Новости

Переговоры в Берлине: Окно возможностей по миру — не ранее 2019 года

Встреча четырех глав МИД на вилле Борзиг в Берлине прошла после почти полуторагодичной паузы в «нормандском формате». В изложении немецкого министра Хайко Мааса результаты выглядят так: договоренность об обеспечении прекращения огня, отвод тяжелых вооружений (конкретная локация — Станица Луганская) и военных, а также разминирование территорий.

Французский министр Жан-Ив Ле Дриан перевел диалог в прикладное русло — защиту гражданских объектов, в частности, фильтрационной станции в Донецке, страдающей от обстрелов. Главные аспекты — введение миротворцев ООН и политическую часть Минских соглашений — задели «по касательной»: много противоречий. Ведь глава МИД РФСергей Лавров акцентировал на «незыблемости Минских соглашений» (вопрос, спорный для Киева) и формуле нынче президента ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера. «Киев не позволяет ей лечь на бумагу и обрести юридическую значимость», — заключил Лавров.

«РФ давит с принятием именно этой формулы, ведь смысл ее — в предоставлении части Донбасса специального статуса, проведении амнистии и выборов, лишь после чего Украине передается контроль над участком границы, что не устраивает Киев», — пояснил политолог Валентин Гайдай. Любопытно, что на пресс-конференции после встречи глава МИД Украины Павел Климкин обратил внимание как раз на выступление российского коллеги. «В первый раз была реальная дискуссия, очень сложная для Лаврова, — отметил он. — В результате он вынужден был признать, что позиция по некоторым пунктам нуждается в дальнейших дискуссиях». Также Климкин отметил важность вопроса обмена заложниками/пленными. «Никаких политических соглашений не было достигнуто, поэтому, как всегда, попытались прикрыть провал «обменами», «разведением» и «социальной инфраструктурой», — позиции РФ, Украины и Германии с Францией существенно отличаются», — пояснил политолог Руслан Бортник.

По его словам, РФ делает ставку на время и внутриполитические изменения в Украине, Германия с Францией опасаются эскалации конфликта и «продают» себя в роли посредника России, а в Украине уже начинается предвыборная кампания. В целом же реальное «окно возможностей» по урегулированию ранее 2019 года, по мнению Бортника, не откроется. «Климкин и Лавров имитировали перед европейцами принципиальное несогласие в вопросе о мандате миссии ООН на Донбассе. Хоть все уже согласовано в рамках «плана Расмуссена» (плана Трампа-Путина), — не согласен с ним политэксперт Дмитрий Корнейчук. — Суть встречи была в легализации на уровне «нормандского формата» идеи миротворцев».

Помощь сайту Сбербанк: 4274 3200 6835 7089

По его мнению, в пользу такого предположения свидетельствует высказывание так называемого главы ДНР Александра Захарченко, который якобы поддержал ввод «голубых касок» в регион. «В целом стороны призывают Киев и Москву вести поиск консенсуса, а это — предложение пойти на уступки: РФ — в вопросе миротворцев, Украине — в вопросе разрешения политической части «Минска» (амнистия, особый статус регионов Донбасса)», — убежден политолог Валентин Гайдай.

Тарас Козуб