Новости

Они сражались за Мариуполь: 810-я бригада морской пехоты на подступах к русскому городу

Освобождение Мариуполя от сил ВСУ и нацбатальона «Азов» стало одной из сложнейших операций СВО. Переход города под контроль российских войск и Народной милиции ДНР президент страны Владимир Путин назвал настоящим успехом. Однако несправедливо мало сказано о том вкладе, который внесла в эту операцию 810-я отдельная гвардейская Ордена Жукова бригада морской пехоты Черноморского Флота и отдельные её бойцы и офицеры. А ведь именно они первыми сумели войти в город и закрепиться в нём. Они первыми проложили коридор, по которому российские войска смогли вводить силы в Мариуполь и выводить из зоны боевых действий мирное население.

 

Сразу после начала СВО морские пехотинцы Черноморского флота выполняли задачи по блокировке Мелитополя и Бердянска. После успешного выполнения задач в первых числах марта 2022 года 810-я бригада была выведена в Крым. В ночь с 7 на 8 марта бригада получила боевое распоряжение на совершение марша в район Мариуполя, и рано утром с территории полуострова выдвинулись две Батальонные тактические группы. Первая БТГр была сформирована на основе десантно-штурмового батальона 810-й бригады морской пехоты, дислоцировавшегося в Севастополе. В усилении с ними шли гаубичный самоходно-артиллерийский дивизион, разведывательно-десантные роты и другие подразделения. Второй БТГр состоял из 382-го батальона морской пехоты ЧФ, дислоцировавшегося в Темрюке, с подразделениями усиления.

 

10 марта силы бригады и батальона подошли к Мариуполю, точку сбора определили в районе одного из сёл с западной стороны города. Тогда же морпехи-черноморцы получили распоряжение о начале захода в Мариуполь. Задача стояла сложная: несмотря на то, что город был практически блокирован, противник всё ещё имел связь с территорией Украины. При этом ещё ни одному подразделению не удалось войти в Мариуполь и закрепиться на его улицах.

 

В 3 часа утра к городу выдвинулись три десантно-штурмовые роты. Однако противник был готов: по нашим бойцам открыли огонь из стрелкового оружия, миномётов, а также из тяжелого вооружения. Достигнуть успеха в первый день не удалось. Тем не менее, благодаря этой попытке удалось определить место, которое не простреливалось врагом.

 

11 марта на Мариуполь вновь выдвинулись две ДШР. Ещё одна рота находилась в резерве. Поддерживаемым огнём БТРов, бойцы морской пехоты вместе с бригадой специального назначения (место дислокации город Прохладный) приблизились к городу, а затем им удалось с боем взять станцию переливания крови. Она и стала первым зданием в Мариуполе, перешедшим под контроль российских войск.

 

Противник продолжал вести шквальный огонь по нашим бойцам. На следующий день в город вошла штурмовая группа из состава 2-й ДШР под руководством гвардии майора Дмитрия Вострикова. Офицеру вместе с подчинёнными удалось занять один из подъездов одного из ближайших зданий, а затем полностью выбить противника с занимаемой позиции. Кроме того, по образовавшемуся коридору в Мариуполь вошёл 68-й танковый полк.

 

В это время 382-й батальон морской пехоты был переброшен в восточную часть города и начал выполнять свои задачи там. Морпехи окружали противника с двух сторон, отрезая для него возможность сообщения с «большой землёй». При этом на восточном направлении батальон получил задачу перекрыть мост, ведущий к заводу «Азовсталь», чтобы прекратить поставку боеприпасов украинским силам. К месту выдвинулась ДШР из состава 382-го батальона с подразделениями усиления. Им удалось занять пятиэтажное здание вблизи завода, после чего противник открыл огонь по нашим бойцам в том числе из крупного вооружения. Почти трое суток рота находилась в окружении, личный состав нёс потери, однако здание не сдали. Затем ребят эвакуировали в состав батальона, и они продолжили выполнять свои задачи.

 

Тем временем на западном направлении десантно-штурмовые роты начали развивать успех. Бойцы завладели ещё несколькими зданиями, однако столкнулись с тем, что в подвалах прячутся мирные жители: женщины, дети, старики. Один из командиров 810-й бригады вспоминает, что у выходящих из подвалов порой не было еды и воды, поэтому матросы и офицеры делились с ними пайками. Не было ещё и коридоров эвакуации, поэтому морпехам приходилось показывать гражданским безопасные пути отхода. Мирное население находилось практически в каждом здании, а над ними обустраивали свои позиции солдаты ВСУ и нацбатальона «Азов».

 

«Всё, что там на Украине говорят, что они выводили людей в «Азовсталь», они защищали Мариуполь… Они забирали своих родственников. Город-герой Украины – это всё просто выдуманная история. Им было всё равно на людей», - вспоминает один из офицеров.

 

«В этих условиях было принято решение действовать меньшим количеством артиллерии, чтобы сохранить жизни как можно большего количества людей. Это очень важно, потому что противник сидел в жилых домах. Они хорошо сражались, но, если бы они были действительно хорошие ребята, они, наверное, сделали бы всё, чтобы гражданских вывести, и просто сидеть в домах и сражаться. А так не сделали. Где-то люди их просто не пускали, заваливали подъезды, что только не делали», - дополняет товарища другой офицер.

 

Минимальное применение артиллерии и танков, подошедших на усиление к ДШБ, затрудняло продвижение наших войск. Однако это был единственный путь, чтобы сохранить как можно больше жизней мирных граждан. При этом каждый дом был подготовлен противником к ведению боя: все дороги простреливались, солдаты ВСУ стреляли из окон средних этажей зданий – там, откуда их не ждали – применяли приборы беспламенной и бесшумной стрельбы, прорубали переходы в стенах. Морпехам-черноморцам даже в этих условиях удавалось двигаться вперёд при том, что численное превосходство было на стороне противника: наших бойцов было в десятки раз меньше.

 

«Был случай, в ДК или чём-то таком. Люди приходят, говорят, что там гражданских очень много в подвалах здания. Но при этом там и противник сидит и ждёт, когда мы начнём подходить. Была возможность ударить туда артиллерией? Конечно. Была возможность туда сбросить бомбы? Конечно. Но этого не делали», - вспоминает один из участников событий.

 

Эвакуацию населения начали в середине марта, когда определили безопасный район. Людей снабжали гуманитарной помощью – продуктами и водой – и вывозили из зоны боевых действий.

 

Тем временем десантно-штурмовые роты продвигались вглубь города: шли вперёд медленно, но не отступали ни на шаг. Однако тактика, выбранная для сохранения мирных жителей, давалась ценой потерь среди личного состава и офицеров. Вообще отличительной чертой ведения боя морских пехотинцев 810-й бригады было то, что командиры рот и подразделений не просто ставили задачи подчинённым, но сами шли впереди штурмовых групп, уничтожая противника и прикрывая своих бойцов.

 

«На взятии Мариуполя среди морпехов не было даже единичных случаев отказников. Никто не отказывался от выполнения задач: все шли, все задачи выполняли. Выполняли в высшей степени благодаря командирам рот, командирам взводов, поэтому так много погибших офицеров. Везде учат, что командир должен принимать решение, но в морской пехоте так заведено, что отвага и героизм показывается личным примером командиров, поэтому и большое количество погибших офицеров», - рассказывает о тех днях начальник штаба бригады.

 

Одним из ярчайших примеров такого поведения стали подвиги гвардии майора Дмитрия Вострикова. В начале СВО его поставили исполнять обязанности командира 2-й десантно-штурмовой роты. Бойцы бригады доверяли ему настолько, что сами просили о переводе в это подразделение, под его начало, «были готовы пойти за таким командиром даже в ад», - пишет его подчинённый военнослужащий Олег. Майор Востриков всегда брал с собой самых надёжных людей и шёл впереди десантно-штурмовой группы. Он лично уничтожал вооружение и солдат противника, сам вытаскивал своих раненных бойцов, прикрывал наступление и отход товарищей, выводил мирное население из подвалов зданий. Благодаря его усилиям морпехам удалось захватить склад с боеприпасами противника, а также штаб ВСУ в районе ул. Фонтанной и проспекта Металлургов. При взятии здания РОВД в Мариуполе группа майора Вострикова зачистила соседние многоэтажки, из которых вёлся шквальный огонь по нашим бойцам. Благодаря этому морпехам удалось завладеть важным объектом.

 

Гвардии майора с позывным «Купол» знали не только товарищи по бригаде. Через пару дней после захода наших войск в Мариуполь, местные жители уже знали, что этому офицеру можно доверять. Лишь один из множества случаев спасения гражданских в блокированном городе произошёл 17 марта. Тогда группа под командованием майора Вострикова вышла к кинотеатру Мариуполя, захваченному украинскими боевиками. В здании находилось и множество мирных жителей. Вместе с подразделениями 3-й ДШР и СпН майор Востриков вынудил противника сдаться, в результате чего из здания эвакуировали около 4,5 тысяч горожан.

 

Погиб гвардии майор 23 марта в бою на улице Куинджи. Противник жестко оборонял здание районной администрации, несколько дней наши бойцы не могли продвинуться вперёд. 2-я ДШР получила задание нанести поражение с левого фланга, и «Купол» во главе штурмовой группы пошёл вперёд. Дмитрий Востриков прикрывал переход товарищей через простреливаемую противником улицу. Когда бойцы заняли близлежащие здания, майор должен был последовать за ними, однако при смене позиции был убит.

 

«Дмитрий Востриков считал, что офицер – пример для своего подчинённого, офицер должен быть впереди. И сам полностью соответствовал своим убеждениям. Так должно быть и в бою, и в жизни, и в семье. Так было у него – всегда на своем примере», - вспоминают о герое СВО его товарищи и друзья.

 

Ещё больше месяца морские пехотинцы вместе с другими силами российской армии зачищали Мариуполь от ВСУ и нацтабальона. Смертью храбрых пали многие доблестные бойцы и командиры, которые, к сожалению, не носят звание Героев официально, но в сердцах товарищей и спасённых ими людей они таковыми останутся навсегда. 810-я бригада помнит подвиги гвардии майора Вострикова, гвардии капитана Григоренко, гвардии капитана Конарбаева, гвардии старшего лейтенанта Байзегитова, гвардии старшего лейтенанта Лавриченко, гвардии старшего лейтенанта Веселкова и многих других, кто отдал свою жизнь, исполняя воинский и человеческий долг. И все, кто видел подвиги морпехов-черноморцев, считают справедливым, чтобы достойнейшие из них заняли свое место в плеяде Героев России и в истории – как пример тем поколениям, которые придут на смену.

Костенникова Екатерина

 

Поддержать сайт:

Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Каналы Юрия Подоляки и Михаила Онуфриенко: 

Телеграм:   

https://t.me/yurasumy

 https://t.me/Mikle1On/

Яндекс-Дзен:

 https://zen.yandex.ru/id/593c6b678e557d896dc5cde1

https://zen.yandex.ru/id/612505c4bb2d834d4e7a88a2

Рутуб:

 https://rutube.ru/channel/23502473

ВК: 

https://vk.com/id291496944

https://vk.com/mon2000

Живой Журнал: 

https://yurasumy.livejournal.com/

https://mikle1.livejournal.com/

Сайт: https://naspravdi.info

Других у нас нет. Все остальные - левые.

Поддержать сайт:

Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Спасибо всем за помощь. Вы даете нам возможность продолжать нашу работу