Новости

Печатный станок: инфляция или дефолт

Если даже Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева и решит помочь нам, вероятнее всего, Украина вынуждена будет объявить дефолт.

Судите сами, по данным Минфина, Украине в 2020 г. необходимо выплатить 169,2 млрд. грн. по внешним долгам и 231,5 млрд. грн. по внутренним (преимущественно по обязательствам украинских государственных облигаций – ОВГЗ). В целом – более 400 млрд. грн. по госдолгу! Где брать деньги? Особенно в этих условиях, когда Государственная казначейская служба уже официально сообщила, что на 24 марта план по доходной части госбюджета-2020 выполнен всего на 65,1% (недополучено около 35%, т.е. более 34 млрд. грн.). Второй квартал по сборам будет значительно хуже.

А когда еще не эпидемия, а только ее тень легла на украинские рынки, легкая паника охватила власть и вызвала огромные проблемы в экономике. Более того, такие дорогие займы от размещения ОВГЗ были просто не просчитанной (?) экс-министром финансов г-ой Маркаровой авантюрой, лишенной всякого экономического смысла. В условиях эпидемии – это вообще нанесение ущерба украинской экономике и обычным гражданам. Особенно учитывая тот факт, что мировая рецессия из-за пандемии коронавируса становится главной причиной резкого падения экономической активности, в т.ч. и на украинских рынках, стремительно сокращая как валютную выручку, так и деловую активность, что в свою очередь оказывает мощное давление на потребительские доходы и расходы.

И снова г-да Зеленский и Шмыгаль, как в свое время Порошенко и Яценюк, вытягиваются с протянутой рукой перед директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой. Ничего не изменилось, разве что в этот раз деньги фонда – это всего лишь преддефолтный кредит. Думаю, в ОП и Кабмине ждут только подходящий повод, чтобы объявить дефолт. Причем не только украинские предприятия, но и местные банки ждут самые тяжелые времена: в стране уже началась «депозитная лихорадка» по массовому съёму гривневых депозитов. Надвигающаяся из-за дефолта паника все больше приближает ряд банков и компаний к неизбежному банкротству. К тому же обрушение спроса еще долго будет ослаблять гривну.

Совершенно очевидно, что после завершения эпидемии произойдет переформатирование украинских рынков и кардинально изменится структура финансовых потоков. Все предприятия-банкроты и неплатежеспособные банки будут скуплены за копейки. И, конечно, в мире неизбежно разорятся целые государства. Вот почему сейчас перед украинской властью с особой остротой стоит триединая задача:

     во-первых, найти и внедрить наиболее эффективный метод борьбы с распространением коронавирусной инфекции;

     во-вторых, выработать наиболее жесткую логику и эффективные правила выживания в условиях эпидемии коронавируса;

     в-третьих, быстро запустить украинскую экономику с поэтапным разрешением проблем малого и среднего бизнеса после карантина (или чрезвычайного положения), чтобы смягчить последствия дефолта.

Положение просто аховое, и спорить тут нечего, ведь из-за пандемии коронавируса Украина ко всему прочему еще и выпала из фокуса международной повестки Запада. У стран Евросоюза и США своих проблем предостаточно. Даже лучшая в мире медицина и первая на планете экономика не справляются с эпидемией. Так, 24 марта Америка впервые «обошла» Испанию, всего: 381 621/16 563, Италия: 63 927/6077; США: 46 442/590; Испания: 35 146/2 311.

В Америке теперь говорят: «Когда экономике плохо, люди покупают оружие». После объявления 13 марта президентом Трампом о введении общенационального чрезвычайного положения из-за пандемии коронавируса (было выделено 50 млрд. долл. из федерального бюджета для борьбы с вирусом), продажи в специализированных магазинах оружия и боеприпасов увеличились на 50%.

А чего тогда мы шумим в Украине?

Также следует отметить, что за прошедшую неделю баланс Федрезерва США увеличился на 350 млрд. долл. – до рекордных 4,7 млрд. В свою очередь, покупая американские облигации, ФРС понижает ставки в экономике и увеличивает для предприятий реального сектора доступность к кредитным ресурсам банков.

Ну а в понедельник – 30 марта – Дональд Трамп должен объявить решение администрации США относительно того, каким путем Америка будет идти дальше. Но уже сейчас Трамп заявил: «Америка вновь и скоро будет открыта для бизнеса. Очень скоро. Намного раньше, чем через 3 или 4 месяца». 

Вот так, конкретно и по пунктам, американские власти реализуют комплексный антивирусный план.

А разве украинские финансовые власти не понимают, что лишь монетарными методами один Национальный банк Украины с этой эпидемией не справится?! Нужны совместные решения Кабмина и госрегуляторов. Думаю, излишне объяснять, как резкое сокращение потребления и сферы услуг ударит по ВВП нашей страны. Украинская экономика гарантированно сваливается в рецессию. Правда, наконец-то замглавы Офиса президента Юлия Ковалив 24 марта в ходе онлайн-дискуссии СOVID-19 честно призналась, что допускает падение ВВП Украины из-за коронавируса на 5% в этом 2020 г.

Что делать в такой тяжелейшей ситуации? Вопрос не праздный и касается каждого из нас. И даже трудно предположить, какой ужас творится в самом узком кругу олигархов. Что будет дальше? По оценкам экспертов, сейчас заняли диаметрально противоположные позиции два союза: с одной стороны, Коломойский с Аваковым, с другой – Ахметов с Пинчуком. И если первые выступают за жесткую переговорную позицию с МВФ и за объявление дефолта, то вторые – за выполнение всех требований МВФ для получения очередного транша кредита, чтобы не допустить дефолт. Не сомневаюсь, и те и другие осознают: этот большой кризис всерьез и надолго.

 В отличие от дефолта, который, вероятнее всего, во второй половине 2020 г. накроет нас двумя ударами – обвальным падением рынка ОВГЗ и девальвацией гривни, сейчас нас в лучшем случае ждет депрессия – нехватка денег. Поэтому не только населению и украинскому бизнесу, но и министрам с народными депутатами надо поторопиться осваивать науку экономить. Если у политических лидеров не хватит компетенции и воли, то всем нам надо ориентироваться на длительные трудности. Учитывая то обстоятельство, что гривна и наши рынки продолжают оставаться под сильным давлением: высокий курс гривни говорит о фундаментальной слабости национальной валюты. К этому добавляется инвестиционный спад, экономический кризис, бегство из страны капитала. И никто не знает, как (или не хочет) остудить пыл спекулянтов.    

Примечательно также и то, что никто из наших властей так и не признал своих ошибок. Значит, текущую ситуацию топ-чиновники и законодатели будут и дальше сознательно усугублять.

А сейчас задачи перед ними стоят очень важные, требующие сильных и верных решений. Судите сами: обваливается гривна – быстро растут затраты на обслуживание внешнего долга и на приобретение импортных потребительских товаров и продуктов. Укрепляется гривна – резко снижаются валютные доходы и резервы Украины. И, к сожалению, украинские власти так до сих пор не представили свой антивирусный план. Поэтому апрель, полагаю, будет пострашнее.

 И в заключение снова возвращаюсь к главному вопросу: где Кабмину Шмыгаля брать деньги? Если запускать печатный станок – будет высокая инфляция! Не делать этого – будет дефолт!

Александр ГОНЧАРОВ