Новости

Начало Второй мировой: не забудь, польская кума, на себя оборотиться

По мере приближения 80-й годовщины начала Второй мировой войны из историко-политического «шкафа» Польши посыпятся новые «скелеты». Варшава тщится предстать «белой и пушистой» на том основании, что стала одной из первых жертв нацистской Германии. Но куда девать многочисленные факты поощрения ею же самой германской агрессии и сотрудничества с гитлеровским режимом?

 

Говорить о новом «скелете» позволил внешне благопристойный акт Варшавы, задумавшей организовать в сентябре с.г. мероприятия по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны. Необходимо, крайне необходимо европейцам встретиться и коллективно сформулировать уроки из того всемирного побоища, дабы не допустить его повторения в наши дни.

Правда, формат, который избран хозяевами будущей встречи, с самого начала внушает сомнения, что будет именно так. Не извлечения уроков из прошлого жаждут в Варшаве, а, судя по всему, вывода антироссийской истерии на новую высоту. Иначе как объяснить, что на мероприятия приглашены нынешние «союзники и партнеры» Варшавы из стран-членов ЕС, НАТО, а также участников  еэсовского проекта  «Восточное партнерство», а вот для России – правопреемницы Советского Союза, одного из ведущих государств антигитлеровской коалиции, места среди участников не нашлось.

«Свой замысел польские власти обосновывают некими "современными реалиями", игнорируя историческую логику, – отмечает департамент информации и печати МИД РФ в своем комментарии. – Вопреки бесспорно решающему вкладу нашей Родины в разгром гитлеровского рейха и освобождение Польши от нацистских захватчиков, для России в этой схеме место не предусмотрено». На полном основании делается вывод о том, что такое решение является еще одним проявлением искривленного мировоззрения польской администрации, которая в угоду сиюминутным политическим «приоритетам» систематически фальсифицирует летопись Второй мировой войны и послевоенного периода.

Ведь что на самом деле скрывается за пресловутыми «современными реалиями», на которые ссылается польская сторона? Оказывается, она не пригласила представителей России на мероприятия по поводу 80-летия начала Второй мировой войны из-за нарушений международного права в 1939 г. – явный намек на поход Красной армии в восточные районы Польши (17-29 сентября 1939 г.), имевший цель предотвратить оккупацию вермахтом земель, которые были населены этническими украинцами и белорусами и были отторгнуты Варшавой в результате польско-советской войны 1919-1921 гг. Как заявил глава канцелярии президента Кшиштоф Щерский, эти мероприятия пройдут «в кругу государств, с которыми Польша сегодня работает на благо мира, основанного на соблюдении международного права и уважения суверенитета государств». «Нарушение этих правил было характерно для агрессоров в 1939 году и остается самой большой угрозой для мира сегодня», – добавил чиновник.

Ай, молодца, пан Щерский!  А для агрессоров в предыдущем, 1938 г. это было не характерно? Кто вместе с Гитлером рвал после Мюнхенского соглашения живое тело Чехословакии? Не Польша ли? Именно она. Варшава уже на следующий день после мюнхенского сговора (30 сентября 1938 г.) потребовала передать ей Тешинскую область (Тешинскую Силезию) и, не дожидаясь официального ответа, заняла чехословацкую территорию. Здесь  поляки опередили даже Гитлера, который дал Чехословакии на очистку Судетской области, населённой немцами, 10 дней. 

Нота посла Польши в Чехословакии К. Папэ министру иностранных дел Чехословакии К. Крофте от 30 сентября 1938 г. – это калька с гитлеровской ноты Праге в отношении Судет: такие же ссылки на «нетерпимое положение» польского населения в Тешинской области, категорический вывод, что нормализовать двусторонние отношения может только «территориальная уступка» соответствующих территорий в пользу Польши, да еще и возложение ответственности за последствия на чехословацкую сторону в случае её отказа выполнить наглые требования Варшавы.

Поляки несут вырванный из земли пограничный столб с уничтоженным чехословацким гербом. Тешин

Отторжение территории суверенного государства не прошло бескровно – по разным данным, в стычках с польской армией погибли до 100 чехословаков. Польше отошел индустриально развитый район с населением более 200 тыс. человек. По логике главы канцелярии польского президента такие действия не нарушали норм международного права и не были большой угрозой для мира.

Обличающие «советский экспансионизм» польские политики почему-то не торопятся громко возвестить мир о том, что Польша получила вследствие этого пресловутого «экспансионизма», и уже тем более помалкивают о готовности отказаться от приобретенного. А именно – от нынешних государственных границ Польши, которые она получила вследствие настойчивости и последовательности СССР на переговорах с союзниками по антигитлеровской коалиции.

Когда в июле 1944 г. в ходе операции «Багратион» советские войска вступили на территорию Польши, между Советским Союзом и новой польской администрацией в лице Польского комитета национального освобождения (ПКНО) был подписан протокол о польских границах. Предусматривалось передать Польше южную часть Восточной Пруссии и город Данциг с прилегающей областью, поддержать идею перенесения польской границы на линию Одер – Нейсе с включением Штеттина в состав Польши. В качестве акта доброй воли Польше передавалась также западная часть Белостокской области Белоруссии.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

Во время визита в Москву в октябре 1944 г. премьер-министра Великобритании У. Черчилля последний не без увещеваний со стороны Сталина высказался в пользу предоставления Польше районов «на Севере и на Западе, в Восточной Пруссии и Силезии, включая морское побережье, отличный порт в Данциге и ценное сырье в Силезии».

Советский Союз продолжал отстаивать указанную линию на создание сильной, независимой, территориально не обделенной Польши на Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 г. Характерно, что в Ялте наиболее длительная дискуссия развернулась именно вокруг польского вопроса. Здесь было согласовано начертание восточной границы Польши, которая по решению конференции должна была идти «вдоль линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши». Что касается западной границы, то советская делегация выступила за максимальные территориальные приращения к Польше за счет «третьего рейха». В советский проект решения было внесено следующее предложение: «Считать, что западная граница Польши должна идти от города Штеттин (для поляков), далее на юг по р. Одер, а дальше по реке Нейсе (Западной)».

Предложения СССР были холодно встречены как Ф. Рузвельтом, так и У. Черчиллем: американцы выступали за предоставление Польше лишь незначительных приращений на западе, англичане были против того, чтобы польская граница прошла по Западной Нейсе. Но на следующей конференции лидеров стран антигитлеровской коалиции, проходившей в июле–августе 1945 г. в Потсдаме, советская сторона сумела настоять на своем. После длительных дебатов американская и английская делегации вынуждены были согласиться на установление западной границы Польши в соответствии с предложением советской стороны, то есть по линии рек Одер и Западная Нейсе. На северо-восточных рубежах к Польше отошли Данциг (Гданьск) и часть Восточной Пруссии.

В том, что у Варшавы память и короткая, и избирательная, мир убеждался неоднократно. Ситуация настолько вопиющая, что не могут молчать даже некоторые представители польского общества.  Так, депутат cейма Польши II и III созывов Петр Иконович высказался предельно определенно: игнорировать вклад России в победу над нацизмом – это черная неблагодарность. «…Честно говоря – это черная неблагодарность, потому что, несмотря на сформировавшиеся после Ялтинской конференции отношения, если бы не 600 тысяч русских солдат, сложивших головы в польской земле, польского народа бы не было. Мне очень жаль, мне стыдно за моего президента, что он так поступил. У меня нет причин любить Советский Союз, но те люди, которые отдали жизнь, чтобы победить фашизм, чтобы победить гитлеризм, нацизм и освободить Польшу от этого кошмара, заслуживают благодарности и уважения», – заявил он.

Петр Иконович: «Польша снова выделилась, и выделилась отрицательно»

Экс-депутат считает, что власти его страны показали себя не с лучшей стороны даже на фоне нынешних непростых отношений между странами Запада и Москвой. «Есть мероприятия, которые со времен войны организуют союзники по антигитлеровской коалиции, и никому на Западе в голову не придет не пригласить представителей России. Польша снова выделилась, и выделилась отрицательно, и президент Польши тоже. Это попытка фальсифицировать историю», – заключил польский политик.

Прав он. Вот только надежды на то, что президент Польши А. Дуда и его окружение устыдятся, честно говоря, никакой.

фото: firstsocial.info

Виктор Рогожин