Новости

О трупном яде церковной неканоничности

Манёвры между канонами и «политической целесообразностью» продолжаются

«11 июня 2021, в день, когда Экуменический патриарх Варфоломей отмечает день ангела, официальная делегация православной церкви Украины… молилась в патриаршем храме святого великомученика Георгия на Фанаре (Стамбул, Турция), – сообщает сайт «Святейшей церкви Украины» (СЦУ). – За литургией также молились иерархи Иерусалимского и Грузинского патриархатов, церквей Кипра и Греции. В конце богослужения Генеральный консул Украины в Стамбуле Александр Аман объявил официальное приветствие Президента Украины Владимира Зеленского».

В данном сообщении нас интересует, конечно, не факт официального президентского приветствия лидеру одной из сотен (если не тысяч) религиозных организаций мира, зачитанного прямо в главном храме, – к подобной «равноудалённости от конфессий» гаранта украинской конституции, по которой государство отделено от церкви (тем более иностранной) нас уже давно приучили. Куда более важно то, что в совместной молитве со СЦУ участвовали иерархи поместных церквей, не признающих её каноничность.

Иерусалимский и Грузинский патриархаты не признают украинских раскольников церковью. А согласно канонам, установленным отцами Церкви, тот, кто помолился с такими раскольниками, подлежит отлучению. Более того – анафеме подлежит не только помолившийся с раскольниками, но и тот, кто с ним в свою очередь помолится. Это значит, что помолившиеся с иерархами СЦУ ставят под угрозу потери каноничности всю свою поместную церковь.

Наконец, факт «заражения» такой церкви трупным ядом неканоничности ставит и перед Русской церковью вопрос невозможности евхаристического общения с «заражённой» церковью (или не церковью уже?).

Вряд ли это не осознавали предстоятели и синоды Грузинской православной церкви (ГПЦ) и Иерусалимской православной церкви (ИПЦ), благословляя своих иерархов на совместную молитву с украинскими ряжеными. Или не благословляли, а это самодеятельность отдельных иерархов, грозящая им отлучением? А, может, это вообще побрэхэньки СЦУ (с них станется!).

Увы, за прошедшее с 11 июня время ни ГПЦ, ни ИПЦ не опровергли данное сообщение. Разве что Экуменический патриархат сообщает об участии в мероприятии грузин, но не упоминает иерусалимцев. Однако это уже не столь важно. Ведь ровно три года назад на именинах Варфоломея в 2019 г. вместе с Епифаном молился в том же храме епископ ИПЦ Нектарий. И реакции на этот прецедент не последовало. Понятно, что, исходя из чисто дипломатических соображений, Московской патриархии никак нельзя терять такого авторитетного доброжелателя, как церковь, которую глава ОВЦС МП называет «исторически первенствующей».

Да, 11 июня 2019 года случилась банальная «подстава» жуликоватого по жизни Варфоломея, который пригласил на торжество представителей поместных церквей, но не предупредил их, что на службе будет и непризнанный ими СЦУшник. Предстоятель Элладской церкви тогда «хлопнул дверью» и на литургии не присутствовал, а вот представитель Иерусалимской остался… Может, по малодушию, конечно. Как по малодушию (в лучшем случае) не наказал его и Иерусалимский синод. Ведь это было бы уже для Иерусалимской церкви началом прямой и открытой конфронтации с Фанаром. К чему патриарх Феофил явно не готов. Вместе с тем само прибытие его представителя к Варфоломею – разве не следствие того, что Московская патриархия не объявила последнего абсолютно токсичным?

Последние решительные (хотя запоздалые) шаги патриарха Кирилла и синода РПЦ в этом направлении были сделаны ещё в октябре 2018 года. Тогда Экуменический патриархат был объявлен находящимся вне канонического поля православия и с ним было разорвано евхаристическое общение. Как известно, данные «предупредительные выстрелы» не возымели действия – Варфоломей выписал «томос» украинским раскольникам и еретикам. Однако Москва так и не объявила еретиком самого Варфоломея. Патриарх Кирилл не созвал архиерейский собор для осуждения своего «собрата». Это оставляет и для других собратьев возможность манёвра между канонами и «политической целесообразностью».

Впрочем, сразу же после участия епископа ИПЦ в совместной службе с Варфоломеем патриарх Феофил предпринял целый ряд весьма недвусмысленных действий в «своё оправдание». Так, с высочайшими почестями принимая митрополита Киевского Онуфрия, предстоятель Иерусалима сравнил УПЦ (МП) с Церковью-мученицей. Это был явный демарш в адрес Варфоломея. Ведь из написанного в Стамбуле устава СЦУ следовало, что УПЦ (МП) больше вообще не существует.

Да и в 2018 году, на протяжения восьми месяцев создания СЦУ, патриарх Феофил последовательно выпроваживал ни с чем всех украинские ходоков – от спикера парламента до главы МИД.

Даже после вручения Украине «томоса» от Варфоломея Иерусалимский патриарх «по причине болезни» не принял Порошенко (хотя через неделю бодренько награждал грамотой украинского оппозиционера и благотворителя УПЦ МП Вадима Новинского), а «каноническую» уже СЦУ категорически не допустил на схождение Благодатного огня.

Наконец, 16 мая 2019 года, принимая делегацию Российского Палестинского общества, патриарх Феофил поставил под сомнения папские амбиции Варфоломея. Предстоятель ИПЦ заявил, что именно Иерусалимская церковь является «Матерью всех Церквей». Пользуясь случаем, он повторил похвалы Владимиру Путину, которого ещё на Пасху объявил «подлинным защитником святой православной веры». И это уже был прямой вызов не только Фанару, но и его патрону – Госдепу.

«Я признаю только одну Православную Церковь на Украине – которую возглавляет митрополит Онуфрий», – повторил Иерусалимский патриарх Феофил на встрече с Патриаршим экзархом Белоруссии митрополитом Павлом в сентябре 2019 года. При этом он напомнил, что, по учению святых отцов, раскол является самым тяжким грехом. Очевидно, здесь имелся в виду грех, прежде всего, Экуменического патриарха Варфоломея.

В качестве предстоятеля «духовной столицы христианского мира» (очередной укол «папе» Варфоломею) патриарх Иерусалимский в конце 2019 года выступил инициатором созыва совещания предстоятелей поместных церквей в связи с ситуацией, сложившейся в мировом православии. И это, по мнению Экуменического патриарха и группы его геополитической поддержки, было уже прямым покушением на полномочия «первого по власти». «Поставить на место» иерусалимского «узурпатора» пытался не только стамбульский патриарх, но и… президент Греции: «Ставя в пример Элладскую церковь (чей предстоятель к тому времени признал уже СЦУ. – Д.С.), мы с нетерпением ждем вашей полной поддержки Константинопольскому патриархату и Великому господину Экуменическому патриарху Варфоломею в его борьбе за представительство православных христиан повсюду (то есть за право  именоваться «православным папой». – Д.С.)».

Патриарх Феофил устоял, но Амманское совещание 2020 года оказалось бесполезным. Вместо того чтобы отсечь или хотя бы локализовать распространителя смертельного для поместных церквей вируса безблагодатности, участвующие предстоятели решили его в очередной раз уговаривать «видоизмениться». И это в то время, как он уже фактически умертвил Элладскую и Александрийскую церкви, а после совещания – ещё и Кипрскую.

Не ощутив решимости Русской церкви, патр. Феофил, похоже, теперь предпочитает философию «мне, что, больше всех надо?». После Аммана в качестве поддержки РПЦ можно отметить разве что возглавленную им службу на празднике Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Ощутив снижение активности ИПЦ в противостоянии Фанару, уже и новоназначенный посол Украины в Израиле после приёма у патриарха позволил себе в «Твиттере» следующую формулировку«Обсуждалась ситуация в мировом православии и на Украине, в частности, в контексте развития православной церкви Украины». Ранее после подобных «отчётов» Иерусалимская патриархия уличала во лжи даже Порошенко. Теперь же промолчала.

Иерусалимский патриарх «выбрасывает рушнык»?

Иерусалимский патриарх «выбрасывает рушнык»?

А в начале текущего года, отвечая на вопрос сербского журналиста, доводы какой из сторон (РПЦ или Фанара) принимает он в связи с «автокефалией СЦУ», Феофил «рубанул» «прямо, по-стариковски»: «Мой ответ ясен – я молюсь за единство всех православных христиан, и я не хочу комментировать таким образом, чтобы это могло повлиять на единство православных христиан и православного христианского мира в целом». В общем, «хочу, чтобы все!».

Прочувствовав полную обтекаемость субъекта, посол Украины продолжил контакты. Чисто гуманитарные, разумеется! «В ходе встречи были обсуждены перспективы начала сотрудничества в области изучения истории отношений между Украиной и Иерусалимским Патриархатом (тысячелетних отношений как минимум, следует полагать. – Д.С.). Патриарх Феофил III одобрил идею организации выставки религиозных реликвий, которые были переданы Патриархии в конце XVII столетия Гетманом Иваном Мазепой (отлучённым от церкви, вообще-то. – Д.С.). Экспозицию… запланировано провести в рамках празднования тридцатой годовщины Независимости Украины (причём тут Иерусалимская церковь к 30-летию иностранного государства, «отделённого от церкви»? – Д.С.). Феофил III и Посол Украины обменялись мнениями о ситуации в мировом православии и в Украине, в частности в контексте развития Православной церкви Украины («никогда такого не было, и вот опять…»).

Да, в текущем году Иерусалимский патриарх вновь не благословил СЦУшникам Благодатный огонь. Однако долго ли Феофил продержится при усиливающемся давлении в мире на небольшие поместные церкви, тем более действующие во враждебном к православию окружении? Да ещё при невнятной позиции тех поместных церквей, у которых есть возможность говорить в полный голос…

P.S. Упомянутый в данной статье Грузинский патриархат, хотя и действует в исторически православной стране, скорее относится к тем поместным церквам, которые находятся во враждебном окружении. Современное грузинское государство всецело зависит от антиправославного Запада. О том, что означает для православного мира участие грузинского иерарха в совместной службе со СЦУ, мы разберём в следующей статье.

ДМИТРИЙ СКВОРЦОВ