Новости

Париж, Москва и «слабое место» – Украина

В условиях заметной нехватки для Киева действительной, а не мнимой поддержки Европы украинской прессе не остаётся ничего иного как лгать читателям, будто за нежеланием европейцев рвать на груди рубаху за территориальную целостность Украины скрывается тонкая дипломатическая игра, конечным итогом которой станет, конечно же, победа Киева везде и над всеми – на фронте и в политике, над ДНР, ЛНР и Россией, вместе взятых.

На фоне довольно устойчивых прагматичных контактов между Москвой и Парижем украинские СМИ решили удивить читателя «инсайдерской» информацией об отсутствии угрозы смягчения позиции французов по вопросу Донбасса и Крыма. Предметом торга ни в коем разе не будет вопрос территориальной целостности Украины, уверяет, например, издание «Европейская правда».

Территориальная целостность Украины не является для Запада священной коровой, которой он никогда и ни за что не пожертвует. Достаточно вспомнить, как президент США Буш-старший настаивал на пребывании Украины в составе России в случае развала СССР, дабы ядерный потенциал самостийной державы не попал в руки национал-дуралеев, которых американцы за серьёзных переговорщиков не считали. То есть при определённых условиях США и Европа могут поступиться принципом неприкосновенности украинских границ, и Франция в том числе.

Сейчас пока таких условий нет. Париж после выхода Великобритании из ЕС выстраивает в координации с Берлином новую политику взаимодействия с внешними игроками. После ухода Лондона Европа стала менее атлантистской и более континентальной, то есть европейская политика стало менее «англосаксонской» и более «немецкой». Уход англичан автоматически привёл к повышению влияния немцев. Французы, исторические соперники Англии, тут же принялись сближаться с немцами. Париж и Берлин объявили о добровольно взятой на себя ответственности за будущее Европы. Контуры франко-германского союза маячат над Европой и очень тревожат Вашингтон. Там понимают, что постепенно теряют статус геополитического монополиста в Европе.

При таких обстоятельствах Париж стремится играть более активную роль в ведущих вопросах европейской безопасности, в том числе по Донбассу и Крыму. Исторически Франция всегда видела в России опору в деле противостояния (в зависимости от ситуации) то Англии, то Германии. Французская внешняя политика по отношению к Москве всегда была эластичной, и что было невозможно вчера, становилось возможным завтра. Спорные вопросы с Россией Париж использовал как средство политического торга, не более.

Таким средством торга для Франции сегодня является вопрос территориальной целостности Украины. При этом Париж стремится к подключению России к стратегическому диалогу с Брюсселем, а не бездумному давлению на неё, опасаясь переориентации Москвы на Китай. Например, французская дипломатия выступает против расширения нормандского формата. Французы заявляют, что следует добиваться более эффективного участия в нём Москвы, а не приглашать «людей со стороны», подразумевая США и Польшу. Париж не хочет, чтобы американцы и их клевреты (поляки) влезли на переговорную площадку и начали играть свою игру. Париж устраивает, что в нормандском формате присутствуют Россия, Украина, Франция и Германия. Это соответствует логике франко-германского дуумвирата в ЕС, а появление там США или Польши лишь загонит ситуацию в тупик. Французы прекрасно знают, что Вашингтон и Варшава заинтересованы в разжигании перманентной вражды между Киевом и Москвой. Американцам это нужно, чтобы оставить после своего ухода в Европе очаг нестабильности, через который можно будет влиять на расклад сил в Европе. Полякам это нужно, чтобы угождать американцам и получить в ответ поддержку своим экспансионистским планам - достижению политического лидерства в Восточной Европе. Франция долгое время блокировала инициативы Польши и Швеции по евроинтеграции Украины.

Париж старается использовать донбасский вопрос дозированно, ровно в той степени, в какой это нужно для сдерживания России на тех направлениях, где её авторитет может потеснить авторитет Франции. Тотальный конфликт с Москвой Париж развязывать не собирается. Франция поддержала возвращение России в Совет Европы и вообще чаще говорит о необходимости диалога с российской стороной. Бывший посол Франции на Украине Жак Фор признаёт, что идея партнёрства с Россией достаточно популярна среди французов. Ради политического выживания кучки выскочек, окопавшихся в Киеве на Банковой, французы не собираются ругаться с Россией.

Париж принимал активное участие в процессе евроинтеграции других стран Восточной Европы и знает цену дешёвым популистским лозунгам киевских политиканов о том, что украинцы борются за европейские ценности. Опытные французские дипломаты наверняка слышали похожие фразы из уст польских, румынских, хорватских, черногорских политиков. Париж понимает, что востребованности стратегического партнёрства с Москвой не отменит какой-бы то ни было конфликт между Россией и Украиной. Это классика мировой политики: крупные страны используют слабые места друг друга для достижения выгодной переговорной позиции по более существенным вопросам, затем наступает период ровных отношений, а «слабые места» забываются. Вечно помнить об Украине в Париже тоже не будут. У каждой страны – свои интересы, и интересы «слабого места» со столицей в Киеве с интересами Парижа не совпадают.

Валентин Лесник