Новости

Народ проедает заначки. Динамика обнищания «украинцев» и социальные последствия

Официальные расходы населения стабильно превышают доходы, а продажа валюты гражданами неуклонно превышает покупку при нынешней курсовой стабильности, то есть население проедает финансовые запасы, так сказать, "заначки на черный день", и это чревато серьезными последствиями.

Их рост — это наша нищета

Скачкообразный рост цен на продукты с начала года очень многие сильно ощутили на своих карманах. Достаточно вспомнить практически двукратный рост цен на подсолнечное масло и сахар, а ведь цены росли также на крупы, муку, макаронные изделия, яйца и курятину, мясо и сало. Подчеркнем, что все это продукты отечественного производства. Причиной подорожания ряда продуктов является их, так сказать, экспортный характер, в частности это касается растительного масла.

На самом же деле причина кроется в широко разрекламированном глобальном экономическом росте, последовавшем после коронакризиса. Он обусловлен прежде всего огромной денежной эмиссией в долларах и евро, направленных на преодоление кризисных провалов и так называемого дефляционного схлопывания. Сейчас налицо так называемое инфляционное оживление экономики. Борьба с коронакризисом отличается от методов борьбы с кризисом 2008-2009 годов тем, что тогда денежная эмиссия, направленная на тушение кризисного пожара, оставалась преимущественно в финансово-банковской системе, а сейчас деньги выплачивались непосредственно обывателям стран «первого мира». А потому эти средства устремились на потребительский рынок, откуда стали растекаться по всей глобальной экономике, подстегивая цены, в том числе на сырье и товары инвестиционного спроса (в частности, существенно дорожают строительные материалы). Кроме того, играет огромную роль стремление уберечь деньги от обесценивания путем вложения их в ликвидную товарную массу, в том числе в товары украинского экспорта, включая продукты питания, которые хоть и не могут быть инструментом долговременного сохранения активов, но позволяют на быстрой ликвидности, оборачиваемости и росте цен сохранять и приумножать капитал.

Огромные массы эмитированных денежных средств во время коронакризиса устремились на сырьевые рынки не только из-за роста потребления, но также в целях их вложения для того, чтобы уберечь от обесценивания. Результатом стал значительный, на десятки процентов, иногда даже в разы, рост мировых цен на сырье, составляющее основу украинского экспорта, то есть на металл, руду, а также зерновые, масличные и продукты их переработки.

В результате, хоть экспортная выручка и возросла, а курс доллара просел (хотя не только по этой причине), Украина вместе с экспортом дорожающего сырья импортирует внешнюю долларовую инфляцию. В этом и состоит причина скандального повышения цен на подсолнечное масло, яйца, курятину и так далее, поскольку вслед за внешнеэкономическими ценами на эти отечественные товары пошли в рост и внутренние цены на них.

В целом же в Украине сильно ускорилась инфляция. Согласно отчету Госстата, в годовом исчислении она подскочила с 8,4% в апреле до 9,5% в мае. За май потребительские цены поднялись на 1,3%, то есть сильнее, чем месяцем ранее, когда рост составил 1,2%.

Когда этот материал был в работе, Госстат опубликовал данные по июню, из которых следует, что темпы инфляции несколько замедлились. Так, инфляция на потребительском рынке в июне 2021 года по сравнению с маем составила 0,2%, а с начала года — 6,4%, базовая же инфляция в июне по сравнению с маем составила 0,4%, а с начала года — 4,3%.

Замедление инфляции в июне вполне объяснимо. Рост цен на указанные продукты питания отечественного производства вслед за ростом их внешнеэкономических цен летом приостановился по целому ряду причин, в том числе из-за того, что цены уперлись в потолок покупательной способности. К тому же началось летнее сезонное падение цен на сельхозпродукцию на внутреннем потребительском рынке. В то же время  запущенный апрельским резким повышением рост цен на газ для населения и коммуналки еще в полной мере не сработал, поскольку новые тарифы еще не установлены, потребление газа летом минимально, отопление (наиболее дорогостоящая услуга) просто отсутствует, а планируемого повышения тарифа на электроэнергию пока еще нет.

Все связанные со скачкообразным ростом тарифов проблемы с инфляцией, долгами, превышением расходов над доходами резко актуализируются осенью, когда похолодает и начнется отопительный сезон.

В этом смысле большой интерес представляют следующие данные и мнение, приведенное в соцсетях Александром Рябоконем:

«Госстат освежил данные по долгам населения за ЖКХ.

Итак, к началу лета украинский „нарід“ подошел с такими показателями в кабальной задолженности:

1. Газ — 26 млрд грн;

2. Тепло, горвода — 22,7 млрд грн;

3. Электричество — 7,3 млрд грн;

4. Вода — 6,3 млрд грн;

5. Придомовая территория — 5,4 млрд грн;

6. Мусор — 1,2 млрд грн;

Итого: около 69 млрд грн.

Отметим, что львиную долю общего долга населения в отопсезон сформировал газ (потребление населения и предприятий ТКЭ — в однозначных лидерах рейтинга), при цене (преимущественно) в 7 грн за куб+распределение. В мае население только начало расплачиваться по зимним долгам, уплатив свыше 17 млрд грн (из них погасив 5,4 млрд грн старых долгов, свыше потребленного за май).

Вроде бы установилась привычная тенденция: весной-летом население преимущественно погашает львиную долю осенне-зимних долгов. Но тут случилось опять. Как всегда, тарифное волнение. "Нафтогазу" мало повышения цены для населения на гривну, ему еще и 13 грн за куб для ТКЭ подавай. Опять платежки растолстеют новыми нулями. А ведь еще и чиновники от электроэнергетики давно мечтают (теперь с августа „мриют“) о 3 грн за кВт/с...

Кто и когда будет погашать эти долги? — вопрос риторический...

В связи с загруженностью американской военно-транспортной авиации в ближайшее время в Афганистане чартерных рейсов из Киева в Вашингтон и Брюссель для всех реформаторов не хватит».

Все так растёт, что аж падает

Но вернемся к доходам и расходам населения. Сразу же оговоримся, что речь идет исключительно об официальной занятости, отражаемой в официальной же статистике. Впрочем, рискнем предположить, что в теневом секторе, который, по ряду оценок, составляет до половины экономики, динамика, соотношения и даже абсолютные цифры не слишком отличаются, поскольку официальная и теневая экономики тесно связаны, являясь своего рода «сообщающимися сосудами».

Динамика средней зарплаты показана в таблице, составленной по данным Госслужбы статистики.

Если отбрасывать декабрьские всплески, которые не являются показательными из-за обычных массированных предновогодних выплат, в целом в последнее время имел место неуклонный рост средней зарплаты. Исключение составил «коронавирусный» 2020 год, изобиловавший локдаунами разной степени продолжительности, глубины и идиотизма, в силу чего в ряде месяцев имело место снижение средней зарплаты.

Что же касается 2021 года, то до марта включительно шел рост средней зарплаты, но затем началось ее снижение. Если в марте она составляла 13612 гривен, то в апреле снизилась до 13543 гривен, а в мае упала еще сильнее — до 13499 гривен.

Характерно, что более всего зарплаты упали в деятельности, обозначаемой Госстатом как «профессиональная, научная и техническая». Падение составило сразу 18,9% всего только за один май нынешнего года. «Великой аграрной державе» не нужна научно-техническая деятельность...

Пока трудно делать окончательные выводы, поскольку на момент написания этого текста данных по средней зарплате за июнь еще не было. Следует вспомнить, что в апреле по стране также имели место локдауны, включая столицу, а в мае много праздников, и даже в «доковидном» 2019 году в мае наблюдалось некоторое снижение средней зарплаты по отношению к апрелю того же года. Между тем падение средней зарплаты может продолжиться и в июне-сентябре из-за сокращения деловой активности в это время.

К тому же, по данным Госстата, реальная заработная плата (с учетом инфляции) снизилась в мае нынешнего года по отношению к апрелю на 1,6%. Словом, похоже, что налицо тенденция...

Обращает на себя внимание следующий вопиющий факт. Ныне имеет место скачок украинского сырьевого экспорта, в том числе в металлургической и горнорудной промышленности. Это выражается в росте экспорта соответствующей продукции и валютной выручки, а также в скачкообразном росте цен. В частности, как отмечает на своей странице в соцсетях экономист Виктор Скаршевский, «железная руда в мае подорожала до $200 за тонну, тогда как год назад ее стоимость составляла $90».

Но при этом заработная плата в добывающей промышленности Украины в мае снизилась на 7,9%, хотя рост добычи и производства в этой сфере в мае 2021 года составил 4,6%.

Кстати, есть еще один неприятный и непонятный феномен. Несмотря на бурный рост экспорта и валютных поступлений в связи с бумом на мировых рынках сырья и полуфабрикатов, по данным Госстата, реальный валовой внутренний продукт Украины в первом квартале 2021 году снизился на 2,2%. Номинальный ВВП составил 1 трлн 8,6 млрд грн, а из расчета на одно лицо — 24,28 тыс. гривен. По сравнению с предыдущим кварталом (с учетом сезонного фактора) ВВП снизился на 1,2%. Изменение дефлятора составило 20,7%.

В первом квартале 2020 года спад составил 1,2% по сравнению с первым кварталом 2019 года, во втором квартале прошлого года он ускорился до 11,2%, после чего замедлился до 3,5% в третьем квартале и 0,5% — в четвертом.

Номинальный ВВП в первом квартале минувшего года был равен 853,69 млрд грн (изменение дефлятора — 5,3%), во втором — 874,62 млрд грн (5,6%), в третьем — 1 трлн 162,39 млрд грн (8,4%), в четвертом — 1 трлн 301,17 млрд грн (17,5%).

В 2020 году ВВП Украины снизился на 4% после четырех лет роста: в 2019 году — на 3,2%, годом ранее — на 3,4%, а в 2017 и 2016 гг. — соответственно на 2,5% и 2,4%. Перед этим был зафиксирован спад на 9,8% в 2015 году и на 6,6% — в 2014 году.

Характерно, что на 2021 год Кабмин прогнозирует рост экономики Украины на 4,1%. Этот прогноз вызывает сомнения с учетом приведенной выше отрицательной динамики реального ВВП.

Когда тратить надо больше, чем получаешь и имеешь

Весьма информативными для понимания нынешней социально-экономической ситуации являются данные о доходах и расходах населения. Опять подчеркнем, что речь идет об официальных доходах и тратах граждан.

Итак, доходы населения Украины в январе-марте 2021 года составили 983,6 млрд грн, расходы — 1 067 млрд грн, то есть расходы за этот период превысили доходы на 83,4 млрд гривен. Соответственно, можно утверждать, что на эту сумму сократились сбережения граждан.

Правда, следует сделать оговорку о теневой части экономики, из которой часть средств перетекает в официальную экономику, например, через официальную торговлю. Но следует также помнить, что кроме теневых доходов граждане имеют еще и теневые расходы — одна всепроникающая коррупция чего стоит.

По данным Госстата, номинальные доходы населения за январь-март 2021 года выросли на 11,2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Реальные располагаемые доходы населения, определенные с учетом ценового фактора, по мнению Госстата, увеличились на 1%. Располагаемый доход в расчете на одного человека составил всего 18010 грн, что на 1955 грн больше, чем за аналогичный период 2020 года.

В то же время есть мнение, что такой рост на 1% можно рассматривать как результат своеобразный оценки Госстатом уровня инфляции в стране. Если отделить от общей массы доходы имущих социальных групп (бизнес, политиканы, коррумпированные чиновники, криминал), то окажется, что доходы основной части населения снижаются. Например, в 2020 году только официальные доходы 100 наиболее богатых бизнесменов Украины выросли более чем на 40%.

Вместе с тем расходы населения увеличились на 15,2%.

Таким образом, номинальные и реальные доходы не покрывают расходы, и населению приходится тратить сбережения, часто теневые.

В структуре доходов, как следует из приведенных выше данных, львиную долю составляют зарплаты, пенсии, прочие социальные выплаты. Прибыль и смешанный доход намного уступают, а доходы от собственности вообще составляют считанные проценты.

В структуре расходов более 90% составляют расходы на приобретение товаров и услуг.

А главное, темп «отрицательного прироста накоплений» практически удвоился с 4,8% в первом квартале 2020 года до 8,5% в первом квартале нынешнего. Если кто не понял, то эвфемизм «отрицательный прирост накоплений» на нормальный язык переводится как «снижение накоплений», а еще доходчивее — «проедание заначек».

О «проедании заначек» красноречиво свидетельствует динамика покупки-продажи валюты населением.

Известно, что сбережения по целому ряду причин у нас принято хранить в твердой валюте. По данным Нацбанка, в июне 2021 года население продало на наличном рынке 1943,3 миллиона долларов в эквиваленте, а купило валюты на 1 613,5 миллиона долларов. Подобная динамика имеет место уже 4 месяца подряд. Более того, подобная картина наблюдалась и в 2020 году, когда население продало валюты на 1,098 миллиарда долларов в эквиваленте больше, чем купило.

Мрачные перспективы

Подводя итоги, отметим, что в Украине имеет место снижение сбережений граждан, поскольку текущих доходов не хватает для выживания и приходится расходовать сбережения. Конечно, тем, у кого они есть.

На этом фоне после скачкообразного роста цен на газ ожидается огромный рост тарифов на коммунальные услуги. Также ожидается, повторим, повышение примерно вдвое тарифов на электроэнергию, что также вызовет рост стоимости коммунальных услуг. Кроме того, Зе-власть вынашивает планы повышения налогов, в том числе путем проталкивания скандального законопроекта 5600 (идиотическое налогообложение операций с недвижимостью, вплоть до НДС с продаж, а также налогообложение сельскохозяйственного землепользования на площадях от 0,5 гектара, плюс налог на урожай, которого может и не быть), а также законопроекта 5153 (нулевая декларация и так называемая налоговая амнистия). Причем эти новации, в случае их принятия, прежде всего ударят по малоимущим и так называемому среднему классу.

То есть даже несмотря на официальные данные Госстата и Нацбанка о прогрессирующем и продолжительном во времени превышении расходов граждан над доходами, власть и капитал стремятся взять с населения еще больше, что особо цинично и опасно в условиях, когда сокращаются как реальные, так и номинальные доходы.

Еще раз сформулируем несколько по-иному. В условиях падения номинальной и реальной зарплат, а также в условиях увеличивающегося превышения расходов граждан над их доходами власть и капитал продолжают эксперименты по увеличению цен и тарифов.

Это заставляет граждан расходовать сбережения, неважно, официальные или теневые. Но такие сбережения есть не у всех.  У тех же, у кого сбережения есть, они достаточно быстро закончатся, как следует из приведенной выше структуры доходов и расходов.

Остается последний вопрос: осознают ли власть и капитал социальные последствия такого рода «фокусов», да еще в условиях войны, наводненности страны оружием и крайнего обострения национально-языковых проблем, в которых также виноваты власть и капитал?!

Александр Карпец (Украина)