Новости

Папа Франциск в Украине: будет или нет?

Вслед за главой Фанара Владимир Зеленский пригласил в Украину и папу Франциска. Анализируем последствия возможного визита.

25 марта папа Франциск получил официальное приглашение посетить Украину на 30-летие Независимости. Несколько ранее такое же приглашение получил патриарх Варфоломей. Состоится ли это рандеву и какие обстоятельства могут этому способствовать или помешать? Давайте разберемся.

Прежде чем анализировать приглашение в Украину папы Франциска имеет смысл вспомнить аналогичное приглашение для патриарха Варфоломея. Оно также было сделано в два хода.

Приглашение главы Фанара и папы: власть действовала по одному сценарию

16 октября 2020 г. В. Зеленский с супругой в ходе рабочего визита в Турцию посетили Фанар, где приняли участие в молебне и провели встречу с патриархом Варфоломеем.

https://www.president.gov.ua/storage/j-image-storage/17/38/37/a456a3b6890e51c17e218634f5cdc022_1602848054_extra_large.jpeg

Патриарх Варфоломей и президент Украины Владимир Зеленский с супругой Еленой во время встречи на Фанаре, 16 октября 2020 г. Фото: president.gov.ua

В ходе этой встречи В. Зеленский пригласил патриарха Варфоломея в Украину. Патриарх сказал, что будет рад посетить Украину, когда эпидемическая ситуация стабилизируется. Дата 24 августа (День Независимости Украины) была тогда заявлена только как возможный вариант.

Примечательно, что пресс-служба украинского Президента акцентировала тему конфликта на востоке Украины как повестку возможного визита. «… во время встречи тет-а-тет с Его Всесвятейшеством детально обсуждалась ситуация на Донбассе. «Хоть и сложно, но есть шаги вперед. К вашему приезду у нас будет возможность продвинуться на пути к миру. И главное – о пленных: на Донбассе, в Крыму и в России – очень хочется, чтобы они вернулись домой» (из сообщения на официальном сайте Президента).

Второй ход был сделан премьер-министром Д. Шмыгалем, который посетил Фанар 30 ноября 2020 г.

https://spzh.news/mediafiles/JiXxje/thumbs/NUDw80_5fc4d14ee87985_37110005-tmb-720x411xfill.jpg

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и патриарх Варфоломей во время встречи на Фанаре, 30 ноября 2020 г. Фото: orthodoxtimes.com

Во время этой встречи прозвучало заявление патриарха Варфоломея о том, что он приедет в Украину именно на 30-летие Независимости. Дата обозначена конкретно уже без всяких реверансов про «стабилизацию эпидемической ситуации».

Такая же двухходовая схема была использована и с приглашением папы Франциска. В. Зеленский пригласил папу Франциска в Украину больше года назад, но тогда не уточнялась дата возможного визита.

Папа римский Франциск и президент Украины Владимир Зеленский с супругой Еленой во время встречи в Ватикане, 8 февраля 2020 года. Фото: Gregorio Borgia/Pool/AP

При этом тема конфликта на востоке Украина также была заявлена Зеленским в качестве повестки визита. «Я его пригласил на Украину. Я уверен, что он будет на Украине – не только в столице. Я сказал, что для того, чтобы до конца понять, что у нас происходит на востоке, надо ехать на восток», – заявил В. Зеленский, а чуть позже написал на своей странице в Twitter: «Понтифик делает все для достижения мира и согласия. Попросил его помочь с освобождением пленных в Донбассе, Крыму и России».

25 марта 2021 г. премьер-министр Украины Д. Шмыгаль, находясь с визитом в Ватикане, передал папе Франциску приглашение Президента В. Зеленского посетить Украину уже в конкретную дату, а именно – в день 30-летия Независимости.

Денис Шмыгаль и члены украинской делегации во время встречи в Ватикане, 25 марта 2021 года. Фото: kmu.gov.ua

Обратим внимание на человека, стоящего вторым по левую руку понтифика. Это – Андрей Юраш, глава отдела Секретариата Кабинета Министров Украины по вопросам религий и национальностей, а в недавнем прошлом – глава Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры. Он – один из отцов-основателей ПЦУ, переговоров с Фанаром и в то же время – очень близкая персона к украинским униатам. То есть, человек, которому вполне можно поручить решение организационных вопросов визита папы в Украину.

И уже во время этого визита папе Франциску было сделано приглашение не просто посетить Украину, а приехать именно на 30-летие Независимости. Причем и в самом визите украинской делегации в Ватикан, и в стиле, в котором было сделано это приглашение, наблюдаются некоторые странности.

Во-первых, визит был неожиданным. О том, что он планируется, официальный сайт премьер-министра не сообщал. Новость о уже состоявшемся визите была опубликована 25 марта в 17:58, уже после того, как о нем сообщили информационные агентства. И опять в контексте приглашения понтифика на 30-летие Независимости Д. Шмыгаль озвучил тему урегулирования конфликта на востоке Украины: «Ваша миссия как защитника справедливости является крайне важной в судьбоносный для Украины период. Верю, что Ваш моральный и духовный авторитет сможет сыграть важную роль и поможет вернуть мир в Украине».

Во-вторых, официальный сайт Ватикана в сообщении о визите Д. Шмыгаля ни словом не обмолвился о приглашении папы в Украину на День Независимости, но также акцентировал внимание на теме мира в нашей стране: «Папа Франциск и украинский премьер-министр уделили большое внимание кризису в области здравоохранения и драматической ситуации на востоке Украины; была выражена надежда, что недавние нарушения режима прекращения огня уступят место жестам в пользу мирного урегулирования конфликта».

Вообще в дипломатической практике принято публично озвучивать приглашения иностранным лидерам уже после достижения хотя бы устной договоренности о том, что приглашение будет принято. Чаще всего сторона, которую приглашают, сразу же озвучивает согласие или по крайней мере благодарит за приглашение. Здесь же мы видим красноречивое молчание. Весьма вероятно, что украинская дипломатия в очередной раз показала свой непрофессионализм, рискуя опозориться в случае отказа понтифика, но есть основания предположить, что в таком неуклюжем приглашении все же был смысл, как и в том, что визит Д. Шмыгаля состоялся без предварительного анонса и вероятно без подготовки. Об этом чуть ниже.

Папа и патриарх Варфоломей: будет ли встреча в Киеве?

Итак, приглашения патриарху Варфоломею и папе Франциску отправлены и положительный ответ от первого получен. Получен он потому, что патриарх Варфоломей, во-первых, сильно зависим от американской администрации и несвободен в своих решениях, а во-вторых, он мыслит намного более мелкими категориями чем, папа Франциск и все руководство Ватикана.

Касательно первого аргумента необходимо пояснить, что по вопросу поддержки Фанара и создания ПЦУ в США наблюдается так называемый «двухпартийный консенсус», при котором точка зрения как демократической партии, так и республиканской совпадают. Поэтому американская политика в этом отношении не претерпевает особых изменений со сменой президента. Второй же аргумент состоит в том, что глава Фанара несоизмеримо более мелкая политическая фигура, чем папа Франциск. Если за понтификом стоят более 1,2 млрд католиков на планете, то вопрос о том, кто стоит за патриархом Варфоломеем – это вопрос более чем дискуссионный. В лучшем случае это немного более 5 млн верующих Константинопольского патриархата во всех странах, а в худшем – сотрудники патриархии на Фанаре. Если папа Франциск не только религиозный лидер, но и глава государства Ватикан, то положение патриарха Варфоломея в Турции лучше всего описывается одной украинской поговоркой: «як горобець під стріхою».

Патриарх Варфоломей при активнейшем содействии чиновников Госдепартамента США создал ПЦУ и имеет обязательства ее поддерживать, кроме того, он хотел бы получить еще что-то из обещанных храмов и монастырей в Украине, кроме Андреевской церкви в Киеве. Вот и все его интересы. Что же касается папы Франциска, то он думает и о том, как данный визит отразится на его отношениях с РПЦ, и о том, как он будет воспринят в контексте экуменических устремлений по объединению с православными, и о том, как он может повлиять на расклад сил в противостоянии либералов и консерваторов в католическом мире и еще много о чем. Поэтому Ватикан над предложением будет думать, но ответа до поры до времени давать не будет.

Неслучайно выше было акцентировано внимание на содержании повестки визитов патриарха Варфоломея и папы Франциска в Украину, которая была заявлена в пресс-релизах украинских официальных лиц. Это мир на Донбассе. Определенные, пусть даже и символические жесты в сторону прекращения конфликта, освобождения пленных и так далее. А тем временем конфликт обостряется. На линии соприкосновения происходят обстрелы, гибнут люди, стягиваются войска и идет серьезная информационная подготовка к возможному возобновлению активных и масштабных боевых действий. Сорвется ли ситуация в эту пропасть или нет, зависит от многих факторов, анализировать которые здесь не представляется возможным, но вот представить себе визит папы римского в Украину в разгар активных боевых действий для участия в торжествах по случаю 30-летия Независимости – точно нельзя. А вероятность того, что в случае обострения конфликта, «маленькой победоносной войны» не получится ни у одной из сторон очень велика.

Украинскими политологами озвучивается версия, согласно которой во властных кругах есть, с одной стороны готовность к обострению конфликта на Донбассе, а с другой – понимание того, что риски слишком велики. Иными словами, существует огромное желание все же избежать кровопролития, несмотря на то, что к нему подталкивают определенные силы как в середине Украины, так и из-за рубежа. Поэтому можно предположить, что в условиях хрупкого балансирования внутриполитической ситуации в Украине на грани скатывания в горячий конфликт, поспешный визит Д. Шмыгаля в Ватикан и его несогласованное с противоположной стороной приглашение на День Независимости, есть не что иное, как попытка заменить во внутриукраинской повестке тему войны на тему подготовки к торжествам по случаю 30-летия Независимости.

Что означает возможный приезд папы для религиозных организаций

Но светская повестка визитов – это только одна их сторона. Для верующих более важным представляется вопрос религиозного наполнения этих визитов. Ведь если папа Франциск и патриарх Варфоломей приедут в Украину, то программа их пребывания вряд ли ограничится только светскими мероприятиями. В любом случае визит папы Франциска будет означать, как сказал спикер ПЦУ Иван (Евстартий) Зоря еще в 2018 г., что ПЦУ приобретает для Ватикана субъектность. Такой вывод Зоря сделал на основании того, что сайт vaticannews.va в новостной ленте сообщил об избрании Сергея (Епифания) Думенко главой ПЦУ, что было, конечно, очень большой натяжкой. Но вот присутствие понтифика рядом с патриархом Варфоломеем и его подопечным Сергеем (Епифанием) Думенко уже точно будет означать, что Ватикан признает ПЦУ в качестве «наших восточных братьев».

Еще одним следствием визита папы Франциска в Украину вместе с патриархом Варфоломеем и приобретение ПЦУ субъектности для Ватикана будет значительное ухудшение отношений с Русской Православной Церковью. Готов ли понтифик пойти на это – неизвестно. Думается, что для римской курии возможность сохранения канала коммуникаций с РПЦ имеет значительную ценность и в ситуации все более растущей международной напряженности обострять отношения с Москвой отнюдь не в интересах Ватикана.

Вообще следует полагать, что папа Франциск видел объединение католичества и Православия совсем не так, как это выглядит сегодня. Объединение в какой-то форме предполагалось со всей полнотой Православия, по крайней мере, с большинством Поместных Церквей, включая РПЦ. Возможно, именно с прицелом на это и был организован собор на Крите в 2016 г. В его документах предполагалось как зафиксировать особые полномочия Фанара в Православии, так и создать предпосылки для продвижения экуменизма.

За несколько месяцев до Критского собора состоялась встреча Патриарха Московского Кирилла и папы Франциска в Гаване, на которой одной из основных тем стала тема единства. Вот некоторые цитаты из совместного заявления: «С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации. <…> Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1 Пет. 3:15). <…> Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). <…> Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос».

Ради этих «суперэкуменических» пассажей папа Франциск даже согласился признать униатство исторической ошибкой: «Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства».

Казалось бы, делаются шаги ко все более тесному сотрудничеству католиков и православных. Но милостию Божией ситуация стала развиваться несколько в ином направлении. Критский собор по факту не стал всеправославным и соответственно его документы не приобрели статус общеобязательных. Русская, Грузинская, Антиохийская и Болгарская Церкви не принимали в нем участия. Гаванская встреча вызвала волну критики в РПЦ, а сама РПЦ с тех пор стала заметно более консервативной. Все реже представители ОВЦС РПЦ участвуют в различных экуменических мероприятиях, а о Гаванской встрече вообще предпочитают особо не вспоминать. С антиканоническим вмешательством Фанара в церковные дела в Украине патриарх Варфоломей потерял авторитет в глазах сторонников РПЦ, а вместе с ним был и дискредитирован и ассоциирующийся с Фанаром экуменизм.

Таким образом Ватикану теперь приходится довольствоваться перспективами объединения (соединения, сотрудничества, общения – формы могут быть разными) не со всем Православием, а только лишь с Фанаром и теми Поместными Церквями, которые Фанару удалось поставить под свои знамена в связи с признанием ПЦУ. Это Кипрская, Элладская и Александрийская Церкви. Однако и здесь все не так однозначно.

Во-первых, какое-то подобие соборного решения о признании удалось провести только Элладской Церкви. Синод Кипрской Церкви по сути не признал ПЦУ, а всего лишь решил не возражать против поминовения Сергея Думенко архиепископом Хризостомом. «Священный синод Кипрской церкви на заседании 23 и 25 ноября 2020 года подробно обсудил украинский церковный вопрос и проблему, которая возникла в связи с поминанием Епифания как предстоятеля Церкви Украины от имени архиепископа Кипра Хризостомом, и решил не идти наперекор решению предстоятеля», — говорится в официальном заявлении Кипрской церкви. А какого-то соборного обсуждения или решения этого вопроса в Александрийской Церкви не проводилось вообще.

Во-вторых, в самих Церквях, признавших ПЦУ, возникли существенные разногласия между архиереями. Часть из них, и это наиболее авторитетные владыки, высказались резко против признания Сергея Думенко.

В-третьих, признание ПЦУ еще не означает участия вышеозначенных Церквей в экуменических действиях Фанара, хотя и налагает определенные моральные обязательства следовать за своим «первым без равных», коль они уже задекларировали подчинение его авторитету. Вполне возможно, что какие-то шаги Фанара, вроде совместного богослужения с католиками или подписания каких-либо экуменических документов заставят многих иерархов, признавших ПЦУ, выступить против патриарха Варфоломея и отказать ему в повиновении.

В итоге получается объединение совсем уж жиденькое, но останавливаться на этом пути уже не представляется возможными ни для Ватикана, ни для Фанара. Последние заявления из уст патриарха Варфоломея и папы Франциска подтверждают, что экуменические усилия обоих сторон получают конкретные очертания с конкретными датами. Основной такой датой является 1700-летний юбилей Первого Вселенского Собора, который будет в 2025 г. Вполне возможно, что именно к этому моменту будет приурочено возобновление «евхаристического общения» или подписание документа о «восстановлении единства». Но чтобы это произошло необходима серьезная подготовка как общественного мнения, так и мнения иерархии. А для этого нужно, образно выражаясь, запускать пробные шары: организовывать совместные мероприятия богослужебного и иного характера, проводить встречи, обмениваться подарками, имеющими сакральное значение и так далее.

С этой точки зрения приглашение в Украину одновременно патриарха Варфоломея и папы Франциска представляет им обоим очень хороший шанс не просто очередной раз встретиться, а сделать это в кругу подчиненных (относительно подчиненных, в случае с ПЦУ) им структур: Православной церкви Украины и Украинской греко-католической церкви. Структур достаточно многочисленных, чтобы создать очень красивую картинку «единения в любви». А в случае неудачи подобных действий или их критики из одного или другого лагеря всегда можно сказать, что встреча проводилась в рамках светского мероприятия – 30-летия Независимости Украины.

Поэтому вопрос о том, состоится ли совместный приезд в Украину патриарха Варфоломея и папы Франциска остается открытым

Кирилл Александров