно, напрямую связано с биржевыми ценами всё на той же лондонской бирже ICE. Но эта связь, вы будете смеяться, имеет обратный знак: просто по таким ценам, которые сейчас установились в результате «честных и рыночных» биржевых торгов, никто в реальности в Европе газ без самой крайней необходимости и не собирается покупать. Ни у «Газпрома», ни у норвежцев, ни у алжирцев, ни даже у марсиан.

А «Газпром», в свою очередь, не бронирует дополнительный транзит.

Ни у поляков, ни на «дружественной» украинской ГТС.

В том числе и по газопроводу Ямал — Европа, разумеется. При отсутствии реальных закупок русским-то зачем бронировать дополнительные мощности, особенно при подобной рыночной конъюнктуре?

Чтобы какое-то «красивое» движение было или чисто народ смешить?

Вот, собственно говоря, и вся разгадка снижения объёма поставок по польскому транзитному коридору, равно как, кстати, и по украинскому. И никакой тебе тут политики, чисто бизнес. Причём бизнес, определяемый не российскими поставщиками, а в первую очередь реальными европейскими покупателями. Как говорила в своё время фрау Меркель, пусть и немного по другому поводу, «Nord Stream 2 — это чисто коммерческий проект». И ведь была при этом, как мы сейчас убеждаемся, просто чуть ли не идеально права.

А то, что в Европе сейчас внезапно стало чуть холодней, так это просто совпало.

Мы об этом уже как-то писали, право, и ситуация от этого нисколечко не изменилась: просто, как всегда неожиданно, в Северном полушарии внезапно наступила зима.

Дмитрий Лекух