Новости

От цветущего сада до могилы: к чему привело Молдову прозападное руководство

Прошло уже больше 30 лет с момента распада Советского Союза и обретения Молдовой независимости. Как прозападный курс развития сказался на экономике и уровне жизни населения республики? Какую позицию в отношении специальной военной операции России на Украине заняло нынешнее руководство страны? Есть ли вероятность «размораживания» конфликта в Приднестровье? На эти и другие вопросы ответил политолог, доктор философии, член Совета гражданского общества при президенте Молдовы в 2017–2020 годах Борис ШАПОВАЛОВ.

— Деятельность нынешней власти в Молдове привела к кризису практически во всех областях: экономике, общественно-политической жизни и внешней политике. В чем, на Ваш взгляд, причины произошедшего?

— Если вспомнить историю, то Молдавская Советская Социалистическая Республика была учреждена на 7-й сессии Верховного совета СССР 2 августа 1940 года, и сегодня Республика Молдова является правопреемницей той самой МССР в тех же границах, в которых она была провозглашена. За время советской власти из отсталой аграрной провинции королевства Румыния советская Молдова стала «цветущим садом Советского Союза» — так ее и называли в то время.

Она превратилась в аграрно-индустриальную республику. Хотя можно смело сказать, что республика стала уже индустриальной.

В Молдове было прекрасно развитое сельское хозяйство, большей частью орошаемое. Республика являлась лидером СССР по производству табака и винограда, виноматериалов, овощей, фруктов и многих других видов сельхозпродукции. На основе более чем тысячи колхозов, совхозов и научно-производственных объединений, которые охватывали практически все виды сельскохозяйственного производства, базировалась и поддержка социальной сферы на селе.

Здесь работало более 650 промышленных предприятий, из них 35 — союзного значения. Некоторые из них существовали в единственном экземпляре в СССР. В Молдове производились трактора, телевизоры, холодильники, стиральные машины; это была промышленно развитая республика.

Потом наступил 1991 год — год развала Советского Союза, и во что превратилась республика?

Сегодня это страна с полностью разрушенными промышленностью и экономикой. Единственный развитый вид производства — пищевая промышленность, занятая обработкой сельхозпродукции. Все остальное было уничтожено в ходе следования советам МВФ, Всемирного банка, Евросоюза.

Система современного европейского неоколониализма четко выстроена и отработана. Что в первую очередь убило экономику Молдовы? Это европейская программа TASIS для постсоветских республик, в результате реализации которой практически полностью разрушена местная промышленность, так как были разорваны интеграционные связи с предприятиями других бывших союзных республик.

Вторая программа, уже американская, реализованная в сельском хозяйстве, носила название «Пэмынт» (в переводе с молдавского — «Земля»), но молдавские крестьяне ее назвали «Мормынт» («Могила»). Было уничтожено крупное коллективное сельскохозяйственное производство — колхозы и совхозы, а на селе образовалась огромная пустота. В результате этого мы имеем миллион наших граждан — треть населения, — которые работают в странах Европы и Российской Федерации. Произошло это потому, что в сельской местности, где проживают две трети населения, нет работы и разрушена вся социальная сфера.

Нынешняя власть в лице президента Майи Санду и премьера Натальи Гаврилицы умудрились за год с небольшим еще больше усугубить ту ситуацию, в которой оказалась наша страна за 30 лет капиталистического реформирования.

Они смогли устроить кризис буквально во всех сферах жизни страны.

— В связи с продолжающейся военной операцией России на Украине власть Молдовы заняла проукраинскую позицию. Почему это произошло и к чему может привести?

— Ситуация в республике сильно осложнилась после 24 февраля. По Конституции Молдова является нейтральным государством, но де-факто все наблюдатели как внутри страны, так и за ее пределами прекрасно понимают и видят, что нынешнее руководство поддерживает украинскую сторону. Причем поддерживает открыто, и об этом свидетельствуют выступления президента, премьер-министра, спикера парламента, а также поездки первых лиц в Киев.

Ни для кого не является секретом, что через Молдову с Украины идет зерно в румынские порты, а в обратном направлении — нефтепродукты для ВСУ.

Возникает такая конфликтная ситуация: с одной стороны, прописанный в Конституции нейтралитет, а с другой — открытая антироссийская позиция. Так, Молдова присоединилась к европейским финансовым санкциям против России. У нас нет прямого авиасообщения с Российской Федерацией, из-за происходящего на Украине сильно усложнилась логистика в восточном направлении, что, конечно, негативно сказывается на экономике и торговых связях.

И здесь все упирается в позицию президента и других руководителей Молдовы, которые не идут на контакты с Москвой. Фактически отношения с Россией и представителями Евразийского экономического сообщества развалены.

— Насколько, на Ваш взгляд, велика опасность размораживания Приднестровского конфликта в существующих условиях и к чему это приведет?

— Используя Приднестровье, украинская сторона уже несколько раз пыталась втянуть Молдову в этот конфликт. Целый ряд высказываний министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы и президента Владимира Зеленского, а также некоторых других военных и государственных деятелей этой страны, о том, что они готовы помочь молдавской стороне разобраться с «сепаратистским регионом», конечно же, не способствуют какой-то стабильности в данном вопросе и держат ситуацию в подвешенном состоянии.

Позицию Российской Федерации мы прекрасно знаем, она неоднократно озвучивалась — военная операция будет доведена до конца, и это касается также Николаевской и Одесской областей.

А Одесская область — это граница с Молдовой и Приднестровьем. Что произойдет за это время, будут ли какие-то попытки провокаций с украинской стороны — все зависит от развития специальной операции.

Понятно, что ни Тирасполю, ни Кишиневу не хотелось бы подобного развития ситуации. Это может привести к развалу Молдовы и тектоническим политическим сдвигам в этом регионе.

— В Молдове складывается очень тяжелая ситуация с ценами на энергоносители. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в этой области?

— Сегодня абсолютно все упирается в энергоресурсы! От них зависит экономика Молдовы, вся ее социальная сфера. Через несколько месяцев наступит зима, начнется отопительный сезон. Если в теплое время года мы наблюдаем увеличение стоимости газа в пять-шесть раз, как это уже произошло, то что нас ждет зимой? Если раньше прогнозировали цену до 30 леев за кубометр, то сегодня речь идет уже о цене в 50 леев. Нужно будет отапливать школы, больницы, жилье.

Ну и понятно, что если растут цены на энергоносители, то следом растут и цены на все группы товаров — продовольственные и промышленные. Какой выход из этого положения?

Простые граждане уже открыто говорят, и не только на митингах — это можно услышать в том числе и от сторонников партии PAS, — что надо договариваться с Российской Федерацией или о перезаключении контракта, или об изменении формулы ценообразования на газ. Но это можно сделать только на уровне президентов.

Тем более что мы видим на примере в том числе европейских стран, таких как Венгрия и Сербия, что там этим вопросом занимаются первые лица государств. Это единственный выход, потому что других так называемых «альтернативных источников», о которых так любит поговорить молдавское руководство, просто не существует.

Во время недавнего визита в Румынию Майя Санду заявила о желании покупать румынский газ. Хотеть не вредно, но надо понимать, что тот же румынский газ на 30% является российским. Также не надо забывать, что тот широко разрекламированный газопровод из Румынии фактически находится в нерабочем состоянии — там необходимо установить еще одну станцию для прокачки газа, а ее за один день не построишь. Поэтому вопрос, что будет с Молдовой в зимний период, остается открытым.

— Каков Ваш прогноз на дальнейшее развитие событий в Молдове — чего ждать и к чему готовиться?

— Прогнозы — это всегда очень скользкое и сложное дело, а прогнозы, когда в соседней стране идут военные действия, которые по глупости молдавского руководства могут затронуть и нашу страну, — тем более! Поэтому что-то предсказывать на сегодняшний момент очень сложно — все сегодня решается на Украине.

И решается это большими геополитическими игроками — Россией, США и Евросоюзом. И в зависимости от их решений и их действий будут развиваться события в Молдове.

Можно только предугадать поведение молдавского руководства, которое полностью зависит от западных партнеров. Ни для кого не секрет, что Молдова является захваченным государством под внешним управлением — во всех министерствах и органах власти вплоть до Администрации президента сидят западные советники от ЕС и США. И поэтому молдавское руководство в своих действиях не свободно.

Максим Камеррер

Тэги: