Новости

О воинствующем хуторянстве и неправде пропаганды

События в Новых Санжарах наглядно продемонстрировали всему миру наше варварство. Впрочем, не будем оскорблять благородных и простодушных людей, коими нередко являются варвары.

В Новых Санжарах проявились гораздо худшие черты национального характера: паникерство, местечковая замкнутость, скандальность. Казалось бы, Украина так стремится в современную Европу — из штанов выпрыгивает, а душа у нее архаично-дремучая. Хотелось бы ошибаться, но такое впечатление, что суть украинского национального характера обнаружилась как воинствующее хуторянство.

Известная пословица моя хата с краю — хорошо выражает такую модель поведения.

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что я понял глубинную основу этой злосчастной черты нашего национального характера. Большинство украинцев не просто воспримет эту черту как положительную — оно сочтет ее само собой разумеющейся. Многие воскликнут: «Так это же очень хорошо! А как можно иначе?» И это недоумение будет для меня явным знаком того, что я попал в «десятку».

Чрезмерное чадолюбие есть основной недостаток украинской нации. Впрочем, следует сформулировать несколько шире: чрезмерная любовь к родным и близким, чрезмерный культ семьи заслоняет от нас европейские и общечеловеческие горизонты.

Позвольте: но любовь к близким, семейные ценности — это же хорошо, это замечательно!

Вне всяких сомнений. Но выделю ключевое слово: чрезмерная. Если все хорошо в меру, то и любовь к родным и близким, любовь к родненькой кровиночке должна быть в меру.

«Вот мы живем на своей земле, в родном закутке, нам всяких лиссабонов не нужно. А тут еще Ухань какой-то объявился. Из неведомой китайской дали наползают на нас смертоносные бациллы коронавируса, нет, не на нас — на наших деточек».

— Да помилуйте, где вы — и где Ухань?

«А зачем к нам везут этих заразных из самолета?! Нас всех заразить, наших деток убить? Ату, ату их!»

Настаиваю на том, что эта слепая воинственная семейственность является основной причиной неспособности украинцев наладить свою жизнь в государственном масштабе. Здесь корень наших бед и в экономике, и в социальных отношениях, в политике, образовании, культуре.

Много говорят о кланово-олигархической структуре украинского общества. А что такое клан? Разновидность семьи. Тогда клановость что такое? Та же семейственность, только на более высоком уровне.

Именно здесь, так сказать, исток и тайна пронизывающей все общество коррупции, именно здесь разгадка ее непобедимости. «Мне лично ничего не надо. А вот детям — да, хотелось бы обеспечить достойную жизнь. Исключительно для детей стараюсь». И летят камни в автобус с чужими соотечественниками, прибывшими из далекой китайской земли. И назначаются на высокие должности друзья, кумовья, родственники, сваты, побратимы.

От торжествующего хуторянства перейдем к торжествующей пропаганде.

Посмотрел я сюжет о конфликте вокруг прибывших из Китая соотечественников в передаче Олеси Медведевой «Ясно. Понятно». Талантливо. Умно. Остроумно. Язвительно. Не слабее Анатолия Шария. И все же не все ясно и понятно. Вдруг я понял, что именно меня не устраивает в передачах блестящих бичевателей.

Имеет значение не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим, и иногда как важнее, нежели что. Говорить с болью, с горечью — это одно, а говорить то же самое с насмешкой, со злорадством — совсем другое.

В передачах Шария и Медведевой ложным является вовсе не содержание, а стилистика. Вы слишком остроумны, слишком язвительны, господин Шарий и госпожа Медведева. В вашей сатире нет боли, нет сочувствия, нет стыда за всех нас. Вы не смеетесь сквозь слезы — вы злорадно хохочете (особенно непревзойден в этом деле Шарий). Вы насмехаетесь как чужие и чуждые Украине люди.

Создается впечатление, что вы мыслите себя, таких остроумных, таких проницательных, где-то далеко, в недосягаемой вышине, откуда взираете своим критическим оком на негаразды украинской повседневной и политической жизни и хохочете: «А вот посмотрите, какие придурки! Ха-ха-ха! А вот какие кретины, да еще и негодяи! Ха-ха-ха! А вот взгляните, какая беспросветная глупость и подлость хохлов! Ха-ха-ха, гы-гы-гы!» Создается впечатление, что вы не идентифицируете себя с Украиной. В подтексте вашей стилистики прочитывается не мы, украинцы, а вы, украинцы. И в этом несомненная ложь вашей безусловно талантливой критики.

Такое впечатление, что А. Шарий и О. Медведева бичуют украинского политика, гражданина и обывателя вовсе не ради их исправления. Они просто зубоскалят. Кстати, иногда возникает вопрос: при таком незаурядном остроумии не хотите ли разнообразить предметы своих насмешек? В окружающем мире так много нелепого...

И последнее. Не хотелось бы, как говорится, сталкивать лбами украинцев. Согласен, что это очень неправильно. Но так накипело, что ладно, пусть уж я окажусь неправильным. Некоторые детали событий вокруг соотечественников, прибывших из Китая, со всей очевидностью показывают: Галичина — вовсе не украинский Пьемонт.

Александр Еременко,
доктор философских наук, профессор, завкафедрой философии Национального университета «Одесская юридическая академия».