Новости

О том как «великая аграрная Украина» победила остатки своей промышленности

В то время, как Петр Порошенко уже исколесил всю Украину в поисках объектов для пиара (открытие редкого нового производства), где каждый раз распинается о светлом промышленном будущем страны, неумолимая статистика словно издевается над президентом и говорит об обратном. Украина в 2017 году ускоренно скатывается в мировом разделении труда все ниже и ниже. Причем, в первую очередь, благодарить она в этом должна своих «патриотов» и «родное» правительство.

 

Проблемы инфраструктуры

Оставим сегодня в покое продукцию украинского машиностроения, которая после разрыва связей с Россией сегодня не составляет в суммарном объеме экспорта товаров даже жалких 10%. Она уже давно не является значимой частью экспорта страны и уже никогда в обозримом будущем ею не будет. Давайте посмотрим и оценим результаты настоящей экономической войны между украинскими металлургами и зернотрейдерами, которая началась в самом конце 2016 года.

Уже тогда всем им стало ясно, что разваливающаяся инфраструктура Украины уже не способна удовлетворить запросы всех отраслей «народного хозяйства» и кто-то должен согласно диалектике капитализма уступить свое место под солнцем.

Как мы понимаем, исходя из принятой Киевом стратегии строительства «великой аграрной…», третей лишней на Украине стала именно промышленность.  

Возможно, украинские металлурги и смогли бы еще годик-другой спокойно поработать, но настоящим приговором для них стал рекордный урожай зерновых на Украине в 2016 году. Его нужно было куда-то девать, а расчеты показывали (в том числе и автора), что при текущем положении дел значительную его часть вывезти не смогут чисто физически и амбары страны не будут опорожнены под урожай следующего года.

С этим надо было что-то делать, и тут на железнодорожных путях Украины появился атаман Семен Семенченко, который объявил экономическую блокаду Донбассу.

Официальный Киев делал вид, что пытается бороться с беспределом «патриотов», но как только правительство ДНР и ЛНР, вынуждено было национализировать тяжелую промышленность (а их действия были очевидны и просчитывались заранее), Порошенко сам возглавил блокаду.

По итогу на Украине резко освободились локомотивы, вагоны, дороги, что позволило выполнить все подписанные осенью зернотрейдерами контракты и поставить в  2016/17 маркетинговом году абсолютный рекорд экспорта зерновых, 43,9 млн. тонн. Да и с 1 июня 2017 года уже экспортировано более 11 млн. тонн зерна.

Цифра колоссальная и она действительно очень плохо стыкуется с моим же прошлым прогнозом, где я предполагал гораздо более скромные объемы экспорта украинских зерновых.

 

Зерно против металла

Пришло время объяснить эту нестыковку с цифрами в руках (благо данных статистики теперь уже предостаточно).

Мой прогноз годичной давности был составлен на основании реалий того времени. Самым узким местом экспорта на Украине был подвижной состав железных дорог, и именно его я считал основным ограничивающим фактором.

Между тем, Киев очень красиво вышел из ситуации, … объявив блокаду Донбассу. Это, как мы увидели выше, позволило резко сократить грузоперевозки продукции металлургии, дороги, и главное локомотивы, для перевозки зерна.

Если мы посмотрим статистику за 8 месяцев 2017 года то увидим, что объемы экспорта украинской продукции металлургии упали по сравнению с аналогичным периодом 2016-го с 13,2 млн.т до 9,6 млн.т или на 3,6 млн. тонн. Если ничего за оставшиеся месяцы не изменится, то за год падение составит примерно 5 млн. тонн. 

Но мы должны понимать, что освободившийся «железнодорожный ресурс» составил гораздо большие объемы, нежели 5 млн. тонн. Ведь стальные полуфабрикаты и чугунные болванки, это железный лом, железная руда, кокс, для которого в свою очередь нужен уголь. И все это надо возить по железным дорогам. С зерном все много проще. А потому 5 млн. тонн падения экспорта по стали, это 10-15 млн. тонн освободившихся объемов для зерна.

Скорее все-таки 10 млн. тонн, так как внутренние перевозки по ЛНР и ДНР осуществлялись без задейсвования ресурсов «Укрзализныци».

В общем, не появись Семен Семенченко в январе 2017 года на ЖД путях Украины, его зерновому лобби Украины пришлось бы все равно придумать.

 

Сколько потеряла Украина

По итогу ведения всех этих «боевых» действий Киев проиграл и много.

Дело в том, что в 2017 году сложилась исключительно благоприятная конъюнктура на стальном мировом рынке. Китай резко сократил экспорт своей металлургической продукции (со 120 до 80 млн. тонн в годовом эквиваленте), что способствовало быстрому росту мировых цен на нее.

«Если в 2015-2016г за тонну заготовки давали $320, то в этом уже около $500. Только за последние два месяца цена выросла на $150/т. В итоге среднегодовой тариф вырос на $120/т, до $440/т».

Начальник аналитического отдела "Укрвнешэкспертизы" Олег Гнитецкий

В свою очередь средняя стоимость экспортируемого Украиной зерна составила (за 8 месяцев 2017 года) 148,8 долларов/т.

 

Вообще ставка на «великую аграрную…» это тупик, который возник даже не в нынешнем году. Смотрим, как  менялись цены на украинское зерно в период «гидности» и «восхищаемся» прозорливости режима:

В 2014 году среднестатистическая тонна украинского зерна на мировом рынке продавалась по $200,9, а в 2015 - по $161,8,  в 2016 - по $151/т

Что мы имеем по итогу. По оценкам осени 2016 года, Киеву не хватало подвижного состава для вывоза примерно 5-10 млн. тонн зерна (берем максимум, чтобы не быть обвиненными в натяжках). Ради этого пришлось пожертвовать 5 млн. тонн продукции металлургии. Берем калькулятор и считаем:

Прибыль по валюте: 10 000 000 * 148,8= 1,4888 млрд. долларов

Убыль по валюте: 5 000 000* 440= 2,2 млрд. долларов

Итого суммарный минус всей операции блокады только по валюте примерно 700 млн. долларов (а реально больше). А еще в металлургии нормы отчислений в бюджет гораздо выше, чем в сельском хозяйстве, а потому эту цифру можно смело увеличивать на бюджетные потери (а это несколько миллиардов гривен еще минимум).

Вот такой вот СУГС получается «малята».