Новости

Пан Зеленский: «Русский язык на Украине не запрещен». Да неужели?

Как известно, во время пресс-конференции по итогам саммита «нормандской четверки» в ответ на замечание В. Путина о дискриминации русского языка на Украине В. Зеленский ответил, что русский язык на Украине не запрещен и он сам-де является русскоязычным.  В этот же день, 10 декабря, но уже в Киеве, состоялась еще одна знаковая пресс-конференция. Мовный (языковой) омбудсмен – есть такой теперь на Украине – Татьяна Монахова рассказала о том, как будет на практике действовать т.н. «закон о языке». Отметим, что сама Монахова, хоть и является выходцем из русскоязычного города Николаева, известна как жесткая сторонница тотальной украинизации. Ее идеал – некий «гомогенный монолит украинства». Не зря эту пани уже прозвали  шпрехенфюрером.

Конечно же, о том, что теперь на Украине будет запрещено говорить по-русски, в законе прямым текстом не написано. Но, исходя из пояснений Монаховой, на родном языке человек сможет говорить только у себя дома. Очевидно, это и есть то, что официально называется «свободой употребления русского языка в частной сфере».

«Однако если человек предстает перед государством как гражданин и обращается к государству: защити меня, научи меня, вылечи меня, дай мне работу, то тут государство требует использования государственного языка», – заявила Монахова на пресс-конференции. Но это, мягко говоря, не совсем так. «Языковой закон» обязывает  использовать сугубо украинский язык в ресторанах, отелях, магазинах, книгоиздательстве, прессе, поликлиниках и больницах и даже на транспорте. На нем также осуществляется весь оборот документов, в том числе и частный. На украинский язык  обязаны перейти даже русскоязычные  детские кружки.

«По умолчанию должен быть украинский язык. Это значит, что на первый раз им разъясняют закон, а на второй происходит штраф», – разъяснила Монахова.

Украинский «шпрехенфюрер», она же – мовный омбудсмен

Также и русскоязычный Донбасс собираются украинизировать усиленными методами. Мовный омбудсмен заявила о том, что статья 10 Конституции Украины декларирует украинский язык как единственный государственный.  Но о том, что эта же статья обещает и свободное развитие русского языка, она даже не упомянула.

Обращает на себя внимание и такой тезис пани Монаховой: «Русские, живущие в Украине, имеют страну, которая защищает русский язык – это Россия. Поэтому они коренным народом и не считаются». Тут, как говорится, без комментариев.

Правда, языковой омбудсмен успокоила общественность обещанием не вводить уголовную ответственности за нарушение «мовного закона». Будут только штрафы от 20 до 700 необлагаемых минимумов. «На сегодня это 9800-11 700 грн (чуть более $ 400– Ред.)», – сказала она. Для Украины – более чем ощутимая сумма.

Таким образом, сегодня речь идет о полной украинизации публичной сферы, а не только неких отношений гражданина и государства. Похоже, выводы Венецианской комиссии, признавшей украинский «языковой закон» дискриминационным, официальный Киев не сильно беспокоят. Как и «русскоязычного» президента Зеленского с его твердым убеждением, что русский язык на Украине не запрещен.

РЕ