Новости

Памятка начинающего пропагандиста-любителя

Творческий гений Алексея Балабанова абсолютно безвозмездно подарил нам отнюдь не лишний совет: «Главное в жизни ― найти своих и успокоиться». Мэтр уже упокоился. И нет никакой нужды вступать в полемику с его бесспорно красивой мыслью. Но все же, если до конца жизни мы сами с собой не можем толком разобраться, то кого и зачем мы с таким упорством ищем? Человеческая система «свой-чужой» работает на гремучей, уникальной для каждого индивида смеси врожденных инстинктов, приобретенных комплексов и хаотических эмоций. Поэтому мудрецы и советуют нам не особо придираться к ближнему. Ведь понять друг друга до конца нам в принципе не дано. А вот искренне прощать вполне можно научиться каждому. Ну а успокоиться нужно и полезно уже в начале любой дороги. Что, конечно, не будет лишним и в самом конце пути.

Страх оказаться в одиночестве среди равнодушной и не понимающей сути происходящего толпы обывателей заставляет истошно орать во весь голос правду-матку. Едят ли на Галичине православных младенцев? Чушь несусветная! Но не только у страха глаза велики. У невежества они ничем не лучше. А циничные политики мастерски подогревают огонек межрелигиозного противостояния таким образом, чтобы подобные мысли имели шанс материализоваться в токсичной среде разброда и вечного поиска врагов. И риторический вопрос «а был ли мальчик?» уже не суть важен. Важно, чтобы фантом зарева конфликта постоянно полыхал в сознании особо уязвимых к нему социальных групп.

Будучи гражданином Украины, в один момент словил себя на ощущении долговременного погружения в пропагандистскую плоскость как местных, так и российских мастеров пропаганды. Нет смысла перечислять и без того известные всем имена неподдельных гуру этого жанра. После того как в сотый раз поймал сам себя за прослушиванием на сон грядущий дебатов у Соловьева, понял, что надо, как Мюнхгаузену, дернуть себя за волосы и остепениться. Промелькнула даже пошлая мыслишка, что профессиональные режиссеры постановочных телешоу действительно в свой продукт «что-то подмешивают». По сути ораторы вечерних экранных дебатов могут быть сто раз правы. Но нормально жить в ритме беспрестанной барабанной дроби пропагандистской канонады человек не в состоянии от слова «совсем». Даже если вам каждые два часа выдает на-гора продукт высочайшего качества сам многоуважаемый Армен Гаспарян со товарищи.

Справиться с ощущением сумасшествия в дебрях непреложных истин и порочных, недостойных их персонажей помогла основная мысль о том, что все мы взрослые люди и со всей полнотой отвечаем за последствия своих действий. Западная Украина сделала свой осознанный выбор в пользу вражды с Россией. Праведный гнев здесь уже делу не поможет. Каждому теперь придется отвечать как за свой «базар», так и за «предъявы» антагонистов. А с другой стороны, по обе стороны нагроможденного горе-политиками разлома живут и будут жить люди вместе со всеми своими горестями и радостями. Они будут любить и ссориться, строить семьи и кормить своих стариков, и в мире, где не существует ни Зеленского, ни Караганова, будут происходить своим чередом события внеполитического бытия, не поддающегося яду каждодневного противоборства идей и страстей. «Очень полезно держать рот закрытым, товарищи, во всех отношениях», ― говорил нам великий академик Николай Амосов. И по-своему он был ой как прав!

А пока, мы живем, вернее, как-то безобразно сосуществуем в мире, где продолжается «создание международной коалиции для поддержки усилий Украины по восстановлению территориальной целостности на всех переговорных площадках, возобновление переговоров на международном уровне по деоккупации Крыма, реинтеграции детей и молодежи, решение жилищных проблем, обеспечение информационного суверенитета, а также доступа к административным услугам жильцов временно оккупированных территорий».

Крым плывет единым с Россией курсом. Что все же не позволяет механически списать в утиль тысячи перемолотых колесом большой истории судеб. А Донбасс и более того для каждого русского на долгие годы останется живой болью. «Не забудем», «не простим» ― тысячи людей имеют сегодня моральное право попрекать тех, кто раскручивал маховик репрессий и братоубийства в 2014 году. Но в этом ли выход? Так или иначе простить придется. Не сейчас, так через годы. Хотя сегодня киевской власти удобнее бить в набат и пускать лучи исключительно в память по жертвам майдана. А ведь и на Донбассе майдан начал собирать кровавую жатву еще задолго до эскалации войны. Кто будет поминать их? Первоклассники 2021 года, в принципе не знавшие другой жизни?

Был ведь и другой Зеленский, который в Горловке весной 2014 года говорил, что «…я хочу, чтобы мы все говорили на одном языке ― на том, на котором сейчас говорим. Понимая друг друга. Мы в принципе не можем быть против русского народа, потому что мы один народ. Проблемы правительства России и его отношение в силу различных обстоятельств к правительству Украины вылились на нас с вами. И наша “квартальская” позиция ― не за правительство Украины, а за украинский народ. И не против русского народа, а против российского правительства. Как мы можем его не любить? Мы же не идиоты! Мы читаем одни и те же книги. Но мы не стесняемся высказывать свое отношение к правительству Российской Федерации. Как, собственно, и отношение к нашему правительству».

Где сегодня этот непритязательный комик-конформист, ручкавшийся с Безлером? В окружении циничных франтов, изысканно заправляющих платочки в кармашки модных пиджачков. Как тот же франт от адвокатуры Илья Резников, притворно сетующий об экологических злоключениях ЛДНР. «Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) причинами экологической катастрофы на Донбассе называет загрязнение воздуха, почвы и воды в результате взрывов большого количества боеприпасов, затопления промышленных предприятий», ― говорит он. ― Также он повествует об угрозе радиационного загрязнения, из-за того, что уже два года не откачивалась вода из шахты «Юнком». В этой шахте, которая находится на неподконтрольной территории, в 1979 году советская власть проводила ядерные испытания, в результате чего радиация попала в подземные воды. С тех пор, чтобы не допустить попадания радиации на поверхность и в грунтовые воды, воду откачивали. То, что воду откачивать перестали, угрожает питьевым источникам. А при чем тут сегодняшний Киев? А вот ни при чем, и все тут.

Но не сложится этот пасьянс, каких карточных шулеров к его раскладке ни привлекай. Выход ли в том, чтобы заткнуть глаза и уши наперекор голосу правды? Чистая иллюзия, утопия для слабого и не желающего мириться с действительностью. Другое дело, что не стоит ни на миг забывать, что жизнь шире и ярче политических дрязг. Они тоже пройдут и отойдут рано или поздно в небытие. Как много раз прежде уже бывало в истории. Но не прячась от них, не стоит погружаться в распри с головой, рискуя, пусть и на время, потерять себя и близких в этом омуте жизненно важных, но все же банальностей. Вы видите все уродство киевского режима? Прекрасно. Но тысячное повторение очевидных вещей не освобождает от необходимости строить жизненный путь здесь и сейчас именно в этих обстоятельствах. И для кого-то пропаганда остается необходимой анестезией, возможностью пнуть в зеркале кривую рожу оппонента. А кому-то, возможно, стоит пристальнее присмотреться к собственному «смазливому личику», забывшему с чего, собственно, начинался конфликт. С нетерпимости и нежелания подстраиваться под «врага», назначенного с чей-то легкой руки и хитрой технологии политненависти.

Утопия и антиутопия. В современности между этими двумя жанрами исчезает ощутимая разница. Впереди маячит суетная проекция мира больших данных, грозящих в который раз стереть в порошок личность как таковую. Лукавые мудрецы подогревают огонь тревоги в слабых ростках человеческого бытия. Вы уверены, что не потеряете свое достоинство в алгоритмическом царстве цифровых технологий? Тогда мы спешим к вам с очередной порцией страшилок для взрослых! Казалось бы, вот дверь, вот порог, вот ― путь к храму. Чего страшиться-то? И здоровей видали у волка педали! Но простота прямо на наших глазах становится добродетелью каких-то совсем уж ветхих времен. В искушенном технологически мире, как нам силятся всеми правдами и неправдами внушать, оглянуться не успеешь, как сам превратишься если не в чип безмозглый, так точно в какую-нибудь деталь изощренного вселенского механизма подавления и эксплуатации. И это после тысячелетий изнуряющих войн и массовых катаклизмов. Кто-то все еще никак не накушается?

И куда все время от нас исчезает ясная в общем-то перспектива? Кто имеет несусветную наглость систематически красть наше будущее? Оглянувшись вокруг, в каком бы регионе постсоветского пространства мы бы ни находились, вы без труда встретите тысячи алчущих светлой и спокойной жизни глаз. Но именно алчущих. Забыть, стереть из памяти Приднестровье, Бишкек, Карабах, Донбасс и с чистого листа начать чистую жизнь. Но так не бывает, хотя миллионы делают вид, что смогут. В этом и вся сила человеческой воли к жизни, в этом и трагедия бытия, не позволяющая отложить на потом невыученные или просто некрасивые, «ненужные» в повседневной суете уроки.

А пока каждая из сторон продолжающейся на Украине трагикомедии окружает себя плотными кордонами заказной пропаганды, дабы заглушить голос совести и голос противника. Говорят, так удобнее: своя лапша не только ближе к ушам, но и всяко вкуснее для заказчика. Отсюда и все новые санкции по отношению к производителям информационного продукта. Ну а обыватель на то он и обыватель, чтобы не брать лишнего в голову, а тяжелого в руки. Авось пронесет и так.

«Здесь вообще все просто так, кроме денег». Этой горько искрящей, как летящий в урну тлеющий бычок, фразой резюмировали всю историю человечества другие обаятельные герои созданного чутким сердцем Балабанова кинематографического мира. И казалось бы, на всем этом унылом балагане осталось лишь поставить жирный крест. Ранним утром сутулый дворник с метлой может по устоявшемуся с незапамятных времен графику уборки придомовой территории направляться к ржавому мусорнику. Но философы нас в последнюю секунду поправляют. Если остается хотя бы одно «кроме», значит это еще не «всё». А посему робкий призрачный шанс повернуться лицом друг к другу, не пытаясь обратить друг друга в свою веру, всё еще жив. Пока.

Войцех Михальски,
специально для аlternatio.org