Новости

Отказ от русского языка закрывает Украине двери в клуб развитых стран: взгляд из Киева

На Украине вступила в силу статья 30 закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», которая обязывает работников всей сферы услуг общаться с посетителями исключительно на мове. И хотя в законе предусмотрена «лазейка» — по просьбе клиента с ним надо говорить на удобном ему языке, — она еще больше раззадоривает пламенных «патриотов».

По призыву уполномоченного за соблюдением закона (в народе — «шпрехенфюрера») «добровольные помощники» будут «стучать» ему о выявленных случаях «нарушений». На первый раз предусмотрено предупреждение, а при рецидиве уже могут составить протокол и отправить нарушителя в суд. Там ему грозит штраф в 200 евро.

Причем наложат его не на «преступника», а на владельца предприятия, чей работник осмелился говорить на русском или венгерском.

Понятно, что для крупных торговых сетей такой «укол» будет нечувствителен, но для исключения повторения подобного «проштрафившихся», скорее всего, вынудят уволиться.

Другое дело — малый и средний бизнес, который и так значительно пострадал за прошлый год. А в этом «родное» правительство устроило предпринимателям ничем не объяснимые карантинные каникулы с 8 по 24 января. В качестве насмешки пообещали им за потери компенсацию в размере 235 евро, но даже эту подачку непросто получить.

В условиях, когда коммерсанты не понимают, как выжить, им придумали еще одну головную боль.

Спрашивается, кому какое дело, на каком языке общаются между собой продавец продуктового (частного!) магазинчика со своим постоянным покупателем или мастер-обувщик в своей лавочке с соседом-клиентом? Почему государство должно этим интересоваться и уж тем более наказывать?

Логического объяснения этому беспределу нет, а всерьез воспринимать доводы «охранников» мовы невозможно. Оцените сами:

1.     Нет языка — нет страны.

2.     Торжество исторической справедливости.

3.     Русский — язык агрессора и оккупанта.

4.     Дома говорить по-русски разрешено.

На самом деле мы имеем дело с попыткой своеобразной перепрошивки всего украинского общества: если этого не сделать, то все усилия западных кураторов и отечественных русофобов пойдут прахом, констатирует политический деятель Александр Голуб.

«Вашингтону для давления на Москву нужны толпы янычар, которые будут беспрекословно выполнять любые приказы — не станут же они, на самом деле, рисковать жизнями американских граждан? Все рассуждения об "исторической справедливости", "сохранении мовы" и прочей ерунде — не более чем флер, призванный прикрыть эти вполне прозаичные цели.

При всей очевидности реализации этой стратегии все-таки происходит пробуксовка — не удается пока загнать все украинское общество в антироссийский загон.

Поэтому манипуляторы каждый раз вынуждены повышать градус, обращаться к все более раздражающим элементам. И что в результате произойдет впоследствии с самой Украиной, их если и интересует, то в самую последнюю очередь», — говорит Голуб.

Дерусификация Украины — стратегическая цель США, и она коррелируется не только с созданием русофобского государства на границах РФ, которое в любой момент готово выставить миллионы штыков и единиц пушечного мяса в случае конфликта с армией России. Эта точка зрения сегодня общепринята и не вызывает сомнений, безапелляционно заявляет замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий.

«Другая задача этой стратегии — навсегда лишить Украину возможности вернуться на путь научно-технического прогресса и провести очередную модернизацию. Так сложилось, что реальный расцвет науки, инженерной мысли, фундаментальных исследований и их практического воплощения в технические решения был проведен на Украине в советский период. На основе русского языка, способного быть, кроме прочего, средством межнационального общения и научно-технического развития. Украинский язык таким потенциалом, увы, не обладает и уже не будет обладать. Ведь для этого нужны сотни лет развития — от Ломоносова до Лобачевского, как в России. Поэтому отказ от этого наследия автоматически ведет к деградации и архаизации науки и тех, кто мог бы эту науку двигать и развивать. Освоить для этого английский или немецкий язык — нужны десятилетия и огромные вложения в образование на этих языках, которые, как и русский, способны быть носителями фундаментальных знаний, а таких денег у страны нет.

Так что отказ от русского языка навсегда закрывает для Украины двери в клуб развитых стран.

Об этом прекрасно знают в посольстве США и сознательно вычеркивают Украину из контекста производителей научной мысли в потребители элементарных знаний и умений. Это происходит, к сожалению, при активной поддержке местных "патриотов", которые "не ведают, что творят" для будущих поколений украинцев», — обрисовал печальную перспективу Песецкий.

Мотивация тут не играет особой роли, она вторична. Цели — защита меньшинства от большинства, создание еще одного инструмента для «тихого» террора в отношении большинства как элемента государственной политики. Плюс к этому — нагнетание напряженности в отношениях с Россией, комментирует директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.

Навязанная украинизация провоцирует еще больший раскол в обществе. Унификация ценностей и культурных наследий того или иного украинского региона подрывает уникальность и аутентичность нашего культурного кода. Речь идет о культурной многовекторности, которая должна быть ключевым постулатом при формировании культурной политики страны, полагает аналитик Фонда «Украинская политика» Алексей Фещенко.

«В противовес этому мы видим яркие примеры культурного шовинизма, искажение исторической памяти, что еще больше усиливает воинственные настроения граждан. При формировании своей социальной политики государство должно учитывать многонациональный состав населения, принимать во внимание культурные и исторические особенности каждого региона. Не навязывание, а мотивация людей к изучению украинского языка; не переписывание и искажение истории нашей страны, а объективное "примирение" прошлого с настоящим. В таком случае может появиться баланс интересов государства и граждан, а следовательно — интерес к поиску и формированию национальной идеи.

Это один аспект. Еще более цинично и спекулятивно это выглядит на фоне насущных вопросов, которые стоят на повестке дня. Нынешние политические игроки продолжают действовать инструментами предыдущей власти.

Вопросы языка, уничтожение старых и навязывание новых исторических героев им намного важнее, чем проблемы тарифов, экономического коллапса, социальных гарантий и прочего.

Надеюсь, что нынешняя власть еще в состоянии переосмыслить свои приоритеты и начнет действовать на благо и в интересах всех граждан, проживающих на Украине», — высказывает пожелание политический эксперт.

Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко попытался успокоить: мол, не так страшен черт (закон), как вы себе его намалевали. По его мнению, штраф будет назначен только при условии фиксации нарушения и вынесения предупреждения, которое должно быть исправлено в течение года, и при этом посетители и клиенты «неподсудны» (видимо, инквизиторы это оставили на следующий этап украинизации).

«Речь идет об уважении друг к другу, а также к государству», — продолжил он.

Да, но почему государство не уважает своих граждан, говорящих на русском, венгерском, татарском?

«В быту вы имеете право продолжать общаться на том языке, который вам более удобен». Ура, господин нам разрешил!

«Давайте уважать друг друга» — так начните вы первыми уважать своих граждан, их права и свободы. И прочтите еще раз статью 10 Конституции Украины, где ясно сказано, что на Украине гарантируются свободное развитие, использование и защита русского и других языков.

Руслан Веснянко