Новости

Нерадостный Мэрцишор: при Майе Санду жителям Молдовы стало не до праздника

Традиционный праздник весны Мэрцишор в этом году омрачен тяжелой экономической ситуацией в Молдове. Уровень инфляции в 30%, многократное удорожание тарифов на газ и воду, стремительный рост цен на продукты питания и услуги — вот лишь краткий перечень «успехов» двухлетнего правления Майи Санду и партии PAS. Более того, прозападное руководство республики, пугая молдаван «российской угрозой», взяло курс на отказ от закрепленного в Конституции нейтралитета с целью силового решения приднестровского вопроса.

Одной из самых красивых и популярных молдавских традиций является обычай дарить друг другу 1 марта маленькие бутоньерки, сплетенные из красных и белых нитей, которые, как и праздник, называют мэрцишорами. В Болгарии и Северной Македонии существует похожий обычай — на Баба Марта там вручают аналогичные бутоньерки — мартеницы.

В Молдове этот праздник всегда отмечался особенно широко и ярко — первые десять дней марта в Кишиневе каждый год проводился музыкальный фестиваль, на который во времена СССР приезжали артисты всех союзных республик — белорусские «Песняры», узбекская «Ялла», Лайма Вайкуле из Латвии и другие известные исполнители. В последние годы программа фестиваля «Мэрцишор» становилась все менее интересной, привлекая все меньше внимания.

Сегодня праздник весны омрачен тяжелой экономической ситуацией в республике, а молдаване озабочены не выбором мэрцишоров, которые в огромном ассортименте продаются на каждом шагу, а вопросами выживания из-за условий, возникших вследствие правления Майи Санду и партии PAS.

Уровень инфляции, превысивший в 2022 году 30%, семикратное повышение тарифа на газ, четырехкратное подорожание электроэнергии и воды привели к росту цен на продукты питания, услуг и увеличению других расходов. На этом фоне Мэрцишор уже мало кого радует в Молдове.

Согласно бюджету республики на 2023 год, 18% его доходов уйдут на обслуживание западных кредитов. Финансирование проектов в сфере ЖКХ и реконструкция инфраструктуры правительством не предусмотрены. Более того, не хватило денег даже на индексацию пенсий в соответствии с уровнем инфляции — их увеличили всего на 14%.

В стране закрываются производства, бизнес несет огромные убытки и уходит из Молдовы.

Если ориентироваться на официальные макроэкономические показатели, то картина выглядит крайне неприглядной, но в реальности она еще хуже. Во многом это объясняется тем, что эти показатели удерживаются от падения за счет реэкспорта, связанного с военными действиями на Украине.

До 2004 года этого явления практически не существовало — все, что шло на продажу, производилось внутри страны. Позже появились различные варианты, которые привели к тому, что Молдова ежегодно стала реэкспортировать товары на сумму около 600-700 миллионов долларов.

В 2022 году же этот показатель вырос до 1,6 миллиарда долларов, что обусловлено в основном движением товаров с Украины и обратно. По словам эксперта Вячеслава Ионицэ, во втором полугодии прошлого года Молдова в 20 раз увеличила экспорт нефтепродуктов в соседнюю страну на сумму порядка 540 миллионов долларов.

Но это никак не связано с экономикой самой Молдовы. Просто товары, купленные на Украине, идут в Румынию транзитом через территорию республики, и то же самое происходит в обратном направлении.

За два года пребывания у власти Санду и ее партия прочно «подсадили на иглу» внешних заимствований экономику страны.

Из всей этой поддержки только 25% пришлось на гранты, а остальные 75% — на кредиты. Последние в 2022 году стали настоящим «спасательным кругом» для правительства в условиях, когда процентная ставка по внутренним кредитам выросла до 22-24% годовых. В прошлом году только проценты по ним составили 2,16 миллиардов леев.

Несмотря на бедственное положение населения военные расходы бюджета Молдовы на 2023 год увеличены до 650 миллионов леев. ЕС пообещал профинансировать поставки стрелкового оружия, средств связи и малых БПЛА. На Мюнхенской конференции по безопасности Санду заявила о возможности отказа от нейтрального статуса и попросила у НАТО средства ПВО.

Процессы, происходящие в экономике Молдовы, сопровождаются и общественно-социальными изменениями.

Традиционные ценности православной и во многом патриархальной страны подвергаются атаке с целью переформатирования на «неолиберальный» манер — партия PAS ратифицировала скандальную Стамбульскую конвенцию и усиленно продвигает ЛГБТ-идеологию, планируя разрешить возможность однополых браков.

Несмотря на все усилия, особого успеха западная пропаганда не добилась. В ходе опроса, проведенного в октябре 2022 года, молдаван спрашивали, какие будущие события вселяют в них уверенность, оптимизм и дают надежду на завтрашний день. 63,5% респондентов заявили, что таким событием станет интеграция в Евросоюз, а 69% — что восстановление хороших отношений с Россией.

Получается крайне интересный геополитический спектр молдавского электората. Доля граждан с пророссийскими настроениями составляет 30,8%, а с проевропейскими — 27%. Тех же, кто в принципе рассматривает оба направления, примерно 39,6%. Вот за их благосклонность и развернется острая борьба в обозримом будущем.

К сожалению, нынешняя власть Молдовы не стремится к внутреннему консенсусу и единству в стране. Запугивая собственное население «российской угрозой», Санду в угоду Западу взяла курс на отказ от закрепленного в Конституции нейтралитета с целью силового решения приднестровского вопроса и подавления инакомыслящих авторитарными методами.

В стране приостановлено вещание оппозиционных телеканалов, по указанию спецслужб блокируются информационные сайты — как молдавские, так и зарубежные, в первую очередь российские. Планируется расширение прав СИБ на прослушивание разговоров и проверку корреспонденции просто по подозрению, без открытия уголовного дела. Мечта прозападного руководства — ввести цензуру и в Интернете.

Первые числа марта в республике связаны не только с приходом весны. В эти дни в Приднестровье вспоминают о начале военной агрессии Молдовы по «наведению конституционного порядка» — Дубоссарский расстрел. В ночь с 1 на 2 марта 1992 года из засады была расстреляна машина с приднестровскими милиционерами из Дубоссар, выехавшими по ложному вызову. Погиб начальник ГОВД.

В тот же день отряд полиции особого назначения МВД Молдовы вступил в бой с приднестровскими гвардейцами у села Кочиеры. ОПОН блокировал и дома с семьями военнослужащих российской 14-й армии. В ходе боестолкновения полицейские были вытеснены из жилых кварталов.

В последующие месяцы Кишинев силой оружия пытался ликвидировать государственность ПМР. Для выполнения этой задачи применялись артиллерия, танки и самолеты, действовали террористические группы и наемники.

Именно поэтому традиционный в Молдове праздник встречи весны в Приднестровье после тех событий называют «Черный мэрцишор».

Сегодня Молдова снова находится на грани возобновления вооруженного конфликта. Только на этот раз, в нем готовятся принять участие и те, кто еще недавно являлся гарантом в формате переговоров «5+2» между Кишиневом и Тирасполем. На границе ПМР происходит концентрация Вооруженных сил Украины, а из Киева раздаются призывы «покончить с Приднестровьем».

В прошлом году поздравление Майи Санду в первый день весны было связано с национальной кампанией «Молдова за мир», однако в течение года она стала все чаще заявлять о необходимости милитаризации и отказа от конституционного нейтралитета.

Это все больше напоминает стиль правления ее украинского коллеги Владимира Зеленского, который тоже пришел к власти как «президент мира».

Чем все закончилось, мы видим сегодня.

Максим Камеррер