Новости

Операция «Жнец»

«Это больше чем преступление. Это серьезная ошибка». Так Андрей Кортунов, генеральный директор и член президиума «Российского совета по международным делам» (РСМД), созданного во времена президентства Д. Медведева, охарактеризовал убийство главы подразделения «Эль-Кудс» иранского Корпуса стражей революции генерала Касема Сулеймани. 
Попутно заметим, что Совет этот, как утверждают «... был создан, чтобы прорабатывать и тестировать настроения элит и общества в направлении интеграции России в европейское пространство».

Статья Кортунова появилась по горячим следам,  3 декабря,  в American Herald Tribune: альтернативном (антиглобалистском) интернет-журнале. Крылатое выражение французского государственно деятеля Буле де ла Мёрт обращено автором к Соединенным Штатам. Увы, роковую ошибку прежде всего допустил отважный генерал Сулеймани: США пребывали в состоянии необъявленной войны с Ираном по крайней мере с мая-июня ушедшего-уходящего года. Ведь и погибший обращался к президенту Трампу с предостережением: «Мы рядом с тобой, там, где ты и вообразить не можешь ... Приходите. Мы готовы ... Если вы начнете войну, мы ее завершим. Ты знаешь, что эта война уничтожит все, чем ты владеешь». Но все произошло, на сегодняшний зимний день, с точностью до наоборот. Было ли это последнее путешествие столь необходимым? Как могло произойти, что едва ли не самый значимый представитель военного командования Исламской Республики, муж войны и совета, предпринимал, без многослойного воздушного и сухопутного прикрытия, столь легкомысленные перемещения на объекты, которые его противниками, США и, разумеется, Израилем, просматривались с особой тщательностью? И наконец,  главное: подобные операции готовятся загодя. Чтобы своевременно засечь, необходимо знать куда и когда глядеть. Если в Вашингтоне (в Тель-Авиве) знали ответ на эти вопросы, это означает, что в близком, а то и ближайшем окружении попавших под смертельный удар беспилотника «Reaper» («Жнец») находился внедренный агент, который и обеспечил точную наводку на цель.  
Нечто в этом роде, с поправками не технические особенности, произошло в Донецке с Александром Захарченко, но там работать было много проще. Расторопный агент,  из числа «советников» и «помощников», был, скорее всего, перемещен или эвакуирован до проведения операции: его присутствие на месте более не требовалось.  

Но в чем же ошиблись США, если не считать публично-политической шелухи, вроде «попрания международного права» и прочего в этом роде? В операции, санкционированной (это не означает подсказанной, инициированной) президентом США Дональдом Трампом, наиболее заметны две составляющие. Перед нами класический акт устрашения. Казненный стал жертвой именно того, чем попытался припугнуть своих убийц. Но страх решили нагнать не только и не столько на Иран, сколько на всех тех, кто решится, или до 2 декабря решался, хотя бы помыслить о каком-либо несогласии с Вашингтоном в чем-либо, что там полагают своими интересами. И эта задача выполнена, аргумент предъявлен. Убийство командира частей особого назначения в составе весьма боеспособной армии и в самом деле независимого государства, каким уже без малого сорок лет может почитаться Иран, не идет ни в какое сравнение с уничтожением Саддама Хуссейна и Каддафи, «медицинскими» ликвидациями латиноамериканских лидеров-свободолюбцев и президента Милошевича. Это прямое, сделанное во всеуслышание, указание на то, кто в доме хозяин. 
Второе составляющее связано с положением собственно президента Трампа. Экс-член Палаты представителей, некто Кэти Хилл (депутат от калифорнийских демократов) в пятницу обвинила президента Трампа в попытке начать войну с Ираном, чтобы таким образом отвлечь /и самому отвлечься/ от грозящего ему импичмента. Опальная Кэти, что была вынуждена покинуть Конгресс после предъявленных ей обвинений в «неуместных» интимных контактах с сотрудниками этого законодательного учреждения, написала в сетях: «Многие из нас давно задаются вопросом, собирается ли @realDonaldTrump (твиттерное имя президента США) попробовать затеять войну, чтобы отвлечься от импичмента, с его неуклонно грядущим судом в Сенате. Вот мы, ребята, и получили ответ». Здесь, пожалуй, лучше подойдет словцо «отмазаться», и вот почему.  
Собственно, еще до вестей из Калифорнии формула «плата за импичмент» была предложена проницательным отечественным американистом и философом Борисом Межуевым на его страничке в ФБ. Но понимание того, за что же платит президент США, нуждается в уточнении. Вопреки настойчивым повторениям в СМИ, механизмы окончательного обезвреживания Дональда Трампа, для чего и потребовалась процедура импичмента, разрабатывались вовсе не одними демократами, но в тесном сотрудничестве с республиканцами. Надпартийная элита, которая с начала ХХ столетия главенствует в США, давно отказалась от концепции «отцов-основателей» с их выраженным изоляционистским подходом к международным делам. Легендарные президенты Джордж Вашингтон и Джон Куинси Адамс всячески предостерегали от опасностей, которую представляет для США участие в зарубежной воено-политической мешанине. Президент Адамс особо касался того, что зовется сейчас «продвижением демократии», говоря, что Соединенные Штаты «не должны отправляться за кордон, чтобы охотиться там на драконов». Все эти принципы были отвергнуты и забыты еще до Первой мировой войны. Ко времени окончания Второй мировой Соединенные Штаты стали совершенно новым государством, позабыв предупредить об этом обстоятельстве и своих граждан, и своих соседей по планете. Древний изоляционизм стал своего рода политическим чудачеством, иногда вредным, но по нераспространенности своей совершенно бессильным. Это удел нескольких сотен военно-разведочных и министерских отставников. Изоляционизм находит отклик в «серединной» Америке, в сотнях миль от Восточного и Западного побережий, но североамериканцы болтать лишнее отучены с детства. Дональд Трамп обратился к «серединной» Америке за поддержкой, добился ее, но воспользоваться ею практически не смог: он оказался для этого слишком робок и слаб, а его противники слишком сильны. Еще несколько месяцев назад он было вновь заговорил языком президента Адамса, найдя, как ему представлялось, предлог для вывода американских подразделений из северных сирийских провинций. «Серединные» сторонники Трампа радостно скандировали «Верни их домой!», когда их кандидат поведал о своих взглядах на внешнюю политику.
«Американские боевые части не должны находиться в эпицентре древних межконфессиональных конфликтов во всем мире; следует вернуть наших солдат домой!», – восклицал президент. «Мы должны коренным образом изменить наш подход к национальной безопасности», – продолжал он. И, подразумевая своих однопартийцев-глобалистов, сказал нечто лишнее: «Те же самые люди, подталкивающие нас к бесконечным войнам за границей, хотят, чтобы мы открыли свои границы для массовой миграции из этих пострадавших от войны и терроризма регионов». 

Далее последовала процедура импичмента. Чтобы спастись от него, президент пошел на все. Единственная надежда для него сегодня – это республиканское большинство в Сенате: «те самые люди, подталкивающие к бесконечным войнам за границей», неуклонному «сдерживанию и отбрасыванию» России, для чего необходимо сохранять за собой южнорусский киевский плацдарм, и контролируемый хаос на Ближнем Востоке, как того требует Израиль. Потому-то беспилотный «жнец» и скосил жизни генерала Сулеймани и его спутников. 

Трамп надеется на второй срок, видимо собираясь напоследок себя еще показать. Шансы получить новое назначение у него есть, его податливость и уязвимость весьма удобны «глубинному правительству». Показать ему, конечно, ничего не позволят.
 
Для лучшего понимания ошибки, которой не мог не совершить Трамп, да и любой другой на его месте, нам придется перевести формулу «глобальное доминирование» на общепонятный язык. Нетрудно догадаться, что перевод этот означает – мировое господство. Причины, по которым стремление к мировому господству не доводит до добра, когда-то были хорошо ведомы выпускникам Академии Российского Генерального Штаба. Преподаватели военных дисциплин на разные лады внедряли в них незыблемую стратегическую истину: «Тот, кто хочет быть всюду сильным, оказывается всюду слабым». Это неизбежно.  
И еще одна, заключительная, цитата.
Филипп М. Джиральди – отставной сотрудник ЦРУ, специалист по борьбе с терроризмом, а также сотрудник военной разведки, служивший девятнадцать лет в Турции, Италии, Германии и Испании. Он был одним из первых американских военных, что въехали в Афганистан в декабре 2001 года. Сегодня он – исполнительный директор Совета по национальным интересам: базирующейся в Вашингтоне группы экспертов, стремящихся «поощрять и продвигать» такую внешнюю политику США на Ближнем Востоке, которая, по мнению членов группы соответствует подлинным американским ценностям и интересам. Свою статью в уже названном нами сетевом издании American Herald Tribune от 3 января Джиральди завершает таким пассажем: «Кровь американцев, иранцев и иракцев, которые умрут в ближайшие несколько недель, явно на руках Дональда Трампа, поскольку эта война никогда не была неизбежной и не отвечала национальным интересам США. Это, несомненно, станет катастрофой для всех вовлеченных сторон. И это вполне может оказаться, помимо Афганистана, Ирака, Сирии и Ливии, долгожданным началом конца имперских амбиций Америки. Будем уповать на это!». 

Позволим себе также уповать на то, что многоопытный службист окажется, по милости Божией, кое в чем неправ. 

Но нельзя не признать, что операция «Жнец» особенным образом оттенила, вернее – усилила основную тенденцию ушедшего 2019-го: количество неотложных международных проблем, которые хотя бы в принципе поддаются разрешению мирными, т.е., без серьезной войны, методами, за этот год резко уменьшилось. Такого рода проблем почти не осталось. Зато ощутимо возросло число таких, что разрешаются только «продолжением политики другими средствами».

М. Юрьев