Новости

ОУН-УПА и венгерские оккупанты

Венгрия была единственным гитлеровским союзником, с кем у ОУН-УПА сразу сложились враждебные отношения. Началось всё с провозглашения 15 марта 1939 года на обломках Чехословакии украинскими националистами во главе с Августином Волошиным Карпатской Украины – марионеточного прогитлеровского государства-однодневки на территории нынешней Закарпатской области.

В верноподданнической телеграмме Гитлеру Волошин объявлял о провозглашении Карпатской Украины под защитой Третьего рейха. Фюрер к новому союзнику отнёсся равнодушно. Венгрия во главе с регентом Миклошем Хорти была куда более ценным партнёром для Берлина и в военном, и в политическом отношении.

Венгерские войска в Хусте 

С согласия фюрера венгры потребовали от Карпатской Украины добровольно войти в состав Венгрии. Волошин высокомерно ответил, что армия Карпатской Украины способна дать отпор любому агрессору, и уже на следующий день улепётывал от венгерских войск, без труда занявших всю территорию Карпатской Украины всего за пару дней.

Боевые отряды Карпатской Украины (Карпатская сечь) сбежали в Румынию и Словакию, а Волошин убежал в Прагу. Так рухнула мечта ОУН начать с Карпатской Украины возведение монументального здания великой украинской государственности «от Карпат до Кавказа».

В официальном гимне ОУН («Марш украïнських нацiоналiстiв») так и пелось: «Соборна украïнська держава, мiцна й одна, вiд Сяну по Кавказ». Гимном ОУН этот опус стал в 1932 году, до появления Карпатской Украины, в период противостояния ОУН с поляками, потому там уже есть Сян, но ещё нет Карпат.

Украинские националисты оказались в незавидном положении. С одной стороны – Польша, которая поддерживала венгерское вторжение в Карпатскую Украину. С другой – Венгрия. Венгров и поляков – два католических народа – связывает многовековая дружба и общие геополитические интересы. Таким образом, ОУН очутилась между молотом и наковальней. За спасением оуновцы побежали к немцам, и по их указке венгры не стали окончательно добивать карпатских сечевиков. Гитлеровцы используют их позже в войне против Польши.

Но враждебность к оуновцам венгры затаили надолго. 22 июня 1941 года венгерские части вместе с вермахтом атаковали СССР. Двигались они через Польшу, и венгерские солдаты охотно брали на себя роль охранителей польского населения от украинских националистических банд. Дислоцированные на Волыни венгерские отряды в 1943 году братались с поляками и проводили операции против ОУН-УПА.

В Галичине венгерских солдат было ещё больше, чем на Волыни. Здесь венгерское командование просило немцев положить конец преступлениям УПА в бывшем Станиславовском воеводстве (сегодня Ивано-Франковская область). В августе 1943 года нападению ОУН-УПА подверглось польское село Мизоч (сегодня оно  находится в Ровенской области Украины).

В Мизоч стекались беженцы-поляки из других сёл в поисках спасения от бандеровцев.

Многие, опасаясь бандеровцев больше, чем фашистов, согласились на принудительные работы в Германии. Вскоре в Мизоч вошёл венгерский отряд. Венгры снабдили поляков оружием, село охраняли совместные польско-венгерские патрули.

Атаку УПА венгры и поляки отбивали тоже вместе. Люцина Кулиньская в книге Dzieci Kresów II («Дети с «восточных земель» II, Краков, 2006), ссылаясь на воспоминания очевидцев, пишет, что улицы села были завалены трупами. Полякам украинские националисты отрубали головы, сжигали дома. В одной семье погибли сразу 18 человек, из которых 12 – дети.

В мае 1944 года венгры сами провели ряд успешных операций против украинских национал-формирований. Где появлялись венгерские войска, уровень безопасности польского населения сразу же возрастал. Венгры действовали жестоко. Когда в районе с. Пукасивцы пропали семеро солдат, в отместку были убиты восемнадцать селян. Из с. Пилипы венгры угнали на принудительные работы в Венгрию 150 жителей, предварительно разграбив само село.

Но дело шло к разгрому Третьего рейха и его союзников. Участились случаи дезертирства венгерских солдат. Чаще всего они убегали к польскому антисоветскому формированию Армия Крайова (АК), которая также воевала против ОУН-УПА. Начались убийства бандеровцами венгерских дезертиров. В марте 1944 года на Волыни оуновцы расстреляли 22 венгерских солдата, когда узнали, что они ищут отряды АК.

Отступая под ударами советских солдат, венгерские друзья Гитлера пошли на вынужденный контакт с ОУН-УПА. На Волыни состоялись встречи представителей венгерского командования и ОУН-УПА. Обе стороны обязались не стрелять друг в друга. Переговоры продолжились в Львове и Будапеште. Украинские националисты отказались от прежнего лозунга за освобождение Закарпатья от венгерской оккупации и заговорили об общей угрозе для ОУН-УПА и венгерского режима – быстрого наступления Красной армии.

В декабре 1943 года шайки ОУН-УПА в Ровенской обл. посетила делегация представителей Венгрии. При них находился тот самый беглый президент Карпатской Украины Волошин, который в 1939 году грозился разгромить венгерскую армию. Венгры ознакомились с состоянием материально-продовольственного обеспечения ОУН-УПА, обсудили план организации диверсий в советском тылу, лечение оуновцев в венгерских госпиталях и их возможную эмиграцию в Венгрию с сохранением права проведения политической деятельности. 

К тому моменту в Будапеште уже находился посланник ОУН-УПА, курирующий эти вопросы, а командование венгерской армии снабжало украинские национал-банды оружием и боеприпасами. Венгры заявляли, что отныне не разделяют политики Третьего рейха в отношении украинского национал-движения и выступают за создание самостийного украинского государства как буфера на пути Красной армии в Венгрию.

Последний пункт – из области благопожеланий. И венгры, и украинские националисты понимали – победоносный натиск Красной армии им не сдержать.

В это время Будапешт вёл закулисные переговоры с США и Великобританией о выходе из войны. Во избежание этого немецкие войска оккупировали Венгрию (операция «Маргарете»). Главари ОУН-УПА приказали своим боевикам не смотреть на венгерскую армию как на врага, поскольку оккупация Венгрии немцами означала утрату Будапештом геополитической субъектности и подчинение воле Берлина.

Отдельно рекомендовалось налаживать партнёрские контакты с венгерскими подразделениями, задействуя членов ОУН-УПА из числа бывших солдат австро-венгерской армии и убеждать венгерских командиров, что война Венгрии и Карпатской Украины в 1939 году имела локальный и случайный характер, а Закарпатье, дескать, вообще лежит вне естественных границ Украины.

«Такая позиция была своеобразной хитростью, тактическим отступлением от принципиальных основ украинского национального движения с его концепцией создания украинской самостоятельной соборной державы на всех этнографических землях украинского народа», – сообщает историк-националист Александр Пагиря («Вiдносини мiж украïнським визвольним рухом та угорською армiею в Галичинi в першiй половинi 1944 року»).

Всё это происходило в рамках серьёзной геополитической игры ведущих мировых держав, в которой украинские националисты играли роль пешек. Их преступный союз с венгерскими оккупантами был разбит вдребезги мощными ударами Красной армии – победительницы фашизма.

Заглавное фото: Праздничное шествие с портретом Волошина на провозглашённой Карпатской Украине

Владимир Дружинин