Новости

О похищении «Джоконды»

7 сентября 1911 года полиция арестовала Гийома Аполлинера… (Вообще-то, знаменитый авангардист при рождении звался Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий – а матушка его была подданной Российской империи… правда, родится поэт в Италии – а жить будет, в основном, во Франции. Ну, неважно…

…Потому что в кутузку поэта потащат не просто так – а по подозрению в краже «Джоконды» (которое произошло парой недель раньше)… Более того – основания у полиции имелись! Но – по порядку.

 

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

…Штука в том, что в процессе расследования проведут инвентаризацию – и не досчитаются доброй сотни экспонатов!.. За неделю до упомянутого ареста некий бельгиец Жери Пьерэ явится в редакцию «Пари Журналь» с какой-то древней женской головой – и похвастается, что спёр её из Лувра семь лет назад – «там же ничего толком не охраняют!» Поднимется шум… администрацию музея разгонят, директора снимут… Попутно выяснится, что примерно в то же время и тот же жулик продал Аполлинеру и Пикассо несколько, якобы,  финикийских статуэток – с тем же объяснением!..

Приятели не слишком-то поверили болтуну… Отец кубизма даже успеет засветиться, изобразив краденые раритеты на одной из своих бесчисленных картин. (И тоже попадёт под подозрение – но, как Вы понимаете, учитывая манеру автора, опознать что-либо окажется непросто, и от него отстанут). А вот Аполлинарий Вонж-Костровицкий додумается инкогнито отослать свои экземпляры в Лувр… разумеется, его отследят!.. Правда, пришить поэту «Мону Лизу» не выйдет – через пять дней Аполлинера выпустят… а вот безуспешные поиски картины продлятся ещё два года…

…Надо сказать – именно похищению это полотно и обязано своим последующим  культовым статусом!.. (Ну, точнее, не «полотно» – поскольку Леонардо писал на тополиной доске. Продолжалось это немало лет; в процессе мастер переедет во Францию, упорно не желая расстаться со своей работой. Такой «долгострой» – дело для Леонардо обычное… но «Джоконда», вероятно, станет его единственной «законченной большой работой». (Хотя некоторые считают, что не совсем законченной – да и не большая она вовсе). В любом случае – заказчик своего не получит; потому его имя остаётся дискуссионным).

 

 

…После ряда перемещений (как говорят, на какое-то время картину забирал в свою спальню сам Наполеон)… так вот – в конце концов, «Джоконда» осядет в Лувре… не вызывая, впрочем, ни малейшего ажиотажа!..  Пресловутую «улыбку Моны Лизы»  в середине XIX века разглядит Теофиль Готье. (Одно слово – романтик!) «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…» И так далее… Отныне картина станет предметом культа – но лишь, что называется, «в узком кругу».

…А вот «иконой масс-культуры» её, после кражи, сделает пресса – собственно говоря, газетчиков больше интересовало «бессилие властей» и прочее бла-бла-бла… но – иллюстрации!.. Так о существовании «Джоконды» узнает весь мир…

…Человек, которому творение Леонардо обязано своим статусом, звался  Винченцо Перуджа – в Лувре итальянец подрабатывал как раз изготовлением защитных остеклённых коробов для картин – включая саму «Мону Лизу».  (Возможно, это выдумка – но уже после ареста он расскажет, что, вообще-то, хотел спереть что-нибудь более ценное – например, Тициана… Однако «размер имеет значение»… выбор пал на то, что поменьше, «Джоконду»!..)

…Подстёгиваемая прессой, полиция в те дни допрашивала всех, имевших хоть какое-то отношение к музею… причём дважды – самого Перуджа!..  Более того – стекольщик оставит на раме совершенно недвусмысленный отпечаток пальца… Увы – Альфонс Бертильон (знаменитый своим антропометрическим методом идентификации; это с его подачи задержанных до сих пор фотографируют в профиль и анфас) так вот – признанный специалист с предубеждением относился к зарождавшейся дактилоскопии (конкуренция – чего там). В итоге важная улика так и не будет использована…

…Перуджа вернётся в Италию – и пару лет в прямом смысле слова будет спать с «Джокондой», спрятав её в матраце. А затем надумает продать… (По другим сведениям – безвозмездно передать музею Уффици. Ну, неважно). В любом случае – злодея повяжут… после чего, фактически, сделают национальным героем!.. (Если быть точным – дадут триста восемьдесят дней тюрьмы, которые скостят до семи месяцев). Обретённый шедевр триумфально отправится на место прописки, собирая по пути толпы фанатов. (Газетчики ликовали – хотя и несколько жалели, что, как выяснится, ни немецкий кайзер Вильгельм, ни американский миллиардер Морган похищение не заказывали. Интеллигенция, в свою очередь, начнёт воротить от поп-иконы нос...)

P.S. …Но возможно, заговор действительно был!.. Перуджа с успехом предстанет в имидже наивного патриота. (Он, якобы, «хотел вернуть картину, украденную у Италии Наполеоном»… Бонапарт, конечно, в своё время неслабо ограбил Италию на разные предметы искусства – однако, последние мазки на свой шедевр Леонардо положил, живя во Франции, – и впоследствии картина была честно куплена). Потому существует версия, что «Джоконду» итальянцу заказал некий авантюрист Эдуардо де Валферно – чтобы, воспользовавшись шумихой, впаривать богатеньким коллекционерам её копии… Как будто – несколько штук действительно были проданы за приличные деньги (причём одна – тому же Моргану) – да  кто ж признается?.. Впрочем, это – совсем другая история.

 

Загрузка...

Shatff