Новости

Отдам порт в иностранные руки

На Украине передали в концессию на 35 лет николаевскую «Ольвию»

«Второй пошел», – гордо возвестил народу министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий о сдаче в концессию специализированного порта «Ольвия» в Николаеве сроком на 35 лет. В Киеве рады до беспамятства, совсем недавно сбыли с рук одно из немногих достояний Незалежной, которое не только способно приносить доход, но и является важнейшим стратегическим объектом государства – порт в Херсоне. Он перешел в распоряжение грузинско-швейцарской компании «Рисойл-Херсон». И вот, теперь еще один хаб уходит за бесценок, хотя и с призрачной перспективой на будущее.

Осчастливила дельцов Незалежной катарская компания QTerminals. Она, как похвастался Криклий, управляет крупнейшим торговым портом в своей стране — Хамад, стоимость которого составляет более $7 млрд. Видимо, невдомек украинскому министру, что раз компания у себя дома вкладывается в свою собственность, то вряд ли она станет также инвестировать в порт, который ей не принадлежит официально. Зато за время аренды из нового объекта можно выжимать ресурсы максимально. Но украинские власти продолжают обманывать и себя, и сограждан.

«Всего за 35 лет концессии будут привлечены 17,3 млрд гривен инвестиций. Это первая прямая катарская инвестиция, вторая по объёму инвестиция после «Криворожстали» и одна из крупнейших прямых иностранных инвестиций в портовую отрасль Украины за всю историю независимости», — написал Криклий в социальной сети.

Криклий считает, что заключение концессионного договора принесет лишь благо и государству, и городу, и сотрудникам порта. Пока, впрочем, неясно, какова будет реальная выгода, есть лишь «радужные перспективы» и обещания, включая повышение зарплаты работникам порта и выделение средств на улучшение инфраструктуры Николаева. А на деле все это ни что иное, как фантомные посулы. Зато они прекрасно пудрят мозги современникам, которые не в состоянии оценить последствия заключаемой аферы и осознать, что катарские миллиарды (и неизвестно, когда они будут получены) — это сущие крохи по сравнению с тем, чего лишает себя Украина.

Примечательно, что украинские власти настолько вошли во вкус, отдавая за гроши лучшие объекты страны, что они не собираются останавливаться, пока все мало-мальски значимое достояние государства не будет в руках благодетелей. В настоящее время, к примеру, Киев думает о том, как бы поскорее передать в морскую концессию порт в Черноморске. По имеющейся информации, уже начат конкурс на отбор консультантов для подготовки ТЭО и тендерной документации. И, как заявил Криклий, уже 21 августа будет объявлен старт концессионного проекта. В очереди оказаться в «хороших» руках стоят также порты в Мариуполе, Бердянске и Одессе.

Украинским властям не важно, что, отдавая порты иностранцам, они теряют полный контроль над ресурсами и логистикой грузоперевозок, а также лишаются доходной части в бюджет. Более того, несмотря на заверения в том, что работники станут получать достойную зарплату, в договоре о передаче порта отсутствует «социальное соглашение». А это свидетельствует о том, что рабочие места могут быть сокращены, а все социальные программы прикажут долго жить. Более того, еще неизвестно, что новый собственник собирается переправлять через этот порт. Например, по информации экологов, тысячи тонн загрязненного ядами и радиацией песка из Черногории уже лежат на территории первого осчастливленного порта почти в самом центре Херсона и отравляют людей.

В неадекватные планы Киева по избавлению имущества входят и спиртзаводы страны. Как возвестил глава Фонда государственного имущества Украины Дмитрий Сенниченко, из 78 спиртовых заводов Украины в первую очередь может быть передано на приватизацию 41 предприятие. В результате тощий украинский бюджет получит около 2 млрд гривен (или ту сумму, которая не осядет в карманах чиновников и прочих причастных к распродаже). Соответственно, список интересующихся заводами весьма обширный, учитывая, что с 1 июля 2020 года на Украине вступил в действие закон, согласно которому отменяется государственная монополия на производство спирта.

Анна Понамарева