Новости

Осмысление естества

Мутируют не только вирусы, что сейчас является популярной темой, но и общества и индивиды, о чем говорить не принято.

Можно наблюдать мутации в определенных проявлениях, приобретающих гротескно-карикатурные формы, «образцовых» западных обществ – американцев, немцев, французов, англичан, к которым принято испытывать пиетет. А уж украинское общество – это кладезь для исследователя мутаций. Какие здесь колоритные персонажи, которые так и просятся на страницы сатирических и драматических литературных произведений!

Видный политик, отец которого в советское время был секретарем областного комитета КПУ, вручавший последователям своего отца – коммунистам – презервативы, чтобы они не размножались. Глава нефтегазовой компании – проводник интересов большого капитала – сын политика, страстно и убедительно клеймившей капиталистов-мироедов и компрадоров. Внук героя Великой Отечественной, с почтительным лицом возлагающий цветы на могилу деда и одновременно допускающий в роли правителя почитание деятелей, против которых его дед воевал. Такого рода персонажей в стране, где, между тем, принято насмехаться над Павликом Морозовым, – великое множество.

Если бы в Украине существовала наука обществоведения и ее голос был слышен, она могла бы предоставить надежные, хоть и неутешительные, выводы и прогнозы насчет перспектив декларируемых уже тридцать лет общественно-политических преобразований. Но именно по причине того, что эти прогнозы неутешительны, такая наука правящими силами не востребуется.

Однако востребуется она или не нет, это не отменяет социальных законов, которые действуют неумолимо, не завися от пропаганды и политической конъюнктуры. Подобным образом снегопады и заморозки, к сожалению, для нашего правительства, происходят в зависимости от атмосферных процессов и законов природы, а не цен на газ и его запасов.

Наиболее значимая для нас закономерность состоит в том, что, если какое-то общество на определенном этапе исторического развития сложилось в своих основных чертах, выработало устойчивые социальные рефлексы, то для того, чтобы с ним произошли качественные изменения (в нашем случае, чтобы оно стало «европейским»), необходимо длительное время, измеряемое многими десятилетиями и даже столетиями. Для того, чтобы это время было короче, раздражители иного характера должны быть более сильными и впечатляющими, чем действовавшие ранее, при формировании данного общества. Но в любом случае долгое время будут обнаруживаться тенденции к реставрации и воспроизводиться прочно сформировавшиеся в поколениях предков поведенческие стереотипы и социальные рефлексы. Вопрос лишь в формах их проявления и обстоятельствах, при которых они проявляются (исторических декорациях).

Есть основания утверждать, что украинцы прониклись советскими идеями и стали советскими людьми в большей мере, чем большинство народов СССР и социалистического лагеря – те же поляки, румыны, венгры, прибалты. Тому подтверждением может служить хотя бы статистика в отношении видных украинцев – военных и политических руководителей, ученых, передовиков производства, победителей социалистических соревнований, новаторов, застрельщиков и т. п. В современной, уже тридцать лет как не социалистической Украине, когда понадобилось лицо на 1000-гривневую купюру, никого достойнее не нашли, чем член Императорской Санкт-Петербургской академии наук и лауреат Сталинской премии I степени В. И. Вернадский.

В боевых и трудовых свершениях, в стремлении улучшить личное благосостояние, находясь в узких рамках социалистической экономики, в повседневной рутине подчеркивались, востребовались и закреплялись черты народного характера, которые не исчезают просто так, по желанию политиков и идеологов, даже после таких глобальных событий, как смена социального строя.

Тридцать лет назад был разрушен Советский Союз, живший интенсивной, насыщенной жизнью семьдесят лет. Событий и свершений этого периода многим народам с лихвой хватило бы и на семьсот лет. С разрушением СССР в силу причин, заслуживающих отдельного изучения, в Украине возобладала линия на отказ от огромной российско-имперской и советской части исторического прошлого и, соответственно, его завоеваний. А по сути – отказ от своей природы. Это предательство в значительной мере является и будет служить причиной дальнейших злоключений.

В то же время народы, находившиеся в похожем положении, – прежде всего русские и белорусы, – в целом избежали крайностей подавления своего естества, что отображается ныне на режимах правления и социальной и гуманитарной политике их государств. А народы бывшего социалистического лагеря, которые не прониклись коммунистической идеологией так, как украинцы, соответственно не испытывают и такой трагикомической раздвоенности. Вот почему неуместны недоумения по поводу того, что Украина не повторила успешный (относительно) путь поляков.

Вышеизложенное можно было б объявить антиукраинскими инсинуациями, если бы не массовость проявлений худшего, что было присуще советскому человеку – недовоспитанному строителю коммунизма, в современных украинцах. В т. ч. это касается ярых националистов и антисоветчиков, которые подчас действуют точь-в-точь по лекалам их советских предков, только с другой идейной окраской (говоря языком физики – с противоположной полярностью).

Наблюдаются анекдотичные картины, когда махровые «совки» изобличают «совковость» своих сограждан, упражняясь в злословии.

Наиболее предметно означенное явление проявляется в практике установления всякого рода памятников и памятных знаков. Если не вникать в ее содержание, можно подумать, что на дворе не завершающийся 2021-й, а 1981 год. Только советские предки действовали, ошибочно предполагая, что дальше только коммунистические будущее, а нынешние энтузиасты – что дальнейшая история будет развиваться в парадигме майдана и АТО.  

Весьма показательна и практика обращений к центральной власти, которую активно и самозабвенно развивают местные советы, прежде всего Западной Украины. Обращения с требованиями называть Россию Московией, а русских – москвинами или мовковитами, запретить определенные партии, усилить борьбу с коллаборантами выглядят абсурдно и нелепо с точки зрения современных взглядов, здравого смысла и практической пользы. Но они вполне объяснимы, если смотреть на них как на реализацию заявителями своих имманентных свойств и подсознательных влечений и оценивать их через историческую призму. А в этом смысле они перекликаются с обращениями трудящихся сталинской эпохи к партии и правительству в отношении борьбы с империалистическими наймитами, врагами народа и прочими вредителями.

Оно и понятно. Отказаться от себя можно только наружно, по форме, но не по внутренней сущности, которая неумолимо пробивается сквозь все наслоения.

Социальные рефлексы то и дело воспроизводятся – только среда-то уже совсем другая и для их приложения нет надлежащей почвы. Нет больших строек, а только «Большая стройка», нет серьезных достижений, а только болтовня о больших достижениях и повальная маниловщина.

Есть два золотых слова, кроме слов «правда», «истина» и «справедливость», – это «естественность» и «мера». Их осмысления и пожелаем согражданам в новом году и других доступных нам годах.

фото: Иероним Босх, Несение креста. 1510—1535

Петр Петров (Украина)