Новости

Плоды МАСКАрада

В Киеве запускают метро. В последние пару дней граждан стали пускать в общественный транспорт, а вчера боязливо забегали первые маршрутки. Открылись магазины и лавки. Население приободрилось, массово поснимало маски, выкинуло антисептики и дружными рядами отправилось на шашлыки. При этом заболеваемость коронавирусом продолжает расти. Но это мало кого волнует, кроме торговцев COVID-ассортиментом, на который падает спрос. И так во всем мире. Скоро мы будем затоварены избыточными масками, защитными костюмами и прочим, как некогда лошадиными противогазами.

 

Несколько лет назад любимой историей чиновников, которую они охотно рассказывали журналистам, были противогазы для лошадей, в огромном количестве находящиеся в Госрезерве. Украина получила их в наследство от СССР в виде так называемого мобилизационного запаса на случай войны.

Нечто похожее произошло 10 лет назад во время эпидемии “свиного гриппа”. В начале апреля мы опубликовали статью “А ВОЗ и ныне там”. В ней мы рассказали, опираясь на материалы доклада Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 5 июня 2010 года и публикаций «Британского медицинского журнала», что фармацевтические гиганты решили мобилизовать ВОЗ – нагнетать панику и настаивать на массовой иммунизации населения. Причем рекламируя и продвигая лекарства конкретных фармацевтических компаний.

В результате на финише тогдашней эпидемии образовались колоссальные избытки неиспользованных доз вакцины, заказанных странами по настоянию ВОЗ у фармацевтических гигантов. Франция тогда решила отказаться от 50 млн. доз из заказанных 94 млн., Германия – от половины из заказанных 50 млн. доз. Великобритания начала переговоры с поставщиками о снижении объема закупок. Испания хотела вернуть неиспользованную вакцину обратно, а Нидерланды и Швейцария предлагали отгрузить невостребованный препарат в страны, где его все еще не хватает. Подозреваю, что таким образом часть вакцин от свиного гриппа попала в Украину. Но дело не в этом.

Сейчас избыточной вакцины на складах нет. Потому что ее еще только изобретают. Как всегда впереди планеты всей оказались китайцы – они уже проводят испытание сразу пяти вакцин от коронавируса на группе добровольцев. Европейцы не такие шустрые и пока ограничивают исследование лабораторными мышами. Не летучими, как в Ухане, а обычными. Как раз к завершению паники вокруг пандемии что-то и сварганят.

Но отсутствие вакцины не означает, что не активизируется выпуск других лекарств. И не только лекарств, а разного медицинского оборудования, включая пресловутые “вентиляторы для легких”, тепловизоры, градусники, аппараты для диагностики. А также масок и защитной одежды.

Поскольку при этом в мире усилилась тенденция к защите национального производителя, то страны не объединяются, а наперегонки соревнуются в производстве всего этого добра. Штука в том, что любое производство – это инерционный механизм. Только китайцы, наверное, могут за считанные дни сконструировать, сертифицировать и пустить в серийное производство мобильные госпитали, чтобы удовлетворить высокий спрос на них внутри страны и за ее пределами. Но еще неизвестно, что сложнее – оперативно наладить выпуск таких госпиталей или быстро остановить конвейер.

Понятно, что мобильные госпитали – это не патроны, которые “утилизируются” боевыми действиями. Когда все желающие страны и корпорации запасутся такими “игрушками”, спрос на них резко упадет. И больше не восстановится.

То же самое касается вышеупомянутых аппаратов ИВЛ, медтехники, медицинских масок, халатов и бахил. Вспомним, что в начале карантина достать медицинскую маску было настоящей проблемой. Цены взлетели до небес. Ощущался жесточайший дефицит.

Теперь этого добра – хоть пруд пруди. В аптеках завалено, в хозяйственных магазинах целые горы оптовых упаковок, на каждом углу в крупных супермаркетах и торговых центрах стоят аппараты, похожие на кофейные, по выдаче таких масок. Суешь 20 грн. – получаешь заветный сверток.

Не стоит при этом забывать, что защитная продукция на сегодняшний день запрещена к вывозу из Украины. А некоторые высокопоставленные должностные лица чуть не посадили в тюрьму сгоряча за продажу масок на экспорт еще до введения ограничений. Это я на экс-премьера Алексея Гончарука намекаю.

Причем, если отталкиваться от пресловутой формулы Ульяны Супрун, которую она применяла к забракованной медреформе – “деньги ходят за пациентом”, то за коронавирусом они ходят, не отставая. Из собственных бюджетных средств наскребли 15 млрд. грн. Европарламент проголосовал за выделение Украине 1,2 млрд. евро финансовой помощи на борьбу пандемией. Плюс другая помощь. И все это надо освоить!

Не удивительно, что многие украинские предприятия срочно переориентировали свое производство на выпуск чего-то антикоронавирусного. Хорошо, если это потенциально перспективные направления на все времена, такие как упаковочная продукция для доставки продуктов, и медизделий, специальные контейнеры для утилизации медицинских отходов, санитарно-гигиенические товары (мыло, гели для душа, влажные салфетки и аэрозоли, обладающие дезинфицирующими свойствами). Или хотя бы лекарства или субстанции для их производства.

Но оказалось, что (за исключением перчаток и дезинфекторов, которых выпустили великое множество) все ресурсы направлены в одно русло – это маски и защитные костюмы. Которые шьют из чего угодно, без какой-то особой защиты в расчете на ажиотаж.

Подрядись на это дело оставшиеся без работы швейные предприятия. В самом деле, куда им деваться, если ТЦ, магазины и бутики закрыты, интернет-торговля оптовые продажи не вытягивает. Склады забиты новым коллекциями транснациональных сетевых компаний, но их тоже не раскупают. И не только потому, что нет денег (хотя это важно), а и по причине домоседства. Дома можно и в халате сидеть, в продуктовый магазин или ближайшую аптеку в тренировочном костюме сбегать, кому нужны “от кутюры”?

В результате читаю на профессиональных сайтах истории из серии: “Продажи упали, заказов нет, чем загрузить коллектив и как минимизировать убытки, вызванные остановкой производства и продаж? Решили шить защитные маски”. Дальше выясняется, что спохватились не одни они, шить стали все, и снова проблема – как эти маски сбыть. Просят ограничить импорт (!), который мы же сами и разогрели, воплями: нет масок, нет защиты, срочно закупаем.

А закупить – это не так просто. Нужно заказать, проплатить, стать в очередь за продукцией (не одни же мы такие умные). Вот и получилось, что заказанные в конце марта в Китае “маскхалаты” и маски только сейчас закончили отшивать. А законтрактованные в апреле – прибудут в конце июня. Когда весь этот МАСКАрад уже завершится. И что мы с ними делать будем? Водителям маршруток раздавать? Вместо униформы?

Конечно, ложка хороша к обеду. Но в условиях дикой паники, давления общественного мнения, при отсутствии здравого смысла и четкого планирования никто всерьез не задумывался, как рациональнее всего потратить деньги с учетом производственного цикла. Главное было отрапортовать – мы все делаем, насытить спрос, погасить ажиотаж и освоить бюджет. Этот пункт – незыблемое правило любой щедро оплаченной казенными деньгами суеты.

Но, как говорится, нет худа без добра. Борьба с коронавирусом повысила спрос на наши грузовые авиалайнеры Ан-225 и Ан-124. В то время как обычные пассажирские перевозки остановлены, украинские самолеты "Мрия" и "Руслан" не имеют отбоя от клиентов, которым нужно доставить тяжелые грузы. И не важно, что самолеты энергозатратные, а каждый рейс – “золотой”. И вообще их не для перевозки масок строили, а космические корабли таскать и военную технику доставлять. За ценой сейчас никто не постоит. А вот в дальнейшем не исключены разбирательства на тему, почему на то потратили, а не на это. У нас всегда так.
 

Галина Акимова

Раздел "Авторы" является площадкой свободной журналистики и не модерируется редакцией. Пользователи самостоятельно загружают свои материалы на сайт. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Редакция не отвечает за достоверность изложенных автором фактов.