Новости

Отхожее место

Как Украина поддерживает европейских фермеров.

Украинская «аграрная супердержава» не только экспортирует свою сельхозпродукцию, но и покупает просроченный товар. А иначе как еще спасти от разорения несчастных европейских фермеров? В Европе, естественно, довольны подобной готовностью услужить. Нидерланды и Бельгия, к примеру, подсуетились и продали украинским оптовикам излишки промышленного картофеля, предназначенного к утилизации. Дело в том, что в этих странах скопились более двух миллионов тонн корнеплода из-за пандемии коронавируса, которая остановила работу большинства предприятий по производству картошки фри.

К радости местных фермеров излишки овощей, которые планировалось использовать только для производства, не пропали. Как сообщает издание «Корреспондент.net», просроченный картофель из ЕС уже поступил на столичные рынки Незалежной. При этом сообщается, что украинские скупщики заплатили за товар по 30-35 центов или 8-9 гривен за килограмм. Иными словами, европейцы не продешевили и сдали старье по стоимости украинского картофеля, который посвежее и взращен на плодородной почве, а не на водном растворе.

Впрочем, европейские фермеры не очень бы и расстраивались, если бы их просроченные овощи утилизировали. В тех же Нидерландах правительство выделило 50 млн евро для поддержки пострадавших от ситуации производителей и переработчиков картофеля. Зато в «аграрной супердержаве» ни о каких дотациях фермерам речи не идет. Более того, местные рынки в массе своей закрыты из-за карантинных мер, а гражданам приходится платить за «недоутилизированные» европейские дары природы. «Если мы… уже не можем организоваться, чтоб закупать картошку у своих, находящихся на грани выживания, фермеров, а не в Голландии, то я даже не знаю, зачем это все», — написала в Facebook политический эксперт Елена Дьяченко.

Хотя, местные потребители пока не возмущаются из-за наличия в супермаркетах европейских продуктов такого плана. Им не привыкать к второсортной продукции из Евросоюза. Поэтому молчали и когда на Украину из Польши в начале мая завезли курятину, в которой была обнаружена сальмонелла. Зато не стали терпеть наличие российского лука на полках киевского супермаркета. Свое негодование украинские пользователи выказали в Сети. «Когда увидела лук из России, сначала не поверила глазам», — возмущалась главный редактор издания «Зеркало недели» Елена Мозговая.

Ей вторили многочисленные единомышленники, мол, мы же не торгуем с «агрессором». Украинские рынки позакрывали, и фермеры вынуждены выбрасывать овощи и зелень, потому что портится, а тут лук, «да еще и из России». Про картофель и курятину, понятное дело, ни гу-гу. Да и разве можно, когда у политиков в Киеве зреет грандиозный план по пересмотру соглашения об ассоциации с ЕС?

Как заявил вице-премьер-министр Украины по вопросам евроатлантической интеграции Вадим Пристайко в интервью изданию Deutsche Welle, пандемия коронавируса может стать хорошим поводом для столь важного дела. «Сейчас просто очень удачный момент, как раз подошел исторический срок, когда мы можем пересмотреть условия, и пересмотра условий ждут наши производители. Потому что большинство квот, которые были установлены, они уже не устраивают нас», — рассказал Пристайко, выразив надежду, что ЕС предложит соглашение о бестарифной торговле с Украиной.

В свою очередь Незалежная всегда готова пойти на встречу благодетелям в любом вопросе и даже достать свою главную валюту — заробитчан, без помощи которых погибнет урожай на европейских полях. Как вещал Пристайко, странам ЕС нужны сотни тысяч украинских гастарбайтеров.

Между тем, еще несколько недель назад украинские власти говорили о том, что гражданам и в Незалежной работа найдется и нечего им делать за рубежом, блокируя чартеры в европейские страны за счет принимающей стороны. Но теперь ситуация в корне изменилась. ЕС удалось повлиять на мнение несговорчивого, на первый взгляд, Киева. По крайней мере, Пристайко объявил, что в настоящее время формируются рейсы в Великобританию, Финляндию, Германию, Австрию, есть заинтересованность у Израиля и Чехии. Также вице-премьер уточнил, что Киев пытается не ограничивать работников, а лишь координирует: «Мы не проверяем контракты, не помогаем или не мешаем эти контракты заключать. Не спрашиваем, чем собираются заниматься люди, не выясняем, сколько им платят».

Хотя еще в начале мая премьер Денис Шмыгаль усердно торговался и выдвигал требования Киева. «Мы ожидаем… гарантированного официального трудоустройства не менее трех месяцев, что приезд и отъезд этих групп будет максимально скоординирован и организован, возможно, чартерными рейсами. Обсервация и другие необходимые меры медицинской безопасности будут обеспечены как в стране, куда приезжают наши рабочие, так и при возвращении их на Украину. Также мы ожидаем надлежащий уровень социального страхования, в первую очередь, медицинского, и достойный уровень содержания и заработной платы», — фантазировал Шмыгаль.  

Теперь, видимо, не до фантазий, по поводу заробитчан успели сторговаться. И дело, как выясняется, не только в пересмотре пунктов соглашения с ЕС, но и в вымогательстве финансовой помощи. Неслучайно Пристайко проболтался о том, что на предстоящих виртуальных переговорах Шмыгаля и немецкого канцлера Ангелы Меркель речь пойдет о способах помощи Украине в преодолении последствий пандемии.

Анна Пономарева