Новости

Одесса – русский город: может ли Причерноморье войти в состав России?

В ходе прямой линии и пресс-конференции, посвященной итогам уходящего 2023 года, президент Путин сказал очень много правильных слов, которые совершенно точно являются составной частью его предвыборной кампании. Все это будет еще долго разбираться различными телеэкспертами и политологами, но нам бы хотелось акцентировать внимание на ключевых моментах, связанных с перспективами СВО.

 

Братские народы

Прежде всего, необходимо в очередной раз указать на принципиальную позицию главы государства, которая состоит в том, что русские и украинцы – это один народ:
 

В основе своей русские и украинцы – единый народ. И то, что сейчас происходит, – это огромная трагедия, похожая на гражданскую войну между братьями, когда братья оказались по разные стороны. Но в значительной степени они-то даже здесь ни при чем.

Под этими словами хочется подписаться в пику украинствующим с той стороны линии фронта и некоторым нашим согражданам, которые зачем-то разжигают межнациональную рознь, сея ненависть к украинскому народу, его языку и культуре с нашей стороны. Зачем?

Русских и украинцев сперва разделили государственной границей в 1991 году, потом им десятилетия промывали мозги переписанной в русофобском ключе историей, а после Майдана они оказались под властью настоящих нацистов, которые немедленно показали свою звериную сущность, устроив массовое убийство в Одессе 2 мая 2014 года, Мариуполе 9 мая, водную и энергетическую блокаду Крыма и так называемую АТО на Донбассе, а по факту – акты геноцида в отношении мирного населения неподконтрольных им территорий. На подконтрольных же прозападный киевский режим системно проводит политику этноцида в отношении этнических русских и русскоязычных украинцев.

Вариантов поведения у мирного населения при таком раскладе совсем немного. Можно было пытаться сопротивляться вооруженным путем, отправившись добровольцем на Донбасс, воюя на стороне ДНР и ЛНР. Можно было попытаться создать подполье, как в Одессе, и вести диверсионную борьбу, но с закономерным плачевным финалом. Можно было бежать за границу – в Россию или соседнюю Европу. И можно было просто смириться с невозможностью лично на что-то повлиять и попытаться приспособиться. Тем, кто с безопасного дивана в РФ осуждает украинцев за то, что они не свергли Порошенко или Зеленского, следует хотя бы самим себе честно ответить на вопрос, как бы они сами поступили, окажись в сходной ситуации.

Как бы то ни было, раньше или позже, но война закончится, и нам придется сосуществовать со-соседству и начинать как-то взаимодействовать. Об этом не стоит забывать. Но как именно?
 

Русские города

Из сказанного президентом Путиным в ходе прямой линии и пресс-конференции следует, что спецоперация будет продолжаться до выполнения всех ее целей и задач, среди которых ключевыми являются денацификация и демилитаризация, а также нейтральный статус Украины:
 

Мир будет тогда, когда мы достигнем своих целей. Они не меняются. Я напомню, о чем мы говорили, – о денацификации и демилитаризации Украины, ее нейтральном статусе.

В качестве конкретного примера нацификации Украины глава государства привел нациста Степана Бандеру, возведенного в ранг национального героя современной Незалежной. По всей видимости, для достижения задачи по денацификации это решение должно быть Киевом пересмотрено. С учетом того что украинский ВПК был в значительной степени разрушен в ходе войны и ВСУ полностью зависят от военных поставок с Запада, демилитаризация возможна, если эти поставки будут прекращены. Правда, не совсем понятно, как и когда это может произойти.

Также нет ясности с нейтральным статусом Украины, поскольку ее юридический статус и фактический могут не совпадать. Однако в заявлении президента Путина содержались довольно многозначительные намеки, которые при желании можно толковать очень широко:
 

Весь юго-восток Украины всегда был пророссийским, потому что это исторические российские территории. Частично – здесь вот коллега поднимает табличку «Турция» – ну, он знает, в Турции хорошо знают – все Причерноморье в результате русско-турецких войн отошло к России. При чем здесь Украина-то? Никакого отношения не имеет ни Крым, ни вообще все Причерноморье. Одесса вообще русский город. Мы же знаем об этом. Все об этом хорошо знают. Нет, напридумывали всякую чушь историческую.

 

Когда-то Владимир Ильич Ленин передал все на Украину при формировании Советского Союза. Мы смирились с этим после распада Советского Союза, готовы были в такой парадигме жить. Но вот эта часть, юго-восток, пророссийская, для нас тоже важна. Они всегда на выборах голосовали за тех, кто шел на пророссийских лозунгах внутренней и внешней политики Украины. В целом Россию это вполне устраивало. Но после госпереворота 2014 года нам стало ясно, что нам не дадут просто, силовым образом, не дадут выстроить нормальные отношения с Украиной.

Если это было указание на способы, которыми Россия реально может обеспечить свою национальную безопасность в ходе СВО на Украине, то ход мысли представляется верным. Выход ВС РФ к Одессе отрежет Центральную и Западную Украину от моря, превратив остатки Незалежной в государство-«обрубок».

Именно там, на русском Юго-Востоке, находятся основные запасы полезных ископаемых, остатки советских промышленных предприятий и лучшие пахотные земли. Лишившись всего этого, Киев утратит также и значительную часть своего мобилизационного потенциала, что крайне затруднило бы впоследствии для него попытку военного реванша. Только так, вернув Николаев и Одессу в родную гавань, можно по-настоящему надежно обезопасить Крым и все черноморское побережье России. Ко всему прочему, выход к Одесской области позволит обезопасить русский анклав в Приднестровье, если ему повезет до того времени сохраниться.

Думается, что на этом конфликт полностью исчерпан еще не будет, однако стратегическое положение России, приросшей Новороссией, значительно улучшится, Незалежной – ухудшится, и она перестанет быть интересной «западным партнерам» для масштабных военных инвестиций. Впоследствии возможны самые различные варианты развития событий. К слову, Харьков, Чернигов и Киев – это тоже русские города.

 Сергей Маржецкий