Новости

Небесные покровители Полтавской битвы и отношение к ним сегодня

Летописцы Полтавской битвы не преминули отметить знаковое событие: в канун 311-й её годовщины, отмечаемой сегодня, менее месяца тому назад, 14 июня 2020 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего собора в честь Воскресения Христова – главного храма Вооружённых сил Российской Федерации, расположенного в подмосковной Кубинке.

В дар новопостроенному храму он передал две иконы, одну из которых назвал и «замечательной», и «совершенно особенной». Речь шла о чудотворной Казанской Каплуновской иконе Божией Матери, споспешнице Полтавской победы.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передаёт в дар главному храму Вооружённых сил Российской Федерации чудотворную икону Казанской Каплуновской Божией Матери, споспешницы Полтавской победы

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передаёт в дар главному храму Вооружённых сил Российской Федерации чудотворную икону Казанской Каплуновской Божией Матери, споспешницы Полтавской победы

Собор в честь Воскресения Христова. Вид внутри

Собор в честь Воскресения Христова. Вид внутри

Не по уму усердные представители расплодившегося сверх всякой меры племени так называемых блогеров не замедлили упрекнуть патриарха: подаренная икона была объявлена «не той», которой молились царь и русские воины накануне судьбоносного сражения. Заодно, идя путём обобщения, и сам храм был назван «не таким», и росписи в нём – «не такими». «Не такими» были признаны диванными экспертами и символика храма, и хранящиеся в нём (вернее, при нём, в музейном комплексе) военные реликвии, особенно из числа трофеев РККА – предшественницы советской, а затем и российской армии.

Одна из мозаик новопостроенного храма.

Одна из мозаик новопостроенного храма.

Некое зерно истины в этом блогерском бреду, как ни странно, есть. Увы, «не той» иконой Каплуновской Божией Матери, перед которой молился перед Полтавской битвой царь Пётр и его воины, был уже тот чудотворный образ Её, с которым прошли крестные ходы в Полтаве и на самом поле Битвы в день празднования 200-летия Полтавской победы в 1909 году с участием императора Николая II Александровича. Ибо подлинная икона самым таинственным образом исчезла в начале первой русской революционной смуты в 1904 году, и предпринятое церковное расследование, увы, окончилось безрезультатно. Выходит, Священный синод (патриарха в то время не было) тоже обманул тогда государя?

Крестный ход на поле Полтавской битвы с участием высочайших особ 27 июня 1909 года

Крестный ход на поле Полтавской битвы с участием высочайших особ 27 июня 1909 года

Внесём ясность: именно «та» икона (о ней мы рассказывали) представляла собой пядьничный  – размером от вытянутых кончиков большого до среднего пальцев руки – образ Казанской Божией Матери, прославившийся своими чудотворениями в деревне Каплуновке на Слобожанщине, нынешней Харьковской области Украины.

В «Акафисте Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския», своеобразном житии этой иконы, о Каплуновском образе сказано одно лишь предложение: «Видев царь Пётр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божию содеваются многие чудеса, приемлет ю (её) в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев (шведов) в щит и покров, и победив до конца врага, помощью Богоматери, тем камень совершенный во основание нового царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко осщение, яко шит и ограждение, в сердце града постави».

«Полтава. Кубок победы». Художник М. Шаньков. 2009 г. В левом верхнем углу, в киоте – Казанская Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы

«Полтава. Кубок победы». Художник М. Шаньков. 2009 г. В левом верхнем углу, в киоте – Казанская Каплуновская икона Божией Матери, споспешница Полтавской победы

Именно «та» икона, пред которой царь Пётр молился перед судьбоносным сражением, была отпущена им с большими дарами обратно в Каплуновку; в сердце нового царствующего града – Санкт-Петербурга, в построенном для Неё храме святого Сампсония страннопримца, был поставлен список иконы, то есть точная копия.

Отчего храм был освящён во имя святого, дотоле на Руси неизвестного? Да потому, что именно в его день произошла сия Великая Виктория, навсегда связавшая Великороссию и Малороссию незримыми узами через их города Санкт-Петербург и Полтаву, ибо нигде более, кроме как в них, Сампсониевских храмов ни в России, ни на Украине нет.

Святой Сампсон странноприимец. Открытка, выпущенная полтавским Свято-Макариевским братством на память 200-летия Полтавской победы 27 июня 1709-1909 г.

Святой Сампсон странноприимец. Открытка, выпущенная полтавским Свято-Макариевским братством на память 200-летия Полтавской победы 27 июня 1709-1909 г.

Облик храмов с течением времени менялся. Из деревянной церкви в Санкт-Петербурге он стал каменным, пережил ряд перестроек, и ныне является собором (данный статус был присвоен в дни всеимперского празднования Полтавской битвы в 1909 году). Сампсониевская же церковь в Полтаве, на поле Полтавской битвы, была заложена во исполнение наказа Петра I лишь в годовщину Полтавского сражения 27 июня 1852 года, 143 года спустя. И тоже претерпела ряд трансформаций: из некоего подобия древнего храма Покрова-на-Нерли она обрела со временем алтарный придел, затем пристройку при входе с колокольней и оформилась в нынешнем виде лишь к 200-летию баталии, к июню 1909 года.

Первая Сампсониевская церковь на поле Полтавской битвы у Братской могилы Русским воинам. Неизвестный художник

Первая Сампсониевская церковь на поле Полтавской битвы у Братской могилы Русским воинам. Неизвестный художник

Церковь в Каплуновке, изначально тоже деревянная, которую шведы во время своего грабительского нашествия на Слобожанщину пытались сжечь, да только ничего у них не получилось. Тогда-то король Карл и произнёс свои пророческие слова: «Там, где будет эта икона, мало нам надежды на успех». К концу XVIII века попечением санкт-петербургского губернатора П.П. Коновницына, крупного землевладельца этих мест, церковь превратилась в величественный каменный храм. В одном только куполе было 20 окон размером 3,5 на 1,5 метра каждое! Старожилы сказывали, что во время нового нашествия – гитлеровцев – в 1941 году, немецкий танк въехал в церковь, к тому времени уже 12 лет как не действовавшую, развернулся и беспрепятственно выехал обратно. Уничтожили храм в Каплуновке, взорвав его, в период нового гонения на православие, организованное «дорогим Никитой Сергеевичем Хрущёвым».

Храм Рождества Богородицы для Казанской Каплуновской иконы Божией Матери в с. Каплуновка. Любительское фото

Храм Рождества Богородицы для Казанской Каплуновской иконы Божией Матери в с. Каплуновка. Любительское фото

Город Харьков, где произошла встреча царя Петра I с Каплуновской иконой, вывезенной из родных мест во избежание поругания шведами, тоже не сразу, а целых сто лет спустя, в 1810 году, почтили это событие постройкой в окраинном районе церкви Рождества Богородицы. Изначально церковь была кладбищенской, но ровно треть века спустя она стала приходской для жителей Журавлёвки. С годами сильно обветшала, и по проекту знаменитого архитектора Алексея Бекетова здесь был построен новый более вместительный, на 1200 человек, храм. Закрытую старую церковь при этом Священный синод провозгласил ценным памятником архитектуры и сносить её запретил. Две Каплуновские церкви, старая и новая, стояли рядом вплоть до 1920-х годов, пока обе не были снесены большевиками. В память от них осталось только название переулка «Каплуновский», расположенного в историческом месте, близ пересечения улиц Пушкинской и Манизера.

Новая (вторая) Каплуновская церковь в г. Харькове. Фото конца XIX - начала XX вв.

Новая (вторая) Каплуновская церковь в г. Харькове. Фото конца XIX - начала XX вв.

Печальна судьба Каплуновских церквей; тем удивительнее на этом фоне выглядит судьба Сампсониевских храмов. В Санкт-Петербурге в период массового закрытия «культовых учреждений» сюда, в Сампсониевский собор, свозили «ненужные» иконы со всех ликвидированных храмов. После 1990 года они были возвращены в массово возрождающиеся церкви: вот так дар от святого Сампсония!

В Полтаве же в Сампсониевском храме большевиками был устроен склад управления кинофикации. Плёнки имели жёсткие условия хранения – заданные влажность, температуру хранения – из-за чего после возвращения храма Полтавской епархии реставрация внутренних росписей не составила особых трудностей.

И в каждой из упомянутых церквей был свой список чудотворной Казанской Каплуновской иконы Божией Матери. Их появилось очень много. Их и сейчас можно видеть во множестве храмов окрест: в Ахтырке, Харькове, Пархомовке, Полтаве… В последнем случае необыкновенная мироточащая чудотворная икона Каплуновской Божией Матери является святыней Троицкой церкви Крестовоздвиженского монастыря: места, где располагалась последняя ставка короля Карла XII, где он десять дней провёл в беспамятстве из-за большой потери крови после ранения в свой 27-й день рождения и откуда отправился на поле битвы под Яковцами – к своему вечному бесславию.

Копия Каплуновской иконы, бывшей при воинах в день Полтавской победы. Дореволюционная литография

Копия Каплуновской иконы, бывшей при воинах в день Полтавской победы. Дореволюционная литография

Нетрудно заметить, что от списка к списку Каплуновская икона проявляла тенденцию к увеличению в размерах. От исходной, имевшей понятный для наших современников формат А5, она выросла сначала за счёт дополнительной росписи полей, или налагаемых серебряных, сребропозлащённых, либо золотых (было и такое!) риз, до полуметра в высоту и более. Тот, который был подарен патриархом Кириллом храму Воскресения Христова является самым крупным из всех известных списков Казанской Каплуновской иконы Божией Матери, самым высокохудожественным из всех них, а по времени создания относится к концу XIX – началу XX веков. То есть данная икона является свидетельницей, а быть может, и участницей празднования 200-летия Полтавской битвы: самого яркого, самого торжественного и самого продолжительного (длилось целых трое суток, включая день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, один из которых был небесным покровителем царя-победителя).

Именно в этот день, 12 июля (по нынешнему календарю), Пётр I планировал дать генеральную баталию Карлу XII. Король поторопился и… проиграл. А в русской православной традиции появился новый высокочтимый святой: Сампсон странноприимец, ставший небесным покровителем Полтавы.

Вид Полтавского Петровского кадетского корпуса. Гравюра XIX ст. Хорошо виден купол храма над центральной частью здания и крест на нём

Вид Полтавского Петровского кадетского корпуса. Гравюра XIX ст. Хорошо виден купол храма над центральной частью здания и крест на нём

Помимо как на поле битвы, ему был посвящён ещё один храм, в самом центре Полтавы: в открытом в 1840 году Петровском Полтавском кадетском корпусе, здание которого замкнуло перспективу Круглой (прежде Александровской, в честь царя-основателя Полтавской губернии) площади. Это был самый большой храм губернского центра, в котором, по свидетельству современника, в праздники был «весь город». Храм просуществовал 80 лет, до 1920 года включительно.

Затем в этом помещении размещались разные, преимущественно военные, организации, в последние годы перед распадом СССР – Полтавское высшее зенитное ракетное краснознаменное командное училище имени генерала армии Н.Ф. Ватутина (ПВЗРККУ). Сам Николай Федорович окончил здесь, в этом здании, в 1922 году 14-ю Полтавскую пехотную школу.

Со времён «независимости» Украины училище по указанию западных кураторов уничтожили. С разрушающегося кадетского корпуса стыдливо убрали таблички «памятник архитектуры» и «охраняется государством». Интернет полон фотографий и видеороликов самой знаменитой руины не то что Полтавы, а и всей Украины. Что здесь главное для понимания? То, что в центре города, еще недавно  претендовавшего (или всё ещё претендующего?) на звание «духовной столицы» («Що ми духовна є столиця, давно вже визнав цілий світ», – звучит в «Гимне Полтавы»), стоит разрушенный храм в честь её небесного покровителя. Большего позора для некогда города воинской славы трудно себе представить…

Фрагмент разрушенной центральной части бывшего Полтавского Петровского кадетского корпуса. Современный вид

Фрагмент разрушенной центральной части бывшего Полтавского Петровского кадетского корпуса. Современный вид

А впрочем… к позору в Полтаве вроде бы как притерпелись. Здесь привыкли к присобаченным к памятнику Славы флагам Украины и даже «Правого сектора»*. К заросшему сорняками в рост человеческий полю Полтавской битвы, в которых утонули и редуты, и памятный камень на месте командного пункта Петра I, и лагерь Русской армии, в былое время опекаемый учащимися кадетского корпуса, а ныне превращённый в мусорную свалку жителями близлежащих Яковцов. К музею одноименного заповедника, где на «щирій мові» экскурсоводы несут несусветную чушь о каком-то «украинско-шведском военном союзе» (никаких документов, конечно, нет), о Мазепе и его казаках, которых на поле битвы близко не было, но которым посвящён целый зал «козацької слави», наполненный муляжами и подделками.

Вот такие получились «заметки неравнодушного», в помощь летописцам Полтавской битвы, в канун 311-й её годовщины…

На заглавном фото. Чудотворная икона Казанской Каплуновской Божией Матери, споспешницы Полтавской победы

* Запрещённая в России экстремистская организация.

Тихомир Павлов

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.