Новости

Очередь смерти – чиновники Минздрава получают премии за экономию на лечении онкобольных

Минздрав тянет время, чтобы не тратиться на лечение украинцев за границей. Общественное движение “За трансплантацию” утверждает, что в чиновники Минздрава сильно опаздывают по срокам включения тяжелобольных украинцев в очередь на бесплатное лечение за границей. Вместо положенных 20 дней, некоторые больные ждут оформления документов по 3-4 месяца, выслушивают отказы и читают отписки. Расчет, по мнению активистов, на то, что тяжелобольные люди умрут – и средства удастся сэкономить. За это Минздрав, по их словам, выплачивает премии своим сотрудникам.

По той же причине 112 миллионов гривен, выделенные в том году из бюджета на проведение трансплантаций в иностранных клиниках, до сих пор не освоены. Даже в том случае, если деньги уже находятся на счетах заграничных клиник, пациенты вынуждены продолжать в Украине борьбу с бюрократией.

“Не хочу быть ангелом”

Я хочу обнимать своих детей не крыльями, а руками. Я не хочу быть ангелом, я хочу быть настоящей, реальной мамой”, – плачет на пресс-конференции 29-летняя Оксана Гергало. Маленькие сын и дочка выбегают из зала, чтобы обнять и поддержать маму. Мальчишка приосанился, сразу словно бы повзрослел; девочка только тычется мокрым носом в мамин парик, прячет личико в искусственных волосах, чтоб никто не видел ее слезы.

Фото: дети Оксаны Гергало, мечтающие, чтобы мама быстрее выздоровела.

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

 

В феврале Оксане поставили диагноз – лейкоз. Украинские врачи не дали ей ни единого шанса на жизнь. Но, к счастью, они ошиблись не только в прогнозах, но и в деталях диагноза. Оксана уехала в Белоруссию за деньги благотворителей. Там она вошла в ремиссию и получила главное в ее положении – надежду.

На лечение нужна огромная сумма и деньги, так необходимые ей, уже есть в белорусской клинике. Остались от прежних пациентов-украинцев. Но получить их Оксана не может, ведь в течение четырех месяцев в Минздраве устраивают бумажную волокиту и не дают женщине документы, необходимые, чтобы распоряжаться деньгами.Случай Оксаны – лишь иллюстрация к картине того, как государство "динамит" бесплатное лечение больных онкологией и другими тяжелыми заболеваниями за рубежом.

Не дождавшись лечения за границей, в 2018-м погибли уже трое

Глава Национального движения “За трансплантацию” Юрий Андреевутверждает, что множество пациентов с тяжелыми заболеваниями стали заложниками ситуации в Украине. “Государство не спешит лечить пациентов, а для таких людей счет идет на дни и на часы – когда речь, например, о трансплантации костного мозга. Они ждут месяцами и получают лишь обещания. Более двух месяцев Минздрав затягивает с оплатой процесса лечения 6-месячной украинки Евы Ильянчук, у нее диагностирован сложный иммунодефицит. Это орфанное заболевание, которое в мире диагностировано менее, чем у 10 людей. Ей срочно нужна трансплантация”.

Волокита с документами изматывает и маму 6-летнего Ильи Невеселого. Мальчик уже 2 года находится в реанимации после остановки сердца и не может самостоятельно дышать – необходимо установить диафрагмальный стимулятор дыхания.

Фото: Иллюша Невеселый уже 2 года ждет решения чиновников из Минздрава.

 

Вдумайтесь, документы в Минздрав поступили еще в ноябре 2017 года. Хотя по положению, утвержденному МОЗ, для того, чтобы поставить пациента на учет (и включить его в очередь на бесплатное лечение за границей, - Ред.) нужно максимум 20 дней”, – говорит Андреев.

Мама Ильи, которого так и не включили в заветный список Минздрава, Анна Невеселая, говорит, что у сына осталось совсем мало времени. Если стимулятор не успеют установить, пока мышцы диафрагмы полностью не атрофировались, ребенок из реанимации живым уже не выйдет.

Плохо сыну стало после укуса пчелы. Ему было 4 года. У него развилась негоспитальная пневмония, начались судороги и поднялась температура. Ребенок сам не может дышать. После того, как ему установили трахеостому, он пережил остановку сердца и кому, –говорит Анна. – В Украине таких операций, к сожалению, не делают. Нас согласилась взять Германия. Но эксперты до сих пор не дали свое заключение, чтобы включить ребенка в очередь. Время работает против нас – если мышцы атрофируются, операция уже будет неактуальна и всю жизнь ему придется прожить на аппарате”.

На сегодня в очереди на лечение за границей стоит более 50 людей. Еще десятки находятся на этапе подачи документов. И их количество растет с каждым днем. В прошлом году лечения за границей не дождались 17 человек. В этом, не дождавшись лечения, погибли уже трое.

Чиновники Минздрава получают премии за экономию

Сейчас такие пациенты как Оксана, Ева и Илья оказались заложниками ситуации. Минздрав тянет с оформлением документов, а в бюджете закончились средства на некоторые программы лечения за границей.

В парламенте еще в феврале был зарегистрирован законопроект, который предполагает увеличение программы лечения на 300 миллионов гривен, но депутаты ушли на каникулы, так и не рассмотрев эту инициативу”, - говорит Юрий Андреев.

По его словам, этот вопрос процедурно можно решить и без участия парламента. Если на то будет политическая воля, Кабмин вполне может компенсировать эти средства из резервного фонда бюджета страны.

Но политической воли нет, ведь в Минздраве не заинтересованы, чтобы тратить миллионные суммы на тяжелобольных и спасать жизни почти безнадежных с медицинской точки зрения украинцев. При этом в прошлом году не были освоены 20 миллионов гривен, выделенных на лечение – их попросту вернули в бюджет. В этом - из 112 миллионов, выделенных на пилотный проект по трансплантации за границей, не освоено ни копейки. То есть, деньги государство выделяет, но до больных они не доходят.

Чиновники Минздрава получают за это премии! Деньги вернули в бюджетпри этом в очереди в прошлом году оставалось 70 человек”, - утверждает Андреев.

По словам руководителя Движения за права пациентов Виктора Сердюка, в стране царит тотальная и преступная безответственность чиновников МОЗ.

Все эти случаи преступной бездеятельности, которая, к сожалению, приводит к смертям, должны быть зафиксированы и направлены в суд для того, чтобы никто не остался безнаказанным. Так же, как мы фиксируем преступления в Крыму и на Донбассе, должны быть зафиксированы и медицинские преступления, - говорит Сердюк. - После скандала, который был улажен господином Гройсманом с репликой (замминистра здравоохранения Линчевского - ред.) о том, что “вы все умрете, мы продолжаем видеть примеры того, что вы “действительно умрете”.

Пациенты и правозащитники подготовили письмо премьер-министру Гройсману с просьбой решить проблему с финансированием и бюрократией в Минздраве. “Такие проблемы пациентов можно решить в течение нескольких часов. А ситуацию Оксаны Гергало - вообще за 15 минут, – уверен Сердюк. – Ведь деньги уже есть. Что мешает? Борьба с коррупцией? У нас единственное в мире министерство здравоохранения, которое вместо лечения людей и спасения жизней, борется с коррупцией”.

Марина Шевченко