Новости

Паны и заробитчане

В Польше сейчас работают от одного до полутора миллионов украинцев.

По подсчетам польских агентств по трудоустройству, в Польше сейчас живёт и трудится рекордное количество украинцев – от одного до полутора миллионов. После того, как пандемия Covid-19 пошла на спад, заробитчане опять потянулись на польскую территорию. И вновь обострились традиционные проблемы: с одной стороны, гастарбайтеры жалуются, что «паны» их нещадно обсчитывают и эксплуатируют. С другой – сами же украинцы зачастую ведут себя в соседней стране настолько безобразно, что навлекают ненависть на всех своих соотечественников.

Для Украины, как ни крути, это вопрос национального значения: минувшей весной украинский лидер Владимир Зеленский лично договаривался со своим польским коллегой Анджеем Дудой о возвращении заробитчан. Невозможность выехать в Польшу на заработки вызвала у украинцев огромное недовольство – зазвучали даже угрозы о «гастармайдане». А Зеленский боится подобных потрясений. Поэтому сначала прахом пошла программа Кабмина Украины про 500 000 рабочих мест, которые премьер-министр Денис Шмыгаль якобы приготовил для вернувшихся в страну заробитчан, рассчитывая определить львовских и тернопольских специалистов на дорожные и строительные работы во благо родного края. Именно это больше всего возмутило трудовых мигрантов, которые стали на страницах премьера в соцсетях обкладывать его матом.

Заробитчан до глубины души возмущало то, что Шмыгаль хочет заставить их класть брусчатку за 6000 гривен вместо того, чтобы отпустить на заработки в ЕС, где можно получить за свои услуги до 2000 евро. Но вот спускной клапан заработал вновь, и, по данным пограничной службы Польши, если в апреле в страну прибыло менее 34 тыс. граждан Украины, то уже в мае это число составило 94 тыс. человек.

А посол Польши на Украине Бартош Цихоцки поведал, что, по его данным, больше половины всех рабочих виз в ЕС выдают именно украинцам – и именно для работы в Польше. В этой стране сейчас находится около миллиона заробитчан. Польша даже оплачивает тесты украинцев на коронавирус за счет бюджета.

По данным польского агентства по трудоустройству EWL, спрос на гастарбайтеров особенно вырос в сфере логистики и агропродовольственной отрасли. «Рост в этих сферах более чем на 20% больше, чем в прошлом году. В свою очередь, спрос в ресторанной и гостиничной индустрии сократился до минимума», − цитирует издание Rzeczpospolita директора агентства Анджея Коркуса. По оценкам другого польского специалиста в отрасли рекрутинга Кшиштофа Инглоты, сегодня в Польше работает на 300−400 тыс. украинцев меньше, чем годом ранее. Эксперт напомнил, что только в первые недели пандемии Польшу покинули более 200 тыс. уроженцев «незалежной». Однако баланс постепенно восстанавливается. В ходе встречи замминистра иностранных дел Украины Василия Боднара с послом Польши в Киеве Бартошем Цихоцким стороны договорились работать над упрощением процедур пересечения границы и получения рабочих виз.

Неудивительно – ещё в мае глава польской Ассоциации переработчиков фруктов и овощей Анджей Гайовничек заявил: «Польша является огромным производителем продуктов питания, одним из крупнейших в Европе. Скажем, мы больше всех в ЕС выращиваем шампиньонов. Поэтому, если работники с Украины не приедут, это будет катастрофа. То, что будет выращено в полях, пропадет, поскольку некому будет собирать». По словам Гайовничека, в Польше ощущается потребность в «сотнях тысяч» сезонных работниках с Украины. При этом глава ассоциации убеждён, что польские рабочие полностью заменить украинских заробитчан никогда не смогут. «Это всё иллюзия. Очевидно, что нет», − подчеркнул польский работодатель.

В самом деле, с 2014 года польская экономика выросла на 22%. По самым скромным прикидкам, украинцы добавили к ВВП Польши около 2,5%.

«Мы помним о гражданах Украины, проживающих и работающих в Польше. Они являются важным субъектом, без которого зафиксированный у нас на протяжении нескольких лет динамичный экономический рост был бы ниже», – признал в апреле 2020-го премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.

«Люди, оставшиеся в Польше, часто продолжают работать – и передают финансовую поддержку своим семьям на Украине. По данным Всемирного банка, переводы на Украину в 2019 году достигли 16 млрд долларов. Значительная часть этой суммы поступила из Польши. В связи с этим моё правительство выдало распоряжение консульствам Польши в Украине возобновить прием заявлений на получение рабочей визы. Тысячи граждан Украины смогут возобновить работу в Польше», – подчеркнул Моравецкий.

Жизнь заробитчанина в Польше, однако, ни в малейшей степени не сахар. Украинская пресса пишет, что обычное занятие их соотечественников в Польше – собирать урожай примерно за 500–600 долларов в месяц. «Часть общества относится к украинцам нейтрально, как к людям, которые приехали к ним заработать копейку. А часть поляков враждебны, обзывают "быдлом" и считают Львов своим городом. И правящая партия, в общем-то, только им подыгрывала, чтобы завоевать голоса националистов. То, что на президентских выборах победил Анджей Дуда, может означать, что паны и дальше могут продолжить издеваться и недоплачивать рабам-украинцам», – считает львовянин Игорь Пиддубный, работающий на заводе под Краковом.

Он и его товарищи жалуются, что из-за эпидемии коронавируса, во время которой многие лишились работы, найти вакансию с нормальной зарплатой и условиями стало намного сложнее.

«Мало того, что из-за эпидемии поляки снизили ставки с 3 до 2 злотых за лукошко (с 20 до 13 гривен) и условия стали хуже: селят в сараях, не кормят. Так еще из-за проливных дождей пропал урожай клубники, малины... Поэтому работы просто нет. И те, кто приезжал в Польшу толпами в мае, сейчас сидят без дела и пытаются найти хоть какие-то подработки», – жалуется львовянка Оксана Гелей.

И добавляет: «Многие приезжают в никуда по поддельным приглашениям и надеются найти работу уже на месте. Ну, или работают на полях в дождь – а это мало того, что тяжело, так ещё и немного чего насобираешь в этом болоте. Плюс поляки, особенно студенты, сами сейчас хватаются за любую работу, и платят им больше, чем украинцам (по 3 злотых за корзинку ягоды). Короче, пропали заработки в этом году».

А Сергей Габрильчук из Ковеля сообщает: «В городе Варка в часе от Варшавы владелица фирмы по установке кондиционеров и хостела Эвелина Тофель издевается над нашими украинцами, как захочет. Украинцы трудятся у неё и живут в её хостеле. Так, свои, кровно заработанные, должны просить у этой стервы… И что самое ужасное, ей в этом помогает украинка Юлия, которая пишет объявления, что нужны люди на работу, что у них такие классные условия проживания. А на самом деле условия настолько ужасные, что слов не хватает… Эвелина даже бросается с металлической трубой на тех заробитчан, которые не делают так, как она захочет. Мне она грозилась закрыть въезд в Польшу, если буду возражать. Люди у неё просто в рабах, она кричит, что если приезжают по её приглашениям, то и работать должны только на неё. А вообще, хостел у неё нелегальный…».

К слову, и на технику безопасности польские работодатели зачастую плюют тоже. 22 июля в Польше произошло уже второе за год ЧП, приведшее к смерти украинского гастарбайтера. Трагедия случилась в порту города Гданьск, где 31-летний заробитчанин трудился на автопогрузчике. Во время погрузки удобрений груз рухнул из укладчика на мужчину с двухметровой высоты. На место происшествия вызвали «скорую», но медицинская помощь оказалась бесполезной – человек в результате полученной им травмы головы скончался. В ноябре прошлого года в Садковице Лодзинского воеводства погибли двое – дядя и племянник, приехавшие из Тернопольской области. Они вкалывали на складе для хранения овощей и фруктов – и случайно попали в заполненный азотом ангар, где и задохнулись. Заробитчане утверждают, что подобные случаи – следствие того, что «панам» наплевать на жизни своих «холопов».

У медали, однако, есть и вторая сторона. Все последние годы поляки постоянно жаловались на бесчинства приезжих, указывая, что с приездом сотен тысяч гастарбайтеров криминогенная обстановка в Польше заметно ухудшилась. Ситуация не улучшается: в мае-июне в стране отмечен ряд инцидентов, ответственность за которые несут приезжие из «жовто-блакитной» державы. Так, например, 41-летний украинец поругался с работником бара в Мазовецком воеводстве; через несколько часов вернулся в заведение и ударил обидчика ножом. Убежал с места преступления, но ночью снова вернулся и принялся крушить фасад бара куском арматуры. На сей раз полицейские поймали агрессивного заробитчанина – проверка выявила у него в крови один промилле алкоголя.

Другой украинец попытался ограбить магазин во Вроцлаве. Сначала он пытался купить там алкоголь – но ему отказали, так как он и без того был сильно пьян. Оскорбленный украинец схватил банки с пивом, откупорил одну из них и попытался уйти, не заплатив. Вмешался охранник, завязалась драка, в ходе которой заробитчанин разнёс дверь магазина, а потом пытался всучить взятку приехавшим полицейским.

Сейчас ему светит до десяти лет лишения свободы. А в одной из деревень Опольского воеводства задержали украинца, который в ходе вполне себе дружеской попойки хватил соотечественника ножом в грудь и попытался задушить. Жертву в тяжёлом состоянии доставили в больницу, его обидчику грозит пожизненное.

В Варшаве полицейские схватили шайку украинцев, которые размещали в интернете объявления о продаже дешевых телефонов, а потом грабили заявившихся к ним легковерных покупателей. Преступное сообщество, также сформированное выходцами с Украины, организовало другой вид промысла: они крали посылки, доставляемые одной из курьерских компаний. Стоимость похищенного имущества оценивается в 20 тысяч злотых (4,6 тысячи евро). Преступники могут сесть на срок до пяти лет. А с некоторых пор у заробитчан вошло в моду развлекаться с пневматическим оружием. В Нижней Силезии задержали двоих украинцев, которые, разъезжая на автомобиле, стреляли по окнам и домашним животным. Ещё один украинец в городе Гловно подстрелил из пневматики женщину – пуля вошла в ногу на четыре сантиметра. В своё оправдание стрелок объяснял полицейским, что, дескать, целился в собаку, но случайно промахнулся.

В окрестностях села Тлень украинец, управляя автомобилем с более чем двумя промилле алкоголя в крови, потерял управление и съехал в кювет. Там он принялся елозить взад-вперёд, машина загорелась, пламя перекинулось на близлежащий лесной массив. Тушить пожар прибыли четыре пожарных расчета, боровшиеся с огнем более часа. Водитель пытался удариться в бега, но его поймали. «От пылающей машины загорелся лесной массив. В общей сложности уничтожено около трехсот квадратных метров леса», – сообщил представитель пожарной охраны. Ущерб составил примерно десять тысяч злотых (около 2,3 тысячи евро).

Несколькими днями позже ещё один пьяный украинец, управляя «Опелем», вылетел в канаву на трассе близ города Зелена-Гура. Причем полицейские никак не могли установить, кто именно из двух находившихся в салоне украинцев был за рулем – оба были сильно пьяны и оба валили вину друг на друга. 26 июня 2020 г. нетрезвый украинец устроил ДТП возле села Замение в Мазовецком воеводстве. Мужчина управлял микроавтобусом с пассажирами. Во время попытки обгона он вылетел на встречную полосу и столкнулся с легковушкой. Трёх пассажиров микроавтобуса и двух из легковушки госпитализировали с травмами различной степени тяжести, а всего пострадало десять человек.

Как нетрудно догадаться, подобные вещи порождают со стороны поляков ответную агрессию. 7 июля стало известно о ЧП в окрестностях польского города Хшанув. Там двое поляков подожгли хостел с 12 людьми внутри – причём большинство из потенциальных жертв (всех, к счастью, удалось эвакуировать) являлись украинцами. «Это был двухэтажный блок, покрытый листовым металлом. Огонь охватил весь первый этаж. Материалы, используемые для утепления стен, тлели много часов. Пожарные должны были разобрать металлические части конструкции, чтобы попасть к огню», – пояснили свидетели происшествия.

Спасателям понадобилось несколько часов, чтобы потушить пожар. Полицейские задержали подозреваемых – одного из них отпустили, в отношении второго возбудили уголовное дело. Теперь ему грозит до десяти лет заключения. «Там был какой-то конфликт на межнациональной почве, кричали, чтобы "бандеровцы" уезжали. Просто на украинцев некоторые злые, что приезжают, якобы отнимают работу и при этом Бандеру любят, которого часть поляков считает бандитом», – рассказала свидетельница событий Мирослава Сойка. И подобные конфликты, по словам заробитчан – совсем не редкость.

 «Был какой-то период, когда инциденты между поляками и украинцами, казалось, стихли. А теперь поляки злые из-за карантина, плюс их накручивали власти, что в Украине бандеровцы. Многие сами потеряли работу, в том числе в богатых странах Европы, возвращаются – а тут украинцы повсюду. Вот и срываются на наших», – сетует уроженка Львова Галина Фурдак, ныне живущая в Варшаве.

Действительно, межнациональный антагонизм нынче обостряется «внутривидовой» конкуренцией – на традиционные рабочие места украинских гастарбайтеров в Польше теперь претендуют сами же поляки, вынужденные вернуться из стран Западной Европы ввиду коронавируса. «Они уже начали занимать те рабочие места, на которых раньше трудились украинские граждане. И это до конца года будет в любом случае. По оптимистичному сценарию, заробитчане не смогут опять поехать и найти те же самые рабочие места. И, кстати, все эти моменты с безработицей, с возвращением трудовых мигрантов, с резким сокращением производственного потенциала – это всё, естественно, в любом случае также приведёт и к снижению уровня заработных плат в реальном выражении с учетом инфляции. Когда резко уменьшается спрос на рабочую силу при резком увеличении предложения рабочей силы, то, естественно, это будет скорректировано в сторону снижения оплаты труда. Такая вот ловушка бедности нас ожидает», – поясняет экономический эксперт Виктор Скаршевский. А это значит, что неприязнь между поляками и приезжими украинцами будет нарастать…

Владимир Веретенников