Новости

ПЦУ-СЦУ через год: внутренний раскол и Епифаний с собаками на Афоне

Год назад, 15 декабря 2018 года, в Киевской Софии состоялся так называемый объединительный собор, на котором решением фанарских чиновников от церкви была учреждена ПЦУ, или, как потом оказалось, СЦУ. Спустя год эта двойственность так и осталась, как и раскольничий статус этого украинского религиозно-политического новообразования.  И хотя на самом «соборе» было заявлено об объединении двух неканонических структур – раскольничьей УПЦ-КП и самосвятской УАПЦ, объединения как такового не произошло. Наоборот, «уврачеванный» Фанаром раскол вышел за пределы Украины.

Хоть формально раскольники и самосвяты и должны были самораспуститься, чтобы войти в новообразованную ПЦУ, но на самом деле внутри самой раскольничьей ПЦУ тоже произошел раскол. М.А. Денисенко, называющий себя «патриарх Филарет», после внимательного прочтения текста томоса отказался входить в ПЦУ. Вслед за ним и «предстоятель» УАПЦ заявил о приостановке самороспуска. Однако политический вес пана Мелетича – руководителя автокефалистов – невозможно сравнить с влиянием Денисенко. Дед и отец украинского раскола так и остаётся непримиримым, несмотря на все потуги его «детей» и «внуков», вошедших в ПЦУ. Причем, несмотря на официальную якобы ликвидацию «Киевского патриархата». Статус «почетного патриарха» его явно не устраивает.

«Мы будем бороться за Киевский Патриархат до последнего. Патриархат – это действительно независимая Церковь, потому что Патриархат не может быть в составе другого Патриархата, а статус митрополии позволяет быть в составе другого Патриархата. Синод ПЦУ своими решениями продемонстрировал зависимость от греческой традиции», – заявил М.А. Денисенко в ответ на решения «священного синода» ПЦУ, прошедшего совсем недавно.

Таким образом, Фанар вместо уврачевания не просто зацементировал раскол, но и разбередил эту кровоточащую рану на теле украинского Православия. Ведь вслед за созданием ПЦУ с новой силой начались силовые захваты православных храмов и противозаконные перерегистрации приходов канонической УПЦ МП в раскольничью ПЦУ. Причем официальной пропагандой это откровенное насилие и беззаконие называлось «добровольным переходом в украинскую церковь».  Украинские СМИ вещали о «вале» таких переходов, чего, конечно, не было и не могло быть. Очевидно, властям нужно было продемонстрировать хоть какие-то достижения. Однако в действительности в раскольничью ПЦУ за год перешло менее 1% всех православных приходов. Причём законность и этого ничтожного числа под большим вопросом. Такие неутешительные для  пэцэушников и фанариотов цифры озвучил управляющий делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Бориспольский и Броварской Антоний в недавнем интервью телеканалу «Россия-24». Он подчеркнул, что с декабря 2018 года раскольниками были захвачены около 100 храмов УПЦ МП, незаконно перерегистрированы 220, добровольно сменили юрисдикцию около 78 приходов. Из более 12 тысяч приходов, которые имеет УПЦ МП, это составляет менее 1%, притом что некоторые приходы после этого уже вернулись в лоно канонической Церкви Московского Патриархата.

«В такие периоды происходит самоочищение. Ведь кто от нас ушёл? Ушли те, кто плел разные сплетни, раздоры внутри Церкви, кто самоутверждался, кто о себе был очень высокого мнения... Остались люди, верные Богу, Церкви, верные своей присяге – и священнической, и архиерейской, те, кто живет за Христа и во Христе», – отметил митрополит Антоний. И его слова справедливы в отношении не только УПЦ МП. Да и сама пресловутая автокефалия оказалась фикцией.

После провальных для Порошенко президентских выборов, процесс «переходов» в ПЦУ существенно замедлился. Но не прекратился. Очевидно, окончательному фиаско ПЦУ помешало кажущееся внезапным признание раскольников Элладской и Александрийской Поместными Православными Церквами.  Можно долго рассуждать о том давлении, под которым эти признания были получены. Очень хорошо по этому поводу сказал Патриарх Кирилл: «То, что мы сегодня видим – это не результат инициатив, проистекающих от Церквей, это результат того, что какие-то Церкви не сумели выдержать давления, о чем мне Предстоятели Церквей прямо и говорят: на нас давят, на нас давили. На что я отвечаю: вы нам тут, в России, про давление ничего не рассказывайте. Мы через такие давления прошли в течение XX века. И не просто прошли через тяжёлые разговоры с власть имущими – наши предки прошли через тюрьмы, лагеря, через Бутовский полигон, но никогда Русская Церковь не преклонила колен перед теми, кто это давление оказывал».  Для иных иерархов «жизнь в спокойных условиях создала некое впечатление благополучия», и в результате «даже такое, дипломатическое давление, которое, несомненно, было оказано на целый ряд Церквей, в первую очередь греческих, кто-то не смог игнорировать», – отметил Патриарх Кирилл в одной из недавних проповедей.

Однако такой шаг привел к разделению внутри этих Поместных Церквей, поскольку далеко не все иерархи согласны с решением Священноначалия. От главы Элладской Церкви (ЭПЦ) требуют публикации документов, на основании которых была признана раскольничья ПЦУ. Мало того, в епархиях и монастырях категорически отказываются принимать т.н. клириков и паломников ПЦУ. Многие епархиальные архиереи ЭПЦ выступают  против признания украинских раскольников и призывают к  созыву  Всеправославного Собора по украинскому вопросу даже без участия Экуменического Патриарха Варфоломея. С подобной инициативой выступил и Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. 

Аналогичная ситуация разделения наблюдается и в Александрийской Церкви. Так, Патриарх Александрийский Феодор получил письмо с изображением фрагмента фрески «Поцелуй Иуды» и собственной фотографией с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, после того как помянул главу ПЦУ  «Епифания» Думенко  на литургии во время богослужения на Кипре. Причём Священноначалие Кипрской Православной Церкви просило его не поминать Думенко у них на службе.  Не все согласны с курсом Патриарха Варфоломея и в Константинопольской Церкви, но эти авторитетные богословы предпочитают помалкивать.

Наиболее чётко разделение видно на Святой Горе Афон. Здесь Патриарха Варфоломея поддерживает только 7 из 20 игуменов монастырей. Более чем характерно, что во время последнего визита Экуменического Патриарха на Афон его безопасность обеспечивали 100 полицейских, в том числе группа полиции Греции по пресечению и предупреждению преступности, и специально обученные собаки. Об этом сообщило греческое интернет-издание Vimaorthodoxias.

Интересную оценку происходящему дал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, заявивший по итогам переговоров с главой МИД Греции Никосом Дендиасом:  «Глава раскольнической так называемой ПЦУ Епифаний публично заявлял, что создание этой структуры было бы невозможным без прямой поддержки США. И сейчас становится очевидным, что США не хотят ограничиваться тем, что уже было сделано, и пытаются продвигать раскол в православном мире в целом». В свою очередь, заместитель председателя ОВЦС УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич назвал томос, выданный Фанаром  украинским раскольникам,  «духовной берлинской стеной для украинского Православия».

При этом раскольничья ПЦУ – причина этого раздора – продолжает терять привлекательность для украинцев. Наверное, предложение «Епифания» Думенко перенести празднование Рождества Христова с 7 января на 25 декабря, было призвано популяризировать эту структуру. Очевидно, что направлено оно было на внешних по отношению к Церкви людей, соблюдающих лишь обряды. Таковыми являются политически мотивированные прихожане ПЦУ. Но в действительности перенос даты празднования Рождества Христова еще более маргинализирует ПЦУ. Ведь даже униаты, с восторгом поддержавшие скандальное предложение Думенко, отмечают Рождество 7 января.

Известный киевский священник, архимандрит Алипий (Светличный) выразился об инициаторах переноса праздника Рождества Христова на западный манер, как о «чуждых элементах», которые «влезают в Церковь». «Они не ценят отеческое наследие, стройность и красоту церковного замысла, величие предстояния Богу, совокупности поколений в опыте следования спасительным путем. Они замечают только то, что им неудобно, что их не устраивает. Такие пытаются приватизировать Церковь не как Тело Христово, а как организацию религиозного содержания».  Отец Алипий подчеркивает: «Некоторые радетели из признанных Фанаром раскольников даже стали заявлять, что Григорианский, мол, календарь более точный, чем Юлианский, а потому праздновать Рождество надо определённо 25 декабря по календарю папы Григория. При этом, совершенно забыв упомянуть, что пресловутое зимнее солнцестояние, к которому привязывали праздник на Западе, уже тоже ушло с 25 декабря нового стиля. И впору переносить «их» празднование на 22 декабря». И задает риторический вопрос: «А что, «обновители», слабо это сделать?» 

Очевидно, с целью хоть как-то приостановить усиливающуюся деградацию ПЦУ затеяна и новая волна «патриотического законотворчества» в отношении УПЦ МП. Как известно, минкульт вновь заговорил о переименовании самой большой конфессии Украины. По мнению «патриотов», название УПЦ должна получить ПЦУ. Со всеми последствиями. Как говорится, было ваше – стало наше. Осознавая, что под вывески ПЦУ и СЦУ народ не идёт, эти деятели решили, что достаточно украсть название – и все приходы, храмы и монастыри тут же станут принадлежать пэцэушникам, а верующих это должно вынудить принять правила раскольников. Но из этого ничего не выйдет: там, где захвачены силой храмы и приходы УПЦ МП, местные жители и священники строят новые к превеликому раздражению раскольников.

Таким образом, т. н. «объединительный собор», положивший начало ПЦУ, на самом деле стал разъединительным. В мировом масштабе. В то же время, согласно отчету управделами УПЦ МП митрополита Антония (Паканич), каноническая УПЦ МП за 2019 год увеличилась на 246 приходов.

Вера Надеждина