Новости

Почему мы должны выйти на крестные ходы в день Торжества Православия

Предстоятель УПЦ призвал верующих в день Торжества Православия выйти в своих городах на крестные ходы в защиту Церкви. Почему это настолько важно?

Великий пост – не только время углубленной работы над своей душой, это еще и период, когда особо усиливаются атаки на Церковь и на верующих. В 2019 г. на время поста пришелся апогей предвыборной президентской кампании, во время которой тогдашний президент П. Порошенко всеми силами продвигал Томос, пытался загнать в ПЦУ как можно больше общин УПЦ и заявлял, что верующим канонической Церкви вообще нечего делать в Украине. В 2020 г. на Великий пост пришлись карантинные ограничения в связи с коронавирусом: УПЦ обвиняли в несоблюдении эпидемиологических предписаний и с ужасом говорили о предстоявшей Пасхе, как чуть ли не о надвигающейся катастрофе. В этом 2021 г. в Великий пост эти два явления – гонения на Церковь и очередная волна коронавируса – совпали. Мы видим учащающиеся нападения на храмы и верующих, видим очевидный разворот властей в сторону ПЦУ. В этом году в Украину привезут не какой-то там Томос, у нас появится сам Константинопольский патриарх. Соответственно и гонения против УПЦ, возможно, станут еще большими, чем при Порошенко.

При этом Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своем Благословении пастве на Великий пост 2021 г. говорит в первую очередь о покаянии, смирении и молитве. Это является отображением мировоззрения Предстоятеля УПЦ: наибольшая ценность – это душа человеческая, наивысшая цель жизни – добрый ответ на Суде Божием, наиважнейшее дело человека на земле – стяжание Святого Духа.

Блаженнейший Онуфрий: «Самая важная цель поста – это смирение перед Богом. Человек, смиренный перед Богом, всегда стремится к добру. Отсутствие смирения порождает гордость, вражду, противостояние, войны, которых, к сожалению, в нашем мире сегодня очень много. Надо всегда помнить, что всем нам путем смирения и искреннего покаяния необходимо преобразиться».

И уже после слов о самом главном для спасения души человека Митрополит Онуфрий говорит о том, что верующие перед лицом недружественных действий со стороны государства должны занять активную гражданскую позицию для отстаивания своих прав.

Блаженнейший Онуфрий: «Не может не волновать нас и то, что до сих пор, несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в нашем государстве не отменены законы, которые были приняты предыдущей властью и которые существенно ограничивают права верующих Украинской Православной Церкви. Хотелось бы, чтобы голос наших верующих все же был услышан. Поэтому благословляю в первое воскресенье Великого поста, когда будет праздноваться Торжество Православия, во всех епархиальных центрах нашей Церкви провести традиционные для этого дня крестные ходы и молитвенные стояния, с учетом эпидемической ситуации. Мы должны с молитвой на устах и ​​святынями в руках пройтись по улицам родных городов, чтобы засвидетельствовать и нашу верность Святому Православию, и нашу любовь к родной Украинской земле – нашему земному Отечеству. Мы – граждане Украины, и у нас есть отвоеванное кровью наших предков право исповедовать Православную веру так, как это завещали Апостолы Христовы и Святые Отцы».

Обратим внимание на последние слова Блаженнейшего Онуфрия.

Во-первых, что значит исповедовать православную веру так, как это заповедали Апостолы и Святые Отцы? Это значит, применительно к сегодняшней церковной ситуации, веровать «Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». В силу того, что Церковь едина, в Украине не может быть нескольких церквей, одинаково являющимися Церковью Христовой. А это значит, что человек верующий в вышеупомянутое определение Символа Веры должен стоять на позиции, что только одна из четырех религиозных организаций в Украине: Украинская Православная Церковь (УПЦ), Православная церковь Украины (ПЦУ), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) или Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) является Церковью Христовой.

История говорит нам о том, что католичество окончательно отпало от Церкви Христовой в 1054 г., поэтому мы не можем признавать Церковью Христовой УГКЦ, так как это католическая религиозная организация, признающая все еретические заблуждения Ватикана и подчиняющаяся римскому папе. Что же касается ПЦУ, то две структуры, на основании которых она была создана в 2018 г., также отпали от Церкви Христовой. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) в 1919 г., а Украинская православная церковь Киевского патриархата в 1992 г.. В Украине только УПЦ является истинной канонической Церковью, которая живет в по законам Евангелия, по заповедям Апостолов и по наставлениям святых отцов. Принадлежать этой Церкви, исповедовать Ее единство, утверждать то, что именно Она является Единой Святой Соборной и Апостольской – это наше право и обязанность как православных христиан.

Во-вторых, Блаженнейший Онуфрий говорит, что мы не просто имеем такое право, но что это право отвоевано кровью наших предков. Это и украинские казаки, которые отдавали свои жизни за то, чтобы не дать окатоличить наш народ в форме унии. Это и исповедники, замученные униатами. Это и бесчисленные новомученики, пострадавшие за веру в XX веке. Если мы не будем отстаивать свое право на веру, если будем пассивно сидеть сложа руки, то мы окажемся недостойными тех жертв, которые принесли за Православие наши предки.

Если мы не будем отстаивать свое право на веру, если будем пассивно сидеть сложа руки, то мы окажемся недостойными тех жертв, которые принесли за Православие наши предки.

Конечно, можно избрать путь непротивления. Можно защищать Церковь сугубой молитвой и постом. Этот путь также соответствует и Евангелию, и истории Церкви времен гонений. Но этот путь вовсе не исключает путь активного выражения своей гражданской позиции в рамках Конституции и законов нашей страны. История знает множество случаев, когда именно активная позиция приносила Церкви благо и избавление от нападок извне. Последний такой случай – это происшедшее совсем недавно в Черногории. Тамошняя власть приняла закон, по которому почти все церковное имущество Сербской Православной Церкви экспроприировалось государством с возможной передачей самозванной раскольнической организации: «Черногорская православная церковь» (аналог ПЦУ). По призыву священноначалия Сербской Церкви народ вышел на улицы с Крестными ходами, протестуя против этого беззакония. Манифестации были настолько многочисленными, что в отдельные дни в них участвовало до половины населения страны.

Крестный ход в Подгорице в 2020 году

Церковь по природе своей аполитична и не участвует в предвыборных кампаниях. Также и данные протесты не имели цель привести к власти ту или иную партию. Целью было защитить Церковь и не отдать ее на поругание недобросовестным политикам, которые хотят за счет Церкви решить свои политические проблемы. Итогом событий в Черногории было поражение враждебных к Церкви партий на парламентских выборах, формирование новой власти и отмена антицерковных положений вышеупомянутого закона.

А что было если бы население Черногории не вняло призывам священноначалия Церкви? Что было если бы каждый себе сказал: моя хата с краю, буду себе сидеть дома и молится? История, конечно не знает сослагательного наклонения, но нетрудно догадаться, что вред Церкви был бы огромным.

Сегодня Блаженнейший Митрополит Онуфрий призывает всех верующих выйти на крестные ходы в день Торжества Православия. И тут уже вопрос не стоит: надо ли отстаивать свои права именно таким образом, здесь уже речь идет о послушании священноначалию Церкви. Апостол Павел писал в одном из своих посланий: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

Вопрос не стоит: надо ли отстаивать свои права именно таким образом, здесь уже речь идет о послушании священноначалию Церкви.

В конце февраля 2021 г. в Киево-Печерской лавре прошел съезд представителей общин захваченных храмов УПЦ, который получил очень емкое название: «Верные». Духовенство и верующие, которые лишились своих храмов, поделились своей бедой, своей скорбью со всеми неравнодушными. Рассказы о жестокостях, которые творили сторонники ПЦУ, порой нельзя было слушать без содрогания. Чего стоят только штурмы в Задубровке и Михальче, когда защитников храмов избивали дубинками, резали ножами и прочее. Сами по себе эти факты насилия являются уголовно наказуемыми деяниями. Также и незаконные переводы чиновниками православных общин в ПЦУ – это злоупотребление властными полномочиями. И вряд ли верующие УПЦ собирались бы в Лавре на подобный съезд, если бы они нашли защиту своих прав у государственных правоохранительных органах. Но, к сожалению, во многих случаях эти органы становились на сторону захватчиков, а не жертв насилия.

По итогам съезда «Верные» его участники записали видеообращение к Президенту Украины с просьбой защитить их права и прекратить дискриминацию граждан Украины по религиозному признаку.

 

Ответа на это видеообращение пока нет, как впрочем, нет и надежды на то, что такой ответ появится. А в то время, пока власти страны молчат, а правоохранительные органы бездействуют, сторонники ПЦУ пробивают очередное дно своей жестокости. В ночь на 13 марта 2021 г. шестеро молодых людей жестоко избили пожилого прихожанина Свято-Михайловского храма УПЦ в Задубровке Василия Хащиюка, который шел из храма после своего дежурства.

https://spzh.news/mediafiles/fBOxIs/thumbs/JlMK2f_604cbd5a33ba79_97192195-tmb-720x411xfill.jpg

Прихожанин общины УПЦ в с. Задубровка после нападения

Слов нет, чтобы описать степень мерзости данного поступка! Вшестером избить человека, который по возрасту годится им не то что в отцы, а в деды. Ни один мужчина, у которого остались хоть крохи представления о чести и порядочности, не решился бы на такую низость. А сторонники ПЦУ и глазом не моргнули. С тех пор прошло уже несколько дней, но по этому поводу не слышно ни осуждения этого гнусного преступления со стороны руководства ПЦУ, ни заявления о его правовой оценке со стороны властей.

Более того, демонстративная поддержка со стороны власти как будто дает сторонникам ПЦУ право на противозаконные действия против УПЦ и ее верных чад. Конечно, обещания премьер-министра Д. Шмыгаля патриарху Варфоломею всесторонне поддерживать ПЦУ и жестокое избиение в Задубровке Василия Хащиюка не связаны между собой напрямую, но та информационная кампания против УПЦ, которая развязана в последнее время, то давление, которое власти оказывают на УПЦ, те усилия, которые предпринимают чиновники по переводу православных общин в ПЦУ – все это создает ту идеологическую базу, на основе которой совершаются противоправные действия против УПЦ и ее прихожан.

Повторимся, никаких громких заявлений, осуждающих избиение Василия Хащиюка, мы не слышим. Преступлений против верующих УПЦ как будто и не происходит, права их как будто и не нарушаются, а их самих как будто бы и не существует. Поэтому наша обязанность – выйти на Крестный ход и показать всем, что мы есть, что мы, как сказал Блаженнейший Онуфрий, «граждане Украины, и у нас есть отвоеванное кровью наших предков право исповедовать Православную веру».

Наша обязанность – выйти на Крестный ход и показать всем, что мы есть, что мы, как сказал Блаженнейший Онуфрий, «граждане Украины, и у нас есть отвоеванное кровью наших предков право исповедовать Православную веру».

К сожалению, власти прислушиваются только к мнению улицы. И так происходит не только у нас в стране. По всему миру мы видим, как власти государства начинают прислушиваться к мнению народа, только когда народ выходит на улицы и показывает, что он не будет сидеть сложа руки и смотреть, как его права нарушаются. Здесь речь не о незаконных акциях, во время которых устраиваются погромы и беспорядки, оказывается сопротивление полиции и так далее. Священноначалие УПЦ призывает использовать наше конституционное право на митинги и демонстрации для того, чтобы власть прислушалась к законным требованиям верующих. Мы все должны показать – мы не согласны с тем, что путем принятия антицерковного законопроекта Украинскую Православную Церковь пытаются лишить ее названия, мы не согласны с тем, что наши храмы насильно захватываются молодчиками, не имеющими, ни чести, ни совести, мы не согласны с тем, что наши общины незаконно перерегистрируются в ПЦУ.

Надежда на то, что власти прислушаются, есть! Политилог Руслан Бортник в интервью youtube-каналу «Перший Козацький»  объяснил интересный парадокс: почему народ на выборах голосует за тех кандидатов, которые обещают мир в стране, право разговаривать на родном языке, свободу вероисповедания, свободу слова и так далее, а эти кандидаты, придя к власти, через некоторое время начинают действовать прямо противоположным образом: перенимают риторику «партии войны», возобновляют гонения на УПЦ, насаждают нетерпимость к иным языкам, кроме украинского и прочее.

Мы все должны показать – мы не согласны, что путем принятия антицерковного законопроекта УПЦ пытаются лишить ее названия, мы не согласны, что наши храмы насильно захватываются молодчиками, не имеющими, ни чести, ни совести, мы не согласны, что наши общины незаконно перерегистрируются в ПЦУ.

По мнению политолога, это происходит потому, что так называемый националистический электорат, хоть и является относительно малочисленным, но при этом он очень активен, готов выходить на улицы, заявлять свою активную гражданскую позицию, отстаивать свои взгляды. А люди мира, люди справедливости, законности и правопорядка, коих подавляющее большинство, – сидят по домам и смотрят, как их права ущемляются. Таким образом активное меньшинство навязывает свое мнение пассивному большинству. По мнению Р. Бортника: «Если бы люди, которые хотят чтить память Великой Отечественной войны, использовать родной язык или ходить в истинные для них церкви, если бы они протестовали, выходили бы на митинги, этого всего бы не было».

Поэтому наш долг сегодня – исполнить благословение Блаженнейшего Предстоятеля УПЦ Митрополита Онуфрия и выйти на крестные ходы в своих епархиях, перестать быть пассивным большинством и заявить о том, что мы не дадим врагам Церкви Христовой восторжествовать над ней. Да поможет нам Бог и молитвы наших предков, не пощадивших себя ради Христа и его Церкви!

Кирилл Александров