Новости

Новые пленки Деркача – скандал продолжается

22 июня независимый депутат Верховной Рады Андрей Деркач обнародовал новые записи телефонных переговоров бывшего вице-президента США Джо Байдена и Петра Порошенко. Пресс-конференцию Деркач проводил вместе с Константином Куликом, бывшим руководителем группы прокуроров Генпрокуратуры, расследовавших факты хищения миллиардов долларов денег украинских граждан в течение ряда лет. Расследование касалось, прежде всего, коррупционной схемы, связывавшей экс-министра экологии Николая Злочевского и его газодобывающую компанию Burisma с семьёй Байденов. Кроме того, Деркачу совместно с Куликом удалось раскрыть картину коррупционной сети, созданной демократической партией США и включающей высших должностных американских и украинских лиц, участвовавших в разворовывании крупных денежных сумм.

В августе 2019 года, Константин Кулик получил информацию о том, что Злочевский выделил 50 млн долларов для закрытия уголовных дел, связанных с деятельностью компании Burisma. Кулик подготовил обоснованный рапорт и направил его генеральному прокурору Юрию Луценко 2 августа 2019 г. Однако он так и не успел заняться этим делом, так как 29 августа новым генеральным прокурором стал Руслан Рябошапка, который в свою очередь спустил дело о Burisma на тормозах.

В этой связи необходимо вспомнить исторический телефонный разговор Трампа с Зеленским, состоявшийся 25 июля 2019-го. Именно этот разговор привел к подготовке процедуры импичмента, начатой демократической партией в Конгрессе США. Чтобы пресечь эту историю, Белый дом 25 сентября 2019 опубликовал расшифровку беседы Трампа с Зеленским – она короткая. Ничего особенного в беседе не было. Трамп поздравил Зеленского с электоральными успехами и попросил разобраться с сыном Байдена Хантером и его ролью в компании Burisma: «Много говорят о сыне Байдена, и о том, что Байден закрыл уголовное дело, и многие люди хотят об этом узнать, поэтому всё, что вы с генпрокурором сможете сделать, было бы отлично. Байден везде хвастается, что он закрыл дело, так что, если бы вы могли разобраться с этим…. Мне это всё кажется ужасным».

Зеленский пообещал: «Вопрос расследования этого дела фактически является вопросом восстановления честности, поэтому мы об этом позаботимся и займёмся расследованием дела».   

И вот из этой в общем-то безобидной истории, направленной на восстановление истины и выяснения грубого вмешательства американского высокопоставленного должностного лица во внутренние дела другой страны, была раздута история с импичментом против американского президента. Она провалилась, но зачем была затеяна? Руководство демократической партии уже тогда планировало выдвинуть в качестве своего кандидата в президенты Джо Байдена, и была предпринята попытка выбить из политики президента Трампа (если получится), или по крайней мере серьёзно осложнить ему жизнь. Под прикрытием импичмента планировалось отвести подозрения в коррупционных связях на Украине от будущего кандидата в президенты от демократической партии и предотвратить любые возможные попытки разобраться в том, как строились взаимоотношения Байдена и Порошенко и что объединяло интересы обоих политиков-коррупционеров. В результате расследовательская работа по делу Байдена и его сына Хантера замедлилась. Новый (теперь уже бывший) генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка закрыл расследование по компании Burisma и заявил, что такого дела не существует.

 Из очередной порции записей видно, что Байден считал главу «Нафтогаза» Андрея Коболева «одним из преданных реформаторов» и очень беспокоился о том, чтобы он сохранил свою должность. Смотрящим по «Нафтогазу» от Байдена был и остаётся Амос Хохштайн, спецпосланник Госдепа по международным энергетическим вопросам в период президентства Обамы. Он по-прежнему сидит в Наблюдательном совете «Нафтогаза». Именно Хохштайн вместе с Андреем Коболевым и Андреем Фаворовым разработали схему обогащения на реверсе российского газа, который выдавался за европейские поставки.  Российский газ пересекал Украину, по трубе выходил на полтора километра на территорию Словакии и возвращался обратно на территорию Украины, но уже как «европейский». В Словакии к такому реверсу присасывались фирмы-прокладки. Таким образом, по мнению Деркача, «преданным реформаторам», по словам Байдена, «удалось «снефтегазить» 1,5 миллиарда долларов».  Однако расследование противоправной деятельности компании Burisma, а также руководства «Нафтогаза» (которое вёл генеральной прокурор Украины Виктор Шокин) делало невозможным реализацию дальнейших планов семьи Байдена в энергетической сфере Украины. Именно поэтому Шокин был снят с должности. В недавнем интервью он отметил, касаясь записей Порошенко – Байден, «то, что касается меня, звучит правдоподобно – как меня снимали [с должности генпрокурора]. Что, действительно, якобы Порошенко говорил о том, что и парламент за меня вроде бы, и я "человек державницької позиції", как он там говорил, и пошел [в отставку] только потому, что требовало время этого. Поэтому я считаю, что из того, что касается меня, они совершенно, практически правильные».

Виктор Шокин считает, что Джо Байден совершил уголовное преступление в отношении него, когда продавливал его отставку через Порошенко. В настоящее время он добивается, чтобы «ЕСПЧ признал, что я был уволен под давлением Байдена господином президентом Порошенко незаконно – и восстановить меня в должности генерального прокурора Украины». К сожалению, как полагает Шокин, сегодня добиться справедливости на Украине невозможно.

О новом генеральном прокуроре Украины Ирине Венедиктовой у него сложилось «очень негативное мнение»: «Человек, который не соблюдает закон сам, не имеет права быть генеральным прокурором. Просто не имеет права. А она не соблюдает закон и других толкает на это». Проблема в том, что Генеральная прокуратура Украины отказывается принять заявление Шокина о претензиях к Байдену «под предлогом невмешательства в выборы США».

Опытный юрист считает, что очень важно довести до конца дело по компании Burisma: «Почему? Потому что нужно до выборов американских поставить точки над і все. Шокин не прав, что там есть моменты у Хантера Байдена и [экс-президента Польши, члена совета директоров Burisma] Квасьневского (я их, кстати, не разделяю, чтобы вы понимали) – значит, будет так. Шокин прав – будет так. Но точки нужно поставить, чтобы знали все об этом: и в Украине, и в Америке».

В новых аудиозаписях Деркача есть запись переговоров по поводу бывшего нардепа Верховной Рады Александра Онищенко, который в прошлом был партнером Порошенко по подкупу депутатов парламента и работе на газовом рынке. Байден пообещал нейтрализовать Онищенко и сделал это.

В конце презентации новых материалов Андрей Деркач призвал журналистов-расследователей, чиновников, прокуроров, правоохранителей «делиться информацией о фактах коррупции». Он подчеркнул: «Мы гарантируем конфиденциальность и безопасность, получение статуса разоблачителя коррупции с последующим обеспечением юридического сопровождения». Безусловно эти материалы, представленные на суд общественности Андреем Деркачом и прокурором Константином Куликом, проливают дополнительный свет на глубину коррупционных связей, существовавших между Байденом и Порошенко. На мой взгляд, справедливую оценку новым документам дал канадский профессор украинского происхождения Иван Качановский: «Новые записи телефонных разговоров Байдена и Порошенко свидетельствуют о причастности вице-президента США и других должностных лиц администрации США к предоставлению Яценюку иммунитета от уголовного преследования после его отставки с поста премьер-министра Украины, к назначениям генерального прокурора Украины, его американского советника и главы компании "Нафтогаз", а также к национализации Приватбанка Коломойского. Эти записи подтверждают выводы моих академических исследований о том, что Украина стала государством-клиентом США после майдана и что политика правительства Украины и США по основным вопросам стала де-факто идентичной. Они показывают, что те, кто принимает публичную риторику политиков за чистую монету, не знают украинской и американской политики».  

Вывод справедливый, но не очень утешительный, поскольку порождает сомнения в возможности расследования этих фактов международной коррупции в настоящее время как на Украине, так и в США. На Украине на данной стадии администрация президента Зеленского явно не демонстрирует в этом плане никакой решительности. Постоянно возникают сомнения в компетентности лиц, возглавляющих при Зеленском Генеральную прокуратуру Украины. Это в равной степени относится и к Руслану Рябошапке и к нынешней главе ГПУ Ирине Венедиктовой. Остается думать, что закон перехода количества в качества (имею в виду собранные расследователями материалы) в конце концов сработает. Андрей Деркач рассказал во время презентации новых аудиозаписей, что у него по-прежнему много записей, которые он надеется обнародовать позже.

В США началу расследования препятствует тяжёлая президентская гонка, проходящая на фоне пандемии и незатихающего «черного майдана». Попытка начать там прямое расследование по компании Burisma, Джо Байдену и его сыну Хантеру натолкнется на ожесточенное сопротивление демократов, которые обвинят президента Трампа в использовании этого дела для «очернения» своего политического соперника. Но до президентских выборов ещё четыре месяца и в ходе предвыборной борьбы ситуация вполне может развернуться в благоприятную сторону для начала расследования.

Михаил Рощин