Новости

Ноябрь-1991: пляски капитализма на похоронах Союза

В эти дни мы проходим мимо исторических дат, которые полностью изменили ход нашей жизни в 1991 году. Только вряд ли об этом помним, увлеченные коронавирусом и другими текущими проблемами. 14 ноября в подмосковном Ново-Огарево представители семи суверенных республик высказались за создание нового политического союза. 15 ноября президент РСФСР Борис Ельцин подписал пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике, подготовленных реформатором Гайдаром…

 Последний “бал” в Ново-Огарево 

Вряд ли кто-то из современных политических обозревателей четко помнит, что такое новоогаревский процесс. Хотя по историческим меркам эта, пардон за каламбур, “траурная процессия похорон Советского Союза” проходила сравнительно недавно – с апреля 1991 года и фактически до 14 ноября 1991-го.

Сами переговоры, в которых участвовали 9 союзных республик – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР и Туркменская ССР, а также союзный центр, проходили в подмосковной резиденции Михаила Горбачева в Ново-Огарево.

Обсуждение замены Советского Союза на непонятное ССГ (Союз Суверенных Государств) само по себе было нарушением двух статей Конституции СССР (ст. 173 и 174), так как любые изменения конституционного строя СССР могли осуществляться только большинством в две трети депутатов Съезда народных депутатов СССР, а сама Конституция была высшим законодательным актом Союза.

Но порожденный перестройкой реформаторский зуд отметал все правовые стереотипы и ставил во главу угла революционную целесообразность. Республиканские лидеры после “парада суверенитетов” набрались смелости и амбиций требовать расширения полномочий. Горбачев пытался ввести их “хотелки” в некие договорные рамки. Но делал это, как и все остальное, из рук вон плохо. Плюс еще и его вечное соперничество и откровенная неприязнь с более популярным в народе Борисом Ельциным.

В итоге подписание договора о создании ССГ назначили на 20 августа 1991 года. Подписать первыми его должны были представители РСФСР, Казахской ССР и Узбекской ССР, а через некоторое время и представители других республик. Конкретно: 3 сентября – Белорусская ССР, 17 сентября – Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября – Туркменская ССР и Киргизская ССР, 22 октября – Украинская ССР и Молдавская ССР. Армения на тот момент заявила о независимости и раздумывала.

Но договор подписан не был, потому что 19 августа 1991 года грянул ГКЧП. После его поражения работа над новым Союзным договором о создании ССГ продолжалась, но уже как конфедерации. Последний раз главы семи республик и президент СССР сделали заявление о том, что ССГ быть 14 ноября 1991 года.

Но уже спустя три недели, 8 декабря 1991 года, Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписывают знаменитое Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и создании СНГ как межгосударственной организации. А 25 декабря 1991 года Горбачев уходит в отставку с поста президента СССР. Финита ля комедия…

Гайдар и его команда

Само по себе последнее заседание в Ново-Огарево, по воспоминаниям очевидцев, было сплошной нескончаемой перепалкой между Ельциным и Горбачевым. Последний все еще верил в возможность подписания конфедеративного договора и сохранения за собой представительских функций. В то время как Ельцин уже строил совсем другие планы, несовместимые с сохранением единого государства, пусть и с самыми широкими полномочиями республик.

Пока в Подмосковье пережевывали тему ССГ, в Москве шла работа над грандиозным разворотом России от социализма к капитализму. Поскольку все остальные республики, в том числе и Украина, всегда шли в фарватере российских новаций, подобные преобразования вскоре произошли и у нас. Этот период позднее назвали эпохой дикого капитализма.

А началось все с первого заседания Кабинета министров РСФСР, которое Ельцин открыл утром 15 ноября, вернувшись из Ново-Огарево. Основная тема заседания – преодоление экономического кризиса. Оглашены проекты революционных указов: о либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР; о коммерциализации торговли; о либерализации цен; о подготовке введения российского рубля и т.д.

Все документы подготовила команда Егора Гайдара, который фактически исполнял роль премьер-министра России. Его «экономическая программа» появилась на свет в октябре 1991 года. Ее основные положения Борис Ельцин огласил 28 октября в программной речи на V съезде народных депутатов Российской Федерации. Там же он объявил о переходе к рынку с января 1992 года и о грядущей приватизации.

Провозглашая этот курс, Борис Ельцин заверил сограждан, что “хуже будет всем в течение примерно полугода”. Затем последует “снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а осенью 1992 года – стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей”.

На практике в первые полгода, кроме резкого повышения цен в результате либерализации и наполнения рынка ширпотребом в связи с отменой ограничений на импорт, ничего не произошло. Но тогда все еще верили в чудо.

6 ноября 1991 года Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы во главе с собой. Первым заместителем он назначает не имеющего широкой известности ученого-экономиста, убежденного рыночника Егора Гайдара. Председателем Госкомимущества России становится ленинградский экономист Анатолий Чубайс.

Долги наши тяжкие

Одной из скрытых причин формирования именно такой реформаторской “дрим тим” была долговая ситуация. В начале осени 1991 года стало понятно, что СССР (и Россия как правопреемник) не в состоянии платить по внешнему долгу. Начавшиеся переговоры с кредиторами привели к подписанию в конце октября меморандума «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников». Иностранные банки со своей стороны потребовали срочного перехода к рыночным реформам. Это было основным условием предоставления кратковременной отсрочки по долговым обязательствам.

Сейчас мнения историков и экономистов на предмет того, чего на самом деле добивался Запад, требуя от России немедленных реформ, сильно расходятся. Одни утверждают, что кредиторы действительно заботились о возврате своих средств и потому требовали замены социализма на более эффективный, по их мнению, капитализм. Другие считают, что это была сознательная диверсия против России и бывшего Советского Союза, с расчетом, что он не выдержит радикальных преобразований и рухнет. После чего Россия начнет делиться на территориальные фрагменты и ее можно будет политически растащить по частям.

Насчет долгов ситуация также якобы сильно нагнеталась в стиле “все украдено до нас”, платить нечем. Достаточно вспомнить нашумевшую публикацию, которая в эти дни вышла в газете “Дейли телеграф”, о том, что Советский Союз перевел в Швейцарию практически весь свой запас платины, оцениваемый в $250 млн., чтобы обеспечить ему надежное укрытие и не допустить его до рук спорящих между собой республик. Газета приводит высказывание специалиста в этой области Джонсона Мэттхи, предполагающего, что этот шаг был одобрен бывшим премьер-министром Николаем Рыжковым еще до августовского переворота.

Еще один важный момент, о котором мало кто помнит: 13 ноября в Москву приехали заместитель министра сельского хозяйства США Ричард Краудер и специальный помощник президента США по экономическим вопросам Эд Хьюитт, которые провели разъяснительную работу с будущими реформаторами.

И, в частности, пообещали не только предоставление отсрочки по долговым обязательствам, но сказочно выгодное сотрудничество с Международным валютным фондом в осуществлении рыночных реформ. В обмен на так называемую шоковую терапию.

Хотели как лучше…

Анонсированное 15 ноября  постановление правительства РСФСР №55 «О мерах по либерализации цен» вступило в силу 19 декабря 1991-го. В январе 1992 года, в условиях уже начавшейся гиперинфляции, стартует ваучерная приватизация.

11 июня 1992 года постановлением Верховного Совета РФ № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».

Расчет Гайдара на наполнение магазинов товарами народного потребления и решение проблемы дефицита оправдался только частично. Полки наполнились за счет того, что высокие цены  (рост в 3,5 раза – на 345,3% за месяц) сделали большую часть товаров недоступными для населения. Как и продуктов питания, которые раньше тоже были в дефиците.

Перед либерализацией цен правительство приняло ряд мер по смягчению удара. 26 декабря 1991 года вышел указ президента «О дополнительных мерах социальной поддержки населения в 1992 году». В феврале 1992 года был также принят указ о единовременных выплатах малообеспеченным группам населения. Но все эти выплаты, как и аналогичные в Украине, съела  гиперинфляция.

К тому же произошло расстройство системы денежного обращения, возник вал неплатежей, отчего стали стремительно расти долги по зарплатам и возникла угроза остановки жизнеобеспечивающих производств: водоснабжения, электроэнергетики, транспорта.

В июле-сентябре 1993 года произошло небольшое снижение темпов инфляции благодаря отмене рубля СССР (денежная реформа). В ноябре-декабре 1995 года была запущена приватизация крупнейших государственных предприятий путем залоговых аукционов, на которую возлагали большие надежды.

К тому же с июля 1992 года Россия начала получать кредиты от МВФ (Украине первый кредит в размере $760 млн. дали только в 1994 году, – автор). Сначала $1 млрд., потом дважды по $1,5 млрд. В апреле 1995 года – самый щедрый кредит в объеме $6,8 млрд. В июле 1998 года – еще $2,5 млрд.

Перед этим 1 января 1998 года происходит 1000-кратная деноминация рубля. Казалось бы, худшее позади. Но затишье перед бурей было обманчивым. 17 августа 1998 года Россию накрыл экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырехкратный обвал курса рубля, который рикошетом ударил и по Украине.

 P.S. Попыталась отыскать в архивах информацию о том, что происходило у нас 13-15 ноября 1991 года, пока по соседству шла пляска капитализма на похоронах Союза. Большая часть новостей за эти дни посвящены репортажам об избирательной кампании председателя Верховного Совета Леонида Кравчука, который баллотировался на пост президента.

Например, на первые страницы газет за 15 ноября 1991 года была вынесена сенсация, которую на встрече с избирателями в Запорожье сообщил Леонид Макарович: “Украина готовит собственную космическую экспедицию… Национальный экипаж должен отправиться в полет следующим летом. Он будет вести научные исследования в интересах суверенной Украины”. Так и вспоминаются слова из песни: “Боже, какими мы были наивными. Как же мы молоды были тогда…”.

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.