Новости

Над ВСУ навис риск обрушения фронта

Фронт ВСУ обрушится, если российские силы нанесут сконцентрированный удар в одном месте, пишет Politico (США) ссылкой на слова высокопоставленных украинских военных. Преимущество Москве обеспечивает превосходство в военной силе и использование планирующих бомб.

 

Джейми Деттмер (Jamie Dettmer)

Киев — Последние заявления своенравного предпринимателя Илона Маска насчет украинского конфликта насторожили общественность: он предупредил, что хотя у Москвы “нет шансов” завоевать всю Украину, “чем дольше продолжаются боевые действия, тем больше территории Россия завоюет, пока не упрется в Днепр, преодолеть который будет непросто”.

“Однако, если конфликт продлится достаточно долго, падет и Одесса”, — предупредил он.

Маск не первый раз призывает Украину согласиться на территориальные уступки и давно противится пакету военной помощи США в размере 60 миллиардов долларов, из-за которого на Капитолийском холме так разгорелись партийные разногласия. Излишне говорить, что он не любимый комментатор Украины. Поэтому реакция на его высказывания оказалась вполне предсказуемой.

Но на самом деле прогноз миллиардера не сильно отличается от зловещих предупреждений президента Владимира Зеленского, прозвучавших в последние несколько дней. По словам Зеленского, если застопорившийся в Конгрессе многомиллиардный пакет не получит одобрения в ближайшее время, его войскам придется “отступать и еще раз отступать, шаг за шагом, маленькими шажками”. Он даже предупредил, что могут пасть некоторые крупные города.

Очевидно, что предостережения Зеленского — элемент обширных дипломатических усилий, чтобы высвободить военную помощь, в которой его силы столь отчаянно нуждаются и которой им не хватает уже несколько месяцев — от 155-миллиметровых артиллерийских снарядов до систем ПВО “Пэтриот” и беспилотников. Но горькая правда заключается в том, что даже если этот пакет получит одобрение Конгресса, даже массового пополнения арсеналов может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить серьезные неудачи на поле боя.

А неудачи, особенно в самый разгар избирательных кампаний в Америке и Европе, вполне могут возродить на Западе требования начать переговоры — а это, очевидно, пойдет на пользу России, поскольку Кремль будет волен возобновить конфликт в будущем по своему усмотрению.

Поэтому теперь все зависит оттого, куда Россия бросит силы в грядущем наступлении, ожидающемся этим летом. В его преддверии Россия уже наносит масштабные ракетные и беспилотные удары по инфраструктуре от Харькова и Сум на севере до Одессы на юге, поэтому трудно сказать наверняка, где она сосредоточит главный удар.

По мнению высокопоставленных украинских военных, служивших под началом уволенного в феврале главнокомандующего ВСУ генерала Валерия Залужного, военная обстановка мрачна.

Офицеры отметили большой риск краха линии фронта там, где российские генералы решат сосредоточить свое наступление. Более того, благодаря значительному численному превосходству и управляемым авиабомбам, которые уже несколько недель громят украинские позиции, Россия сможет “прорвать линию фронта и уничтожить ее на некоторых участках”, предупредили они. Все они говорили на условиях анонимности.

“Нет ничего, что могло бы помочь Украине прямо сейчас, потому что нет серьезных технологий, которые бы позволили Украине компенсировать огромную массу войск, которую Россия наверняка на нас бросит. У нас этих технологий нет, и в достаточном количестве нет даже у Запада”, — заявил журнале Politico один из высокопоставленных военных источников.

По его словам, изменить неутешительный расклад смогут лишь упорство и стойкость украинцев, а также ошибки российских командиров. Ошибки, подобные субботней, когда Россия развернула одну из крупнейших танковых атак на украинские позиции с начала спецоперации. Но наступающие силы разгромила 25-я бригада ВСУ, уничтожившая дюжину танков и 8 БМП — треть колонны (автор, видимо, верит во все, что пишут украинские СМИ, и без всякой проверки; да, какие-то потери были, но в итоге этой атаки российские силы выбили врага с позиций и овладели населенным пунктом Водяное. – Прим. ИноСМИ).

Однако высокопоставленные украинские офицеры напомнили, что рассчитывать на ошибки России — неверная стратегия. Вместо этого они посетовали на упущения самой Украины и Запада, которые, по их словам, подрезали крылья сопротивлению Киева с самого начала. Они также резко раскритиковали Запад за проволочки: по их мнению, боеприпасы и системы вооружения поступали слишком поздно и в недостаточном количестве — и в результате не принесли нужного эффекта.

“Залужный называл это “войной одного шанса”, — сказал один из офицеров. — Он имел в виду, что системы вооружений очень быстро теряют значение, потому что русские учатся им противостоять. Например, мы успешно использовали [поставленные Великобританией и Францией] крылатые ракеты Storm Shadow и Scalp, но лишь короткое время. Русские всегда учатся. Второго шанса они нам не дают. И они добиваются успеха”.

“Не верьте шумихе, будто они просто бросают войска на убой, как в мясорубку, — добавил он. — Конечно, они и так тоже делают — пользуясь своим численным превосходством — но вообще они учатся и совершенствуются”.

Офицеры заявили, что ручные противотанковые гранатометы, поставленные Великобританией и США в первые недели конфликта, прибыли очень вовремя и помогли отстоять Киев. Это же касается и мобильных ракетных систем залпового огня HIMARS, которые помогли вытеснить Россию из Херсона в ноябре 2022 года.

“Но часто мы просто не получаем системы вооружения, когда они нам нужнее всего — они прибывают, когда момент уже упущен”, — сказал другой высокопоставленный офицер, приведя в пример истребители F-16. Ожидается, что около дюжины F-16 встанут в строй этим летом по завершения базовой подготовки пилотов. “Каждому оружию есть свой момент. F-16 были нужны в 2023 году. В 2024 году они уже не подойдут”, — сказал он.

Дело в том, говорит он, что Россия готова им противостоять: “В последние несколько месяцев мы замечаем, что русские запускают ракеты из Джанкоя на севере Крыма, но без боеголовок. Мы сперва не могли понять, что они делают, а потом догадались: они дальномерят”. Офицер объяснил, что Россия высчитывает, где лучше всего разместить ракетные и радиолокационные системы С-400, чтобы максимально увеличить площадь поражения и удерживать F-16 подальше от линии фронта и российских логистических узлов.

Офицеры заявили, что теперь им нужно больше традиционного оружия, а также беспилотников. “Нам нужны гаубицы и боеприпасы — сотни тысяч снарядов и ракет”, — сказал один из них. По его подсчетам, Украине нужно четыре миллиона снарядов и два миллиона беспилотников. “Мы все время говорим западным партнерам: боевой опыт у нас есть, и боевое понимание этого конфликта тоже. У них же есть ресурсы, и они должны дать нам все необходимое”, — добавил он.

Европа, со своей стороны, пытается помочь Украине восполнить колоссальную нехватку артиллерийских снарядов. В этом отношении предпринятая по инициативе Чехии оптовая закупка может довести общий объем приобретений для Украины как внутри ЕС, так и за пределами блока до 1,5 миллиона снарядов на сумму 3,3 миллиарда долларов — но даже этого недостаточно.

Офицеры добавили, что им также нужно гораздо больше живой силы. В настоящее время ВСУ не хватает личного состава на передовой, и это лишь обостряет проблему недостаточной поддержки Запада.

Однако принять жесткие решения насчет призыва Украине еще только предстоит. Несмотря на российское давление, власти боятся политических последствий мобилизации на фоне масштабного уклонения от призыва и неявки в военкоматы. Залужный призвал к мобилизации еще в декабре, оценив, что Украине необходимо как минимум 500 000 новобранцев. Однако с тех проект застопорился и ходил по инстанциям.

На прошлой неделе сменивший Залужного генерал Александр Сырский внезапно заявил, что столько свежих войск Украине может и не понадобиться. После переоценки ресурсов цифра “значительно сократилась”, сообщил он украинским СМИ, и теперь власти ожидают, что у них будет “достаточно людей, способных защитить Родину”. “Я говорю не только о мобилизованных, но и о добровольцах”, — сказал он.

План заключается в том, чтобы после интенсивной трех-четырехмесячной подготовки перебросить на передовую как можно больше военнослужащих и лиц, выполняющих небоевые функции. Но высокопоставленные офицеры, с которыми побеседовал журнал Politico, считают, что Сырский неправ и “подыгрывает риторике политиков”.

Во вторник Зеленский подписал дополнения к старому закону о мобилизации: так, ужесточились юридические требования по регистрации к украинским мужчинам призывного возраста, а минимальный возраст призыва снизился с 27 до 25 лет. Однако на Украине это воспринимается как мелкие перестановки.

“У нас не только военный кризис, но и политический”, — сказал один из офицеров. — Украина большого призыва избегает, а Россия собирает ресурсы и будет готова развернуть большое наступление примерно в августе, а, может, и раньше”.

Так что, возможно, Маск не так уж и неправ.

 

источник