Новости

Остров невезения: почему агроэкспорт упал при рекордных ценах на продовольствие?

Парадоксальная ситуация: с начала года резко выросли мировые цены на главный экспортный продукт Украины – продовольствие. Мы это почувствовали на внутреннем рынке из-за подорожания импорта. И в то же время случился обвал экспорта продовольствия – за январь 2021 года на 24%. Почему нам так не везет? И где выход? Правительство говорит, что наше спасение в… инфляции.

Как сообщила продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO), в январе общий индекс цен на продовольственные товары вырос в годовом выражении на 4,7 пункта или на 4,3%, до 113,4 пункта и достиг максимума с июля 2014 года.

В FAO отметили рост стоимости всех категорий товаров. Более всего подорожали сахар, зерновые и растительные масла. Так, индекс цен на сахар поднялся на 7 пунктов до 94,2 пункта (рост 8,1%), достигнув рекорда с мая 2017 года.

Причиной роста называются ожидания снижения предложения на основе видов на урожай в ЕС, России и Таиланде, засушливая погода в Южной Америке, а также недавнее удорожание нефти и укрепление бразильского реала к доллару.

Индекс цен на зерновые вырос на 8,3 пункта до 124,2 пункта (рост 7,1%). Резко поднялись цены на кукурузу из-за общего снижения предложения и засушливой погоды в Южной Америке. Пшеница выросла в цене в том числе из-за ожидаемого сокращения объемов продаж со стороны России, где с марта 2021 года пошлины на экспорт пшеницы увеличатся в два раза.

Индекс цен на растительные масла в январе поднялся до 138,8 пункта (рост составил 7,7 пункта или 5,8%). Пальмовое масло подорожало из-за низких объемов производства в Индонезии и Малайзии, а соевое – вследствие длительных забастовок в Аргентине и сокращения экспортного предложения. Подсолнечное масло растет в цене из-за невысокого урожая.

Рост индекса цен на молочную продукцию составил 1,7 пункта (1,6%)  вследствие больших закупок Китая перед празднованием там лунного Нового года. Четвертый месяц подряд дорожает мясо. Индекс цен FAO на него составил 96 пунктов (рост 0,9 пункта или 1%). Сильнее всего растут цены на мясо птицы, особенно в Бразилии, при активном спросе и ограничении экспорта из стран Европы.

Поскольку Украина выбрала путь великой аграрной державы, рост мировых цен на продовольствие – наш основной экспортный товар – это подарок судьбы. Но не тут-то было. Данные Государственной таможенной службы свидетельствуют о значительном падении экспорта и росте с начала 2021 года.

Так, объем внешней торговли товарами в январе 2021 года составил $8,141 млрд., что на 2% меньше, чем в прошлом году. При этом экспорт упал на 5% ($3,928 млрд.), а импорт вырос на 2% ($4,213 млрд.). 

Но самое обидное – это сенсационное падение экспорта продовольствия: за январь 2021 года на 24% по сравнению с прошлым годом. Мы заработали всего $1,501 млрд. Выручил рост экспорта металлов на 5% до $854 млн. При этом из-за холодов вырос на 20% импорт топливно-энергетических товаров – до $1,013 млрд. и практически перекрыл доходы от продажи продовольствия.

Поскольку топливо на мировых рынках подорожало и это отразилось на потребительских ценах, которые в январе 2021 года выросли на 6,1%, ухудшились показатели инфляции. Она составила 5% за месяц (!). Для сравнения: в ноябре 2020-го по сравнению с октябрем было 1,3%. Согласитесь, разница ощутима.

Правительство в этой ситуации сделало хорошую мину при плохой игре: премьер-министр Денис Шмыгаль во время онлайн-конференции «Глобальный обзор экономики Украины», которая проводилась Европейской бизнес ассоциацией, вполне серьезно заявил, что Кабинет министров заинтересован в ускорении инфляции.

«Мы заинтересованы в том, чтобы инфляция сегодня, если говорить экономическим языком, разогревала экономику и давала еще лучшие возможности для развития и увеличения ВВП не только на 4,6%, а, возможно, даже и выше», – сказал он.

При этом он успокоил, что в госбюджете на 2021 год заложена инфляция на уровне 7,3% (декабрь к декабрю предыдущего года). Поэтому рост на 5% в январе – это не страшно. Авось дальше темпы снизятся, и мы впишемся в прогноз.

Но это вряд ли. Корень проблемы с подорожавшими продуктами кроется в мировой экономике и политике крупнейших центральных банков. Из-за пандемии ведущие державы мира, спасая своих граждан и компании от карантинного кризиса, влили в мировую экономику около $10 трлн. В первую очередь это сделали США и Европа – те, кто являются эмитентами двух главных валют – доллара и евро. Поэтому рост цены на продукты, как и в целом усиление мировой инфляции – логичное последствие такой щедрости.

Но главный вопрос не в этом. Как отмечает НБУ, в начале 2021 года ситуация на внешних рынках для украинских экспортеров улучшилась. ООН предупредила о вероятности дефицита продуктов из-за пандемии. Это повысило спрос в условиях низкого предложения.

Почему же Украине не удается воспользоваться рекордным ростом мировых цен на продовольствие в своих интересах? Во-первых, невезуха с урожаем. Как известно, из-за неблагоприятных погодных условий (проще говоря, аномальной жары) в 2020 году мы собрали на 7 млн. тонн зерновых меньше, чем в 2019 году.

Во-вторых, повысились цены не только на продукты, а и на бензин, хранение, все, что связано с логистикой в целом. На стоимость транспортировки накладываются риски и ограничения, связанные с коронавирусом. Это все дополнительные расходы, которые нивелируют доходы от повышения мировых цен.

Третий момент – контракты. Украине принадлежит первое место в мире по экспорту подсолнечного масла (главный покупатель – Индия), второе – орехов, третье – меда, ячменя, рапса, четвертое – кукурузы, пятое – пшеницы, седьмое – сои, восьмое – курятины, десятое – яиц куриных, одиннадцатое – муки.

Из всего этого списка больше всего подорожали зерновые и особенно кукуруза, которая у нас не уродилась. Отчего были конфликты между крестьянами и трейдерами: первые отказывались отдавать вторым урожай по цене ранее заключенных форвардных контрактов, т.е. на треть дешевле. Контракты были сорваны, многим пришлось оплатить неустойку. Другими словами, на тех сегментах сельхозэкспорта, где можно было заработать больше всего, мы в силу сложившихся обстоятельств получили убытки.

К тому же Украина как самостоятельный игрок на мировой торговой арене не присутствует. У нас мало прямых поставок по правительственным контрактам или по линии продовольственной программы ООН. Ну разве что пшеница в Египет и кукуруза в Китай.

Все остальное идет через транснациональных посредников, а контракты заключаются заранее. Когда наши экспортеры их подписывали, рост цен еще не был таким ощутимым. Жаль, поскольку АПК – наш экспортный локомотив: почти $22,4 млрд. выторга в прошлом году, 45% всего экспорта страны. А могли бы и больше заработать на мировой конъюнктуре. Но, видно, не в коня корм…

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.