Новости

Отжим квартиры по-киевски. 7 тысяч гривен обещают любому, кто даст наводку на одинокого старика

Журналистам “Вестей” попалось на глаза объявление из серии сетевого маркетинга: “Приведи пожилого друга и гарантированно получи 7 000 гривен”. Инициатор акции – некий благотворительный “Фонд Елены Ореховой“, за которым возможно скрываются распространенные в столице схемы мошенничества – с их помощью у одиноких пожилых людей отбирают квартиры.

90 тысяч - залог успеха. Что интересует “охотников за недвижимостью“.

Журналист “Вестей“ представился соседкой типичной киевской старушки. Квартира есть - а родных нет, пенсия маленькая, а проблемы со здоровьем - большие… Как раз такие больше всего интересуют “охотников за недвижимостью“.

Моя соседка инвалид второй группы, передвигается в инвалидной коляске, детей нет, близких родственников тоже. Мы просто очень устали ей помогать; готовим, стираем, уборку делаем. При этом бабушка капризная, характер сложный, поэтому никто из знакомых не готов о ней позаботиться. Ищем для нее помощь”, – говорим “благотворительному“ менеджеру по телефону.

Фото: Объявление фонда. "Помоги" пенсионеру!

Нас мгновенно берут в оборот. Голос с нотами искреннего сочувствия сообщает, что как раз о таких вот больных и одиноких людях заботится фонд. Причем, работает он, разумеется, совершено легально. Стариков снабжают лекарствами, обеспечивают уход сиделки, помощь соцслужб и даже банально – деньгами. Что просят взамен? А пустяки…

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

Мы предлагаем договор пожизненного содержания. Сколько вашей пенсионерке? 87? Да-да, мы готовы с ней сотрудничать! Где у нее квартира? Печерск? Трехкомнатная? Может, вы сможете к нам подъехать, мы бы с удовольствием пообщались подробнее. Передадим вам для бабушки всю литературу, чтобы она ознакомилась”.

В офисе фонда нас встречает заместитель директора Алена Коваленко.90 000 гривен - это минимальная разовая выплата. Раз квартира хорошая, то в вашем случае сумма будет намного больше. Плюс мы предлагаем минимальную ежемесячную финансовую помощь - 1 000 гривен. Разумеется, и эта сумма варьируется”, - рассказывает она.

Фото: Улыбчивая заместитель директора Алена Коваленко. Предлагает крупные суммы за квартиры стариков.

Ухода в договоре нет

На словах условия просто фантастические. Уход, сиделка, соцслужбы, материальная помощь. Но в договоре мало чего есть из перечисленного на словах. 

Уход мы в договоре не прописываем. Вы поймите, прописать слово уход – это подписать себе смертный приговор. Надо будет писать все по пунктам: стричь ногти, купать, готовить кушать, кормить с ложечки”, - объясняет Коваленко.

По ее словам, именно этот, отсутствующий пункт, может в любой момент стать основанием для расторжения договора. Зато без него старики сразу попадают в долговую кабалу.

Дело в том, что сам договор пожизненного содержания (ДПС) – это обычная практика и в этом нет ничего преступного. Человек получает уход, обслуживающая сторона в дальнейшем приобретает право на его недвижимость. Другое дело, что происходит дальше. Разорвать договор можно в судебном порядке, только если не выполняются условия договора. Но это еще надо доказать. Если будут доказательства, пенсионеру не придется возвращать полученные по договору средства. Есть вариант разорвать договор на общих основаниях, но тогда придется возвращать все до копейки”, - объясняет юрист Валерий Пономаренко.

 

Он уточняет – все, что не прописано, а сказано на словах, не имеет силы. Более того, выполнять устные договоренности никто не будет, потому что это просто невыгодно. Именно в этом, как говорится, “зарыта собака”. Не прописывая в договоре слово “уход”, псевдоблаготворители гарантированно защищают свои интересы в случае попытки расторжения. Это подтверждает и Коваленко.

Разорвать договор можно в любой момент, - убеждает нас “благоворительная дама“. - Но в этом случае бабушка должна будет возместить фонду его расходы. А-то ведь знаете как бывает, пенсионер деньги потратил, а потом хочет с нами попрощаться”. Вот и вся благотворительность.

И это законно?

Фото: директор "чудо-фонда" Елена Орехова. Ранее "светилась" в подобных схемах.

Директор чудо-фонда Елена Орехова уже “светилась“ в историях с отжимом квартир у стариков. В 2011 году она работала в печально известном в столице фонде “Пенсион”, который почти по той же схеме отбирал квартиры у стариков.

Из собственных источников в МВД “Вести“ выяснили, что в 2010 году на Елену Орехову даже пытались завести дело. Один из пострадавших от нее пенсионеров подал заявление о мошенничестве.

Но делу не смогли дать ход, так и похоронили. Юридически все было чисто. Условия договора выполнялись. Фактически в обмен на квартиру ему платили 500 гривен в месяц, как и было обещано”, – сообщил источник.

Важно и то, что второй стороной в договоре выступают физлица, которых подбирает фонд.

Договор оформляют на человека, к примеру, зарегистрированного в Мариуполе. От его имени такие “благотворители” платят пенсионеру деньги ежемесячно, но ни лекарств, ни помощи по дому, ни медицинского сопровождения  не будет – его и в договоре нет. Человек тратит огромную разовую выплату на все эти нужды и таким образом попадает в долговую яму, из которой, даже по суду выбраться будет крайне сложно”, - объясняет правоохранитель.

Фото: Сертификат, который раздается людям. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ДАТУ!

Управы на дельцов найти не могут – ведь с формальной точки зрения все законно. Главная ставка делается на юридическую безграмотность стариков, которых проще простого убедить в том, что тот самый “уход”, на который больные и одинокие люди рассчитывают, оговаривать можно лишь устно.

А потому рыбку на крючок продолжат приводить “добрые” соседи, друзья и знакомые. Вознаграждение предусмотрено и для них. Поэтому Коваленко улыбается нам совершенно искренне: “Мы не ищем пенсионеров, они к нам приходят сами”.

Это уже пятая или шестая эволюция мошеннических схем по отжиму квартир у стариков и инвалидов. Если в 90-е к ним просто приходили бандиты и отбирали жилье, то сейчас бизнес заметно трансформировался – и получил большое развитие, – говорит правозащитник Эдуард Багиров. – Так называемые “фонды“ работают с виду законно. Но в них входит группа людей – это профессиональные юристы, психологи, соцработники – которые “окучивают“ бабушек.

Оспорить договоры, которые готовятся такими спецами, крайне сложно. Подобных схем масса, в моей практике даже был случай, когда у овдовевшей пенсионерки появилась поддельная наследница-дочь. О деятельности этих “благотворителей“ знают правоохранительные органы, и полиция и ГПУ. Мое мнение – для того, чтобы сильно сократить объемы мошеннических схем, надо, чтобы регулярно, один раз в неделю для пенсионеров и инвалидов был приемный день, например, в центральном загсе, где специалисты от полиции, минюста и минсоцполитики консультировали бы их и проверяли эти договоры пожизненного содержания, предупреждая людей о рисках. Для этого должен быть подписан документ о сотрудничестве ведомств“.

Марина Шевченко