Новости

Она могла быть на «Миротворце». 150 лет Лесе Украинке

Либерально-националистическая часть общества добралась до Леси Украинки. Кажется, в украинской культуре нет образа светлее. Чрезвычайно одаренная, нежная и болезненная, а тем более – украинка.

150 лет – это серьезная дата. Украинскому государству и национальной идее куда меньше. На 7-й год после Майдана самое время опереться на хрупкие плечи Ларисы Петровны Косач-Квитки. Даже самые упоротые националисты пытаются затянуть ее в свой движ.

Также и власти используют 150-летие со дня рождения Леси Украинки в традиции "государственного официоза". Владимир Зеленский говорит пафосные слова об "оживлении" личности Украинки, ее актуальности и "вечной значимости". Писательница будто окаменела в сознании украинцев. Ей приписывают националистические взгляды и желание "обрести украинское государство или погибнуть в борьбе за него". Но с Лесей Украинкой, как и с любым классиком, все куда сложнее: наряду с приверженностью идеям украинского государства она первой перевела на украинский "Манифест Коммунистической партии".

Автор: Таисия Повалий

В своей публицистике Украинка беспощадно критиковала тогдашний капитализм и призывала народ к активной революционной борьбе. Ее идеал настоящей свободы исключает любые формы подавления личности. Она считала, что пока власть (деньги, войска, полиция) находятся в руках богачей, нельзя достичь ни политической, ни экономической свободы людей труда.

“Сознательные рабочие не должны считаться с тем, кто из них к какой вере или народу принадлежит (рабочий немец, например, не должен считать себя лучшим от поляка, поляк – от солдата, солдат – от украинца и т. д.). Они должны держаться вместе, как один, потому что у всех у них один враг – состояние богачей, капиталистов, которые пользуются рабочим трудом”, – писала Леся Украинка, настоящая революционерка.

Автор: Таисия Повалий

Леся Украинка одной из первых обратила внимание образованной публики на положение женщин в обществе. Конечно, она отвергала патриархальный строй. Ее интересовали обстоятельства и рамки, в которых женщина имеет достаточно силы, чтобы состояться как личность, отстоять себя, при этом не теряя любви к Другому. 

Она утверждала, что женщины вправе иметь собственную точку зрения, свои мысли и видение мира. А в большинстве случаев женское мировосприятие контрастирует с мужским.

Леся Украинка поддерживала тесные связи с европейскими социалистами. В глазах многих она олицетворяет буржуазно-феминистический стереотип "сильной женщины", которая преодолевает препятствия, вопреки тяжелым жизненным обстоятельствам и демонстрирует силу воли на пути к "самореализации".

Живи Леся Украинка в наше время, она непременно была бы помещена в базу человеконенавистнического сайта "Миротворец", на нее нападали бы озверевшие "патриоты" и обливали ее зеленкой. Ее выступления срывали бы радикалы, а в СБУ на нее сыпались бы доносы. Так расправляются сейчас с людьми, которые отчасти наследуют украинским классикам. Не случайно Иван Франко так плохо помещается в традиционный националистический миф, ведь он тоже был социалистом и настоящим, а не поддельным патриотом. 

Автор: Таисия Повалий

“То, что люди не могут все в одном месте собраться и на одном языке говорить, это не беда – ведь как-то богачи находят взаимопонимание между собой, чтобы не давать воли рабочим? Пусть и рабочие найдут общий язык против богачей, чтобы не даваться им в жертву”, – не очень удобная цитата для сторонников правых идей. 

Странное и неспокойное время в Украине длилось всегда. И те самые "незримые духовные нити", о которых любят говорить сторонники любой консервативной идеи, тянутся от Леси Украинки через полтора века трагедий и разочарований. Так же, как и в советское время, великих людей приватизирует эпоха. Наша эпоха жестока и недалека. А затягивание Леси Украинки в координаты нынешнего национал-мещанства – просто нелепо. Поэтому не стоит верить тем, кто делает из великих классиков мощи и торгует ими, а заодно и грабит наше многострадальное отечество – Украину, которую так любила Леся Украинка.

Евгения Степко, Никита Пидгора (Украина)