Новости

Операция «Русификация»

Россия начинает разработку нового «Суперджета».

В новом году стартуют работы по разработке новой версии самолёта Sukhoi Superjet 100. Перед конструкторами поставлена задача максимально снизить количество импортных комплектующих и фактически заново создать машину, востребованную на мировом рынке. Как это сделать и что мешало прежде, расскажем в этом выпуске.

Для «Суперджета» этот год выдался крайне неудачным. Отказ от эксплуатации самолётов ирландской компанией CityJet, проблемы с мексиканцами, катастрофа в Шереметьево, срыв сделки с Ираном и другие проблемы. В итоге вместо запланированных 20 самолётов был продан всего один. Правда, это вызвано ещё и тем, что российские перевозчики отложили запланированную покупку «Суперджетов» на 2020 год, так как с января вступают в силу новые льготы по НДС. Так что Сухой своё ещё наверстает в следующем году, однако принципиально проблему это не решит.

Основная причина низкого спроса на самолёт кроется в весьма специфической рыночной нише, которую он занимает. Самолёт слишком маленький для международных линий и слишком большой и дорогой для региональных. В этой нише у него всего два конкурента — Airbus A-220 и бразильский Embraer. Причём они продаются ещё хуже, чем наш «Суперджет», и всего в год реализуется 60 машин данного класса, половина из которых приходится на наш Сухой.

Но есть и другая проблема.

Политическая ошибка

«Суперджет 100» действительно почти полностью состоит из иностранных комплектующих. При создании самолёта такое решение принимали осознанно, так как оно позволяло быстро получить необходимые сертификаты для эксплуатации по всему миру. А мы надеялись продавать его повсюду и допустили скорее политический, а не инженерный просчёт, не сумев предугадать скорую ссору с коллективным Западом и санкции. В результате санкций стоимость комплектующих взлетела, а их поставка стала занимать длительное время. Пока самолёты были новыми и не требовали частого техобслуживания, это не являлось проблемой, но по мере старения парка все задержки стали влетать перевозчикам в копеечку.

Показательна и история со срывом заказа на 40 самолётов Ираном. Сделка не состоялась по той причине, что Минфин США не выдал для неё экспортный сертификат, так как Иран находится под американскими санкциями. А в «Суперджете» несколько важных комплектующих производятся в США, поэтому запрет имеет законную силу. В итоге Иран отказался от покупки, но готов вернуться к вопросу после того, как мы проведём импортозамещение. К нему-то мы и приступаем.

Новый самолёт

Под конец года стало известно, что на разработку конструкторской документации для русифицированной версии «Суперджета» выделяется дополнительно 15 млрд рублей. На первом этапе доля наших комплектующих должна быть доведена до 50 или 60 %. Возможно, будет изменён и размер самолёта в сторону увеличения или уменьшения. Так или иначе, но к 2024 году мы должны получить новую версию самолёта, которая будет иметь мало общего с существующим. Конечно, досадно, что всё это не было сделано 10 лет назад, но на ошибках учатся, а опыт «Суперджета» уже позволил нам создать новый самолёт МС-21-300 и начать работу над линейкой новых двигателей. 

Евгений Супер