Новости

Налоговая бомба в стенах Рады

Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Токсичные инициативы

В частности, он предлагает не только повысить рентную плату за добычу железной руды с 8% до 10%, но и увеличить нижний порог рентабельности железорудного сырья с 14-25% до двойной учетной ставки НБУ – сегодня это 33%.

Для понимания цены вопроса: до 2014 г. ставка ренты на добычу железной руды была в пределах 1,5-2,7%. Ее повышение до 8% привело к росту рентной платы примерно в 3,5 раза. Затем в 2015-2018 гг. плата за недропользование выросла еще в 1,5 раза. А уже в 2019 г. был введен временный повышающий коэффициент 1,1 к ставке ренты за добычу железной руды: то есть платежи предприятий возросли еще на 10%.

И теперь, в случае очередного повышения базовой рентной ставки до 10%, дополнительные расходы горняков составят 12-13 млрд грн., по подсчетам Федерации металлургов Украины. Эти платежи – часть себестоимости готовой железорудной продукции, которая таким образом ощутимо подорожает.

Тогда как мировые цены на железную руду последние полгода имеют четкую тенденцию к снижению. Если в конце I кв. они достигали 110 долл./т, то сейчас упали до 88-89 долл./т CIF China. В таких условиях при росте налоговой нагрузки украинские горно-обогатительные комбинаты рискуют утратить важнейшие рынки сбыта: Китай и Евросоюз. К примеру, в Китай по итогам января-июня 2019 г. отгружено 7,3 млн т, или 19% производства украинского железорудного сырья.

Сокращение производства в этом объеме эквивалентно закрытию двух таких предприятий, как Ингулецкий и Центральный ГОКи (г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.), на которых трудятся 10 тыс. рабочих. Плюс они обеспечивают занятость еще 10-15 тыс. чел. в смежных отраслях.

Сокращение производства, потеря тысяч рабочих мест будут означать и неизбежное снижение налоговых поступлений в местные бюджеты – из которых финансируется содержание школ, дорог, больниц. Знает ли президент Владимир Зеленский, какое будущее его родному городу готовят авторы предлагаемых налоговых новаций?

Но негативные последствия от предлагаемого бездумного повышения ренты на добычу железной руды не ограничиваются отдельно взятым городом Кривой Рог. Они бьют по всей цепочке кооперационных связей в украинской экономике, только начавшей приходить в себя от жесточайшего шока 2014-2015 гг.

Прекращение экспорта ЖРС в Китай – это еще и прямые потери доходов крупнейших госкомпаний. От неизбежного снижения объемов перевозки и перевалки грузов ПАО "Укрзализныця" и ГП "Администрация морских портов Украины" получат минус 4 млрд грн. в год. А это в свою очередь приведет к недополучению бюджетом Украины как минимум 3 млрд грн. доходов.

И это по самым скромным оценкам, без учета потерь в смежных отраслях. А для полной картины надо добавить падение поступлений от горнорудных предприятий и их подрядчиков – свыше 4 млрд грн. в результате сокращения производства. В итоге рост платежей в бюджет от повышения ставки ренты полностью обнуляется.

Но этим глубоко негативный итоговый эффект предлагаемых изменений не ограничивается. Будет сворачивание инвестиционных программ – поскольку деньги, которые выделялись ГОКами на модернизацию и развитие производства, придется отдавать в виде дополнительных отчислений в бюджет. А без инвестиций горнодобывающую промышленность, как и любую другую, ждет постепенная деградация.

 

 

В интересах РФ

Рынок сбыта в ЕС для украинского железорудного сырья также будет утерян в случае повышения налоговой нагрузки для горняков в соответствии с законопроектом №1210. По итогам января-июня туда было отгружено 5,8 млн т концентрата и окатышей. Это объем, соизмеримый с производственной мощностью Южного ГОКа (г. Кривой Рог).

Теперь о том, кому могут быть выгодны подобные "новации". Традиционно с украинскими производителями ЖРС на европейском рынке ЕС конкурируют российские компании. У них уже есть преимущества перед нашими ГОКами за счет более низких цен на дизельное топливо, электронергию и природный газ в РФ.

Меньшие затраты на ключевые энергоресурсы позволяют российским производителям ставить более низкую отпускную цену на ЖРС. Оставаться на плаву в такой жесткой конкурентной среде украинским горнякам чрезвычайно сложно, они балансируют на грани. Поэтому резкий рост себестоимости продукции наших ГОКов за счет повышения ренты – на руку россиянам.

Если в случае принятия законопроекта №1210 украинские производители ЖРС уйдут с европейского рынка, их тут же заменят российские конкуренты из групп "Металлоинвест" и НЛМК. Таким образом, предлагаемые новации – это прямая поддержка экономики страны-агрессора.

Хотя скандальный законопроект преподносится как некая прогрессивная идея: дескать, давайте стимулировать экспорт не сырья, а готовой металлопродукции. Однако вся правда в том, что на ввоз стального проката в США, ЕС, Канаде и целом ряде других стран действуют заградительные пошлины, защищающие местных производителей от соперничества с импортерами.

Поэтому украинские металлурги сталкиваются не только с жесточайшей рыночной конкуренцией, но и с административными торговыми барьерами. Попросту говоря, они не могут продать за границей столько стальной продукции, сколько способны произвести. И в этих условиях экспорт ЖРС становится своеобразным спасательным кругом для экономики, генерируя приток валюты в Украину и удерживая от падения курс гривны.

По итогам января-августа текущего года зарубежные продажи железорудного сырья дали стране 2,5 млрд долл. Из них 22,52% поступило от поставок в Китай, в Польшу – 13,29% и в Словакию – 11,61%. Несложно подсчитать, что из-за налоговых "новаций" Д.Гетманцева Украина лишится 1,186 млрд долл. И эти потери валютной выручки нечем компенсировать.

 

Теперь вернемся к металлургам. Пока что их выручает вертикальная интеграция бизнеса – т.е. возможность использовать более дешевое железорудное сырье собственной добычи. Повышение себестоимости ЖРС, вызванное поднятием рентной ставки до 10% и изменением базы налогообложения, даст подорожание металлопродукции и приведет к ухудшению финансовых показателей у металлургических комбинатов Украины.

Для этого есть и объективные предпосылки. Так, крупные и средние металлургические предприятия Китая по итогам января-июля сократили общую чистую прибыль на 23,93%, до 17,278 млрд долл., по данным китайской ассоциации металлургической промышленности CISA. Ухудшение показателя объясняется ростом цен на сырье, прежде всего на железную руду. За отчетный период закупочные затраты на внутреннем рынке КНР выросли на 19,88%, на импортное сырье – на 29,13%.

Как уже отмечалось, украинские металлурги благодаря вертикальной интеграции могут минимизировать подобный негатив, инвестируя в развитие железорудного дивизиона. Но рост себестоимости ЖРС из-за повышения ренты даст тот же эффект, что и у китайских сталеваров. Падение прибыли повлечет уменьшение налоговых платежей в бюджет и другие негативные последствия для экономики и социальной сферы.

Как отмечает консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers, в случае принятия изменений в Налоговый кодекс Украины, предусмотренных законопроектом №1210, доля рентных платежей по отношению к коммерческой прибыли металлургических предприятий Украины существенно превысит аналогичный показатель в других странах.

 

Загрузка...

Так, доля ренты по отношению к прибыли в Австралии, Бразилии, Канаде, Казахстане, Индии, Китае, составляет 10,3%. А в России – всего 2,5%. В Украине в случае внедрения предлагаемых изменений в Налоговый кодекс она достигнет 22%. Таким образом, законопроект №1210 сделает добычу железной руды в России в 9 раз выгоднее, чем в Украине.

Игорь Воронцов

МинПром