Новости

По примеру Карабаха: Украина собирается испытать турецкие беспилотники на жителях Донбасса

Украинские телеграм-каналы сообщают о переброске в Краматорск шести ударных беспилотников турецкого производства Bayraktar TB 2, отличившихся в войне против Арцаха.

Турецкое «чудо-оружие» уже в ВСУ

Военные успехи азербайджанской армии в Нагорном Карабахе породили у украинских нацистов нескрываемое желание реализовать «блицкриг» в Донбассе. Наиболее упоротые в своих извращённых фантазиях даже умудрились сравнить Горловку с Шушей и гадали, «сколько «ваты» сбежит» из Донецка, после того как ВСУ захватят Горловку.

Наибольший восторг у последователей человеконенавистнических идей Гитлера и Бандеры вызвали многочисленные видео ударов турецких беспилотников Bayraktar TB 2 по позициям и боевой технике армянских военнослужащих. Турецкие ударные дроны, доказавшие свою эффективность в условиях слабой противовоздушной обороны армии НКР, превратились в представлении жаждущих реванша украинских нацистов в самое настоящее «чудо-оружие», на которое они возлагают, наверное, не меньшие надежды, чем Гитлер в конце войны на «Фау-2».

В начале 2019 года Украина закупила у Турции один ударный комплекс в составе шести единиц «байрактаров», две станций управления и 200 ракет на общую сумму 70 млн долларов. В марте 2019 года они прошли испытания на военном полигоне в Хмельницкой области, на которых присутствовала вся военная верхушка киевского режима, включая тогдашнего президента Петра Порошенко и председателя Совета по национальной безопасности и обороне (СНБО) Александра Турчинова. Как отмечал украинский военный эксперт Михаил Жирохов, сразу после испытаний «байрактары» были отправлены в Донбасс, в зону ООС, где по состоянию на май 2019 года находились в зоне ответственности 35-й бригады морской пехоты ВСУ, дислоцировавшейся под Докучаевском. Однако достоверные данные об их боевом применении отсутствуют.

В то же время в апреле 2019 года разведка ДНР сообщала о вскрывшихся в ходе испытаний недостатках турецких дронов, среди которых следует выделить завышенную в официальных тактико-технических характеристиках (ТТХ) высоту, постоянные сбои в системе управления и высокую уязвимость перед системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). После смены власти в Киеве о них на некоторое время «забыли». Точнее, пиар на этом виде оружия на время отошёл на второй план. Новый импульс к его возобновлению дала мощная реклама турецких дронов и демонстрация успешного применения дронов в Сирии, Ливии и особенно в Нагорном Карабахе.

Так, в начале октября 2020 года о намерении Украины закупить в Турции ещё 48 «байрактаров» заявил гендиректор «Укрспецэкспорта» Вадим Ноздря. 16-17 октября украинский президент Владимир Зеленский посетил с официальным визитом Турцию, где тоже поднимался вопрос о приобретении Украиной турецких беспилотников. Более того, по информации СМИ, заключённое Киевом и Анкарой межправительственное военное соглашение предусматривает поставки на турецкие дроны украинских комплектующих (а именно двигателей, которые делает запорожский «Мотор Сич», и оптики, производимой черкасским «Фотоприбором»). Кроме того, рассматривается возможность совместного производства ударных БЛА на территории Украины.

Однако для всего этого необходимо время. А пока Украина вновь перебросила в Донбасс все шесть имеющихся в её распоряжении ударных беспилотников Bayraktar TB 2, сообщил 18 ноября 2020 года телеграм-канал «Черговий ООС». Ожидается, что базироваться они будут на аэродроме в Краматорске. Несмотря на то, что это в первую очередь психологический и пропагандистский эффект, вполне укладывающийся в попытки проведения аналогий между Донбассом и Нагорным Карабахом, нельзя исключать их применения в случае очередного военного обострения на линии соприкосновения.

Чем ответит Донбасс на террор «укролюфтваффе»?

Более того, оно наверняка последует. Не секрет, что в подразделениях вооружённых сил ДНР и ЛНР сохраняется жёсткий запрет на ведение даже ответного огня. Применение же украинскими вооружёнными формированиями ударных беспилотников кустарного производства (к обычному разведывательному аппарату, а то и квадрокоптеру гражданского назначения цепляется небольшой боеприпас, который затем сбрасывается на позиции противника или гражданские объекты) регулярно приводит к жертвам как среди военнослужащих ДНР, так и мирных жителей Донбасса. Наиболее вопиющий случай произошёл в апреле этого года под Горловкой, в посёлке Широкая Балка, когда сброшенный с украинского беспилотника боеприпас убил юную Мирославу Воронцову и тяжело ранил ещё одного человека. Вряд ли киевские каратели упустят возможность безнаказанно поубивать тех, кого они давно расчеловечили и заочно приговорили к смерти и концентрационным лагерям. Да ещё и продемонстрировать это на видео, преподнеся как очередную грандиозную «перемогу» над «колорадами».

В обозримом же будущем на вооружении ВСУ может появиться несколько десятков распиаренных «байрактаров» или их аналогов. К сожалению, необходимо констатировать, что эти «вундервафли» представляют серьёзную угрозу как для военнослужащих ДНР и ЛНР, так и гражданского населения Донбасса. Причина та же, что и в Арцахе, — слабость системы ПВО и отсутствие современных эффективных средств РЭБ. Помимо традиционных ПЗРК и «зушек», основу противовоздушной обороны республик составляют зенитно-ракетные комплексы «Стрела-10», разработанные в далёкие 1970-е годы. Кроме того, есть некоторое количество ЗРК «Оса-АКМ», которые были приняты на вооружение в 1980 году. Согласно их ТТХ, они могут поражать цели на высоте 3,5-5 километров при дальности до 5 («Стрела-10») и до 10 («Оса-АКМ») километров.

Иными словами, они не только не способны бороться с новейшими ударными беспилотниками, поражающими цели с высоты в 7-8 километров и на примерно такой же дальности, но и не могут их даже обнаружить. При этом сами ЗРК этого типа представляют для «байрактаров» лёгкую добычу. Так, уже в первые часы после начала операции Вооружённых сил Азербайджана в Нагорном Карабахе, 27 сентября 2020 года Баку отчитался о 12 уничтоженных армянских ЗРК «Оса». Даже если принять во внимание традиционное завышение потерь противника сторонами, очевиден тот факт, что Азербайджан в первые дни конфликта вывел из строя значительную часть средств ПВО противника. При этом достоверно подтверждено уничтожение армянами лишь двух турецких беспилотников Bayraktar TB 2. Счёт слишком неравный.

В то же время опыт сражений в сирийском Идлибе и Ливии показывает, что хвалёные турецкие беспилотники отнюдь не являются неуязвимым «чудо-оружием». С ними вполне успешно справляются российские зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Э» и ЗПРК «Панцирь-С1». Так, в конце февраля — начале марта этого года в Идлибе турки за несколько дней лишились по меньшей мере 7 «байрактаров» и 6 БПЛА Anka-S.

Остаётся лишь надеяться, что возобновление применения Украиной в Донбассе боевой авиации, в том числе беспилотной, будет расценено как окончательный выход киевского режима из Минских соглашений, что не только повлечёт за собой сильные порывы «северного ветра», но и приведёт к тем самым тяжёлым последствиям для украинской государственности, о которых предупреждал киевский режим президент РФ Владимир Путин.

Дмитрий Павленко