Новости

Новые планы «Нафтогаза» подтвердили энергетическую зависимость Украины от РФ

Украинская энергетическая риторика является популизмом, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Богдан Безпалько.

Коболев разбушевался

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев поделился планами компании на случай «оккупации части территории страны Россией».

Чтобы «российская агрессия» не нарастала, руководство «Нафтогаза» и украинские власти борются против достройки газопровода «Северный поток – 2» и рассчитывают на помощь американцев. Пока существует российский транзит газа через Украину, стоимость «агрессии РФ», как утверждает Коболев, высока, и это значительно уменьшает вероятность полномасштабного вторжения.

Коболев опасается потери месторождений нефти и газа на Востоке Украины и в Полтавской области – по мнению руководителя Нафтогаза, эти активы вывести невозможно, но компания разработала планы по мобилизации и перемещению людей.

Еще у «Нафтогаза» существует план действий на случай реализации «Северного потока – 2» и снижения транзита газа до 15-20 млрд кубов в год, заключающийся в задействовании подземных хранилищ газа (ПХГ) и их интеграции в европейскую газотранспортную систему.

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев

Коболев утверждает, что это позволит Украине получать энергоресурсы по справедливой цене, и замечает, что прямые закупки газа у России для украинцев невозможны – Коболев не верит, что такие сделки могут быть лишены политической составляющей.

Перед нами яркий образчик риторики современных украинских властей. Коболев либо рассказывает небылицы про «вторжение России» и рисует картину потери Украиной едва ли не половины территории, либо откровенно дезинформирует украинцев про ситуацию с газом.

Во-первых, Украина продолжает закупать российский газ, перекупая его с наценкой у европейских компаний, некоторые из них находятся под контролем украинских олигархов. Во-вторых, другое сырье, кроме российского газа, идти через украинскую ГТС не может.

Данное обстоятельство делает бессмысленной как борьбу с закупками газа в России, так и планы «Нафтогаза» на случай снижения транзита через ГТС Украины. Если Украина не будет закупать или транзитировать российский газ в минимальном объеме в 40 млрд кубов в год, то Киеву придется отказаться от газотранспортной системы в ее современном виде, покрывающей почти всю территорию страны.

Украина продолжает закупать российский газ

Не спасут Украину и газовые хранилища – без российского газа они никому в ЕС не нужны, а что касается «справедливой цены», о которой рассуждает Коболев, - можно посмотреть на стоимость газа на европейских хабах и приплюсовать туда цену транзита до Украины. Даже в теории такая операция выйдет в разы дороже отпускных цен «Газпрома», не говоря уже о необходимости вложений в инфраструктуру.

Если через Украину идут большие объемы газа в ЕС, это не значит, что они могут пойти в обратном направлении. Во-первых, нужны источники требуемых украинцами объемов сырья, а во-вторых, значительные вложения в обновление и модернизацию инфраструктуры.

На все это денег у Киева нет и не будет, но это не мешает украинцам впадать в энергетическую истерию. Сначала бывший партнер руководителя «Нафтогаза» Юрий Витренко предложил отказаться от российских ТВЭЛ и заменить их на ядерное топливо Westinghouse. Затем изменившаяся в лице Юлия Тимошенко заявила о необходимости ввести запрет на импорт российской электроэнергии на Украину.

Оба предложения самоубийственны для украинской энергетики, а теперь данный полет фантазий разбавил Коболев думами о «вторжении».

Украинские политики занимаются популизмом

«С одной стороны, это работа Коболева на аудиторию, а с другой – имитация бурной деятельности. В условиях, когда Правительство Украины не может заниматься реальными делами, оно вынуждено демонстрировать активность»,

- заключает Безпалько.

Политолог Богдан Безпалько

Политолог Богдан Безпалько

На Украине этой зимой случился энергетический кризис. Из-за холодов возник дефицит угля, а после того, как вышли из строя две крупные ТЭС, в стране возник дефицит электричества, который в оперативном порядке был закрыт путем возобновления поставок из РФ.

«К Коболеву существует вопрос: если на Украине есть такие большие запасы сырья, то почему украинцы их не разрабатывают, но опасаются, что придет Россия и захватит? Насколько мне известно, в Полтавской области больших запасов газа нет»,

- констатирует Безпалько.

В 2019 году добыча газа на Украине составила 20,7 млрд кубометров газа, а в России – 737 млрд кубометров. У украинцев нет возможностей для увеличения добычи газа, а у россиян она есть, поэтому зачем Москве понадобился газ Полтавской области, известно только Кобелеву.

«Самый ценный газовый актив Украины в лице черноморского шельфа отошел к России вместе с Крымом, так что перед нами плановая работа украинских чиновников по антироссийским вбросам и заявлениям»,

- резюмирует Безпалько.

Украинская политика не меняется

Такая энергетическая риторика выглядит странно: она не относится ни к задачам, ни к проблемам страны.

«Для Украины были бы актуальными прекращение гражданской войны, развитие торговли с соседями, обеспечение транзита газа и других товаров, ремонт и восстановление инфраструктуры. Это вместе с решением проблем медицины и образования больше относится к прямым задачам Киева, чем подобные разговоры о России»,

- заключает Безпалько.

 Дмитрий Сикорский