Новости

Не сболтнуть лишнего: как живет Киев спустя год после начала спецоперации

С начала специальной военной операции на Украине прошло чуть больше года, и с того времени жизнь киевлян претерпела множество изменений. В феврале 2022 года, когда российская армия оказалась совсем рядом, Киев был охвачен паникой, а население начало разбегаться. Сегодня жители столицы привыкли к новым условиям. В своей массе они все еще поддерживают режим Владимира Зеленского, верят в победу ВСУ и не понимают, что, по сути, являются заложниками террористов.

Утром 24 февраля 2022 года, когда Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции на Украине, Киев застыл в автомобильных пробках. Те, у кого была возможность быстро покинуть город, сразу же попытались ею воспользоваться. А те, кто не мог уехать, спешили с рюкзаками и чемоданами к метро. Нельзя было не заметить, что люди находились в некотором оцепенении. Вероятно, они считали, что только Донбасс можно безнаказанно «утюжить» восемь лет.

Бесконтрольная раздача оружия в Киеве привела к росту грабежей, убийств, внесудебных расправ и мародерства.

С тех пор прошел год. Но, несмотря на ракетные удары по объектам энергетической и военной инфраструктуры и атаки дронов-камикадзе, столица остается довольно комфортным местом для жизни на фоне других городов, где блэкауты продолжаются по несколько дней.

Осенью прошлого года мэр Виталий Кличко неоднократно заявлял, что зима будет холодной, а потому киевлянам лучше покинуть город и отправиться к родственникам в область. Местные же дельцы решили «навариться» на ситуации и для повышения продаж активно рекламировали свечи, фонари, генераторы, зарядные устройства, солнечные панели, портативные радиоприемники, печи-буржуйки и прочее.

Но холодной зимы не случилось. К примеру, перед самым новым годом было так тепло, словно уже наступила весна. С тех пор несколько раз выпадал снег и прихватывал мороз, но через пару дней тут же начиналась оттепель.

С октября прошлого года после массированных ракетных ударов, последовавших из-за теракта на Крымском мосту, киевлянам пришлось привыкать жить в новых условиях и планировать свой распорядок дня исключительно по часам, когда дают электроэнергию.

Но графики и реальные отключения зачастую не совпадали по времени, и приходилось гадать, когда свет пропадет. Пока он был, требовалось успеть сделать все дела по дому: приготовить еду, запустить стиральную машину, убраться и так далее.

Когда же электричество отсутствовало, приходилось пользоваться пауэрбанками. Киевляне, занятые на удаленке, находили и другие способы решения проблемы — шли с ноутбуками в ТРЦ и супермаркеты, где делали заказы из меню и продолжали работать. 

Что же до улиц, то они и до СВО освещались далеко не на сто процентов, особенно внутренние дворы — в лучшем случае горели один-два фонаря. Теперь же света не стало даже там, где он был ранее. Выглянув в окно ночью, можно было не увидеть ни одного огонька в поле видимости. Абсолютная тьма.

К сегодняшнему дню ситуация изменилась. В последние недели количество отключений существенно сократилось.

Причем свет вернулся не только в жилые дома, но и на улицы. Ранее, находясь в автобусе или маршрутке и выглянув в окно, можно было потеряться даже на знакомом маршруте. И требовалось несколько секунд, чтобы понять свое местонахождение.

Метро работает исправно. Хотя после начала СВО оно, как и весь остальной транспорт, действовало довольно медленно, время ожидания поезда могло увеличиваться до 15 и более минут, но сейчас интервалы движения составов постепенно стали сокращаться.

Особо стоит сказать о полиции в «подземке». На некоторых станциях она работает довольно расслабленно, тогда как на других устраивает тщательные проверки у турникетов. Некоторым пассажирам предлагают пройти для более детальной проверки в специальную комнату, где прощупывают всю одежду и просматривают содержимое сумок.

Что же до супермаркетов, то практически все они обзавелись генераторами, и свет в них присутствует стабильно. Ранее там оборудовали пункты для зарядки мобильных телефонов, но со временем они исчезли. Были проблемы и с банкоматами, которые работали (и то не везде) только в крупных магазинах. Теперь же количество аппаратов на улицах заметно выросло.

Рост цен на продукты питания — это больной вопрос для населения с 2014 года. Доходы киевлян последовательно снижались все это время.

Когда же начались проблемы с электроэнергией, это моментально отразилось на работе хлебозаводов, птицефабрик и других пищевых предприятий, которые оказались вынуждены увеличить расходы на закупку генераторов.

Причем «мутят» на продуктах не только в Минобороны Украины. Как сообщили недавно в Главном управлении Госпродпотребслужбы, по итогам проверки в 2022 году были выявлены многочисленные случаи завышения торговыми сетями цен на социально значимые продукты — хлеб, пшеничную муку, курицу, молоко, яйца, подсолнечное масло.

С начала СВО о мобилизации в Киеве ходили разные слухи и сообщения.

Из последнего, в частности, фотографии расклеенных на дверях жилых домов Голосеевского района приказов Минобороны за подписью начальника местного военкомата, распоряжение и.о. главы Подольского района о предоставлении местными предприятиями списков военнообязанных, а также многочисленные видео и фото.

Но пока можно сказать, что мобилизация в городе проводится неравномерно и спорадически. Если в некоторых районах похождения сотрудников военкоматов были зафиксированы, то в других еще нет. Впрочем, находясь на улице, следует всегда быть внимательным, хорошо смотреть по сторонам и следить, что происходит вокруг.

Нельзя не отметить, что после начала СВО население Киева существенно сократилось. Перепись здесь не проводилась с 2000 года, так что никто не назовет точных цифр. Но сколько бы жителей ни осталось, все они превратились в заложников.

Точно так же, как и в других городах. Любое неосторожное высказывание может быть опасным для жизни. Никакого подпольного движения сопротивления в столице нет, ведь всех противников Зеленского «зачистили» еще до февраля 2022 года. А потому тем киевлянам, кто молчаливо поддерживает СВО и ждет российскую армию, следует быть очень бдительными.

Николай Ульянов