Новости

Нормандский формат — мечты сбываются?

Помните, как в 2008 году Саркози прилетал в Москву и скоропостижно жал руку Путину? Так вот, Нормандский формат также был инициирован президентом Франции, роль которого в 2014 году играл Франсуа Олланд, принимавший в Нормандии руководителей государств по случаю 70-летия известной высадки союзников в июне 1944 года.

Собственно, более Олланд ничем не отличился, разве что поездкой на велосипеде в Елисейский дворец в свой первый рабочий день.

Сейчас роль (Наполеона) президента играет Макрон, продолжая дело своего предшественника и периодически связываясь со своими визави на тему: а как там дела с минскими соглашениями?

Кстати, чтобы не путать: Минск-1 и Минск-2 — это, на самом деле, самая важная и главная часть Нормандского формата, где подписывались реальные документы по урегулированию ситуации на Донбассе, так как Минск — единственное место. где, кроме (наполеонов) глав государств (Франция, Германия, Украина и Россия), их замов (главы МИД) и делегаций, присутствовали также представители Донецкой и Луганской республик.

Не вдаваясь в дальнейшие детали, хочу заметить: статус Франции, Германии и России — исключительно посреднический, так как ни одно из этих государств не участвует напрямую во внутриукраинском конфликте, а выступают лишь гарантами выполнения договорённостей. Прямые участники — это Киев, с одной стороны, Донецк и Луганск, с другой стороны. Именно в Минске были разработаны «Минские соглашения», а также шаги по их имплементации, обязывающие стороны (Киев и ЛДНР) пошагово двигаться к миру. Апофеоз — формула Штайнмайера, предложенная в качестве пошаговой «инструкции» к «Минску» ещё в октябре 2018 года в Берлине и подписанная уполномоченной делегацией Украины лишь 1 октября 2019 года.

За пять лет сменилась половина участников Нормандского формата, на исходе «хромая утка» бабушка Меркель и вот, наконец, по инициативе Зеленского, с трудом добившегося отвода за линию разграничения националистов всего в трёх пунктах и доложившего об этом Макрону, достигнута вроде бы договорённость об очередной встрече 9 декабря в Париже. Газета Le Figaro со ссылкой на Елисейский дворец сообщила, что цель саммита: «открыть новую последовательность выполнения минских соглашений».

Пока подтверждения и комментариев из Кремля не последовало, поэтому есть только определённая вероятность, что встреча состоится.

Причина проста: не совсем понятно, что имел ввиду Елисейский дворец под «новой последовательностью». Есть догадка, что это, по-видимому, какое-то ноу-хау Зеленского, убедившего Макрона, что он самый ярый сторонник мира на Донбассе, только вот надо бы поправить некоторые пункты и всё тогда получится.

Выглядит наивно, особенно с учётом того, что, в отличии от «Минска», где проходили жаркие дискуссии (первая встреча длилась 17 часов), Нормандский формат — это, по сути, формальность, когда итоговое решение готовится и согласовывается командами до запятой и заблаговременно, а на самой встрече лишь озвучивается и фиксируется достигнутый (или не достигнутый) прогресс и протоколируются короткие мнения сторон.

Никакой «новой последовательности» в Париже не будет, кто бы за ней ни стоял, хоть бы и все трое, кроме Путина, который очевидно не допустит отхода от ранее достигнутых соглашений и, если понадобится, доходчиво объяснит своим визави, почему будет так, а не иначе.

Впрочем, до этого вряд ли дойдёт по вышеприведённой причине: встреча готовится заранее, в том числе и итоговое решение. В противном случае, просто ничего не состоится, о чём, кстати, говорит отсутствующий пока комментарий Кремля, видимо пытающегося добиться сначала разъяснения сентенции «новая последовательность» и лишь затем дать или не дать согласие на встречу.

Таким образом, подчеркну: при любом раскладе есть пока только вероятность, что мечта Зеленского «посмотреть в глаза Путину» сбудется. Остальные мечты рекомендуется забыть и более никогда не вспоминать. Себе дороже.

P.S.: если встреча, всё-таки, состоится, главное для Зеленского — не сильно волновать бабушку Меркель, иначе на виду всего мира получит мастер-класс, как надо мужчине вести себя с женщиной, которой на твоих глазах стало плохо.

Александр Дубровский